Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:25, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что именно показателями дохода, прибыли и рентабельности характеризуется результативность деятельности предприятия в финансовом смысле. Доход, прибыль и рентабельность как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период, а доходы выступают в качестве основного оценочного показателя деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………..………3
1. Доход как основной оценочный показатель……………………..………….5
2.Распределение и использование прибыли………………………..................10
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее виды………………….…………10
1.2 Особенности распределения и использования прибыли ………….……..16
1.3 Факторы роста и планирование прибыли……………………....………....18
1. Пути повышения рентабельности на предприятии………………………..23
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………...…………...27
д) чистая (нераспределенная) прибыль — прибыль, остающаяся в распоряжении организации;
е) налогооблагаемая прибыль - прибыль, подлежащая налогообложению налогом на прибыль;
ж) маржинальная прибыль - разница между выручкой от производства и реализации продукции (работ, услуг) и переменными затратами, отнесенными на издержки производства;
д) нормальная прибыль - это минимальная прибыль, которая остается у организации (предприятия) и необходима для поддержания стремления предпринимателя для использования своего капитала на данном предприятии;
и) экстремальная прибыль - разовая прибыль, которая получается по рисковым операциям, когда величина риска потери капитала приравнивается к величине риска получения прибыли.[11 с 124]
Планирование прибыли
• планирование формирования величины прибыли;
• планирование использования полученной прибыли.
При планировании величины прибыли организации (предприятия) должны учитывать как общие положения, так и конкретные особенности деятельности, организационно-правовые формы собственности, условия взаиморасчетов и т.д. Могут применяться различные коэффициенты, корректирующие величину прибыли, например:
• прогноз процента рентабельности вложенного капитала;
• коэффициент прибыльности;
• коэффициент рентабельности.
Все эти коэффициенты связаны с критическими точками прибыльности (убыточности) деятельности организации (предприятия).
К основным методам планирования прибыли организации (предприятия) относят:
Наиболее известны два традиционных
способа планирования прибыли -
метод прямого счета и
Метод прямого счета. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатур ной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли.
По несравнимой продукции себес
Π = В - 3 или Π = Π1 + Πт - П2,
где Π - прибыль;
В - выручка;
3 - полная себестоимость
Π1, П2 - соответственно прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового года;
Пт — прибыль в товарной продукции планового года.
Аналитический метод. Применяется
при планировании прибыли в отраслях
с широким ассортиментом
С учетом затрат па 1 тыс. тенге товарной продукции, прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой).
Рассчитывают по формуле:
П = Т(100-3)/100.
где Π - валовая прибыль от выпуска товарной продукции
Т - товарная продукция в ценах реализации предприятия
3 - затраты, руб., на 1 тыс.тенге товарной продукции, исчисленной.
[12 с 114 - 115]
3. Пути повышения рентабельности на предприятии
Управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур: прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли и рентабельности); нормирование затрат (устанавливаются технически обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности); учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатуре статей); калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости, т. е. исчисляется фактическая себестоимость продукции); анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости); контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования).
При анализе и планировании
затрат и себестоимости продукции
наибольшее распространение получили
два классификационных
Под экономическим элементом понимается экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне данного предприятия не представляется целесообразным к более подробной детализации. Например, элемент «Амортизация основных средств» обобщает все амортизационные отчисления независимо от того, для каких целей — производственных, социальных, управленческих — использовалось то или иное основное средство; стоимость покупного полуфабриката нельзя разложить на затраты живого и овеществленного труда и т. п.
Безусловно, затраты, которые предприятие вынуждено нести в ходе производственного процесса, объективны, и предприятие само определяет себестоимость продукции. Вместе с тем государство в определенной степени регулирует этот процесс путем нормирования затрат, относимых па себестоимость и принимаемых во внимание при исчислении налогооблагаемой прибыли. Выделены следующие элементы затрат: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты. Учет и анализ затрат по элементам позволяет рассчитывать и оптимизировать плановые и фактические затраты по предприятию в целом по таким крупным позициям, как оплата труда, покупные материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия и др.
Под калькуляционной статьей понимается определенный вид затрат, образующих себестоимость продукции в целом или ее отдельного вида. Обособление таких видов затрат основано на возможности и целесообразности их идентификации, оценки и включения (прямого или косвенного, т. е. путем распределения в соответствии с некоторой базой) в себестоимость конкретного вида продукции.
Если группировка затрат
по экономическим элементам
В системе управления затратами важную роль играет подразделение затрат на прямые и косвенные расходы. Прямые расходы — это расходы, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов. К косвенным относятся расходы, которые в момент возникновения не могут быть отнесены на конкретный объект калькулирования, и, чтобы попасть в его себестоимость, они должны быть предварительно аккумулированы на определенном счете и в дальнейшем распределены между всеми объектами пропорционально некоторой базе.
Примерами прямых расходов являются затраты сырья и материалов, полуфабрикаты, заработная плата работников, запятых производством данного вида продукции, и др. К косвенным относятся расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и др. Базой для распределения могут служить: прямые затраты, заработная плата производственных рабочих, объем выработанной продукции и т. п. Отметим, что подразделение расходов на прямые и косвенные, равно как и выбор базы для распределения последних с целью включения их в себестоимость, всегда имеют определенную долю субъективизма. Что касается методов калькулирования, используемых в отечественной практике, то число их достаточно велико. В западной практике наиболее распространена система директ-костинга, подразумевающая подразделение затрат на условно-постоянные и переменные; первые относятся на затраты текущего (отчетного) периода, вторые — на себестоимость.
Следует подчеркнуть, что фактическая себестоимость продукции формируется исходя из принципа экономической целесообразности тех или иных расходов и затрат. Увеличение себестоимости, являясь в целом негативным фактом, приводящим к уменьшению прибыли, имеет и некоторый позитивный момент — снижение налога на прибыль. Поэтому в целях противодействия фактам необоснованного занижения налогооблагаемой прибыли некоторые виды расходов регулируются в централизованном порядке путем установления лимитов, норм и нормативов.[13 с 13-17]
Рассмотрим два варианта примерного расчета прибыли и рентабельности на предприятии (Таблица 1.3).
Таблица 1.3
Расчет прибыли и
№ |
Показатели |
1 вариант |
2 вариант |
1 |
Выручка от реализации товаров, тыс. тг, В |
2800 |
3150 |
2 |
НДС, % - тыс. тг. |
12% 336 |
12% 378 |
3 |
Прибыль от реализации товаров, Пр, тыс. тг. |
1500 |
1900 |
4 |
Рентабельность, %, Р |
66,2 |
67,8 |
5 |
Себестоимость реализации товаров, С, тыс. тг |
1100 |
1250 |
6 |
Прибыль от внереализационных операций, Пвр, тыс. тг |
324 |
280 |
7 |
Прибыль от прочих операций, Ппр, тыс. тг |
250 |
428 |
8 |
Балансовая прибыль, тыс. тг |
2274 |
2608 |
9 |
Чистая прибыль, тыс. тг |
1938 |
2230 |
НДС исчисляется следующим образом:
Рассчитываем прибыль от реализации товаров, Пр:
Рассчитываем балансовую прибыль, Пв
Рассчитываем чистую прибыль, Пч
Рассчитываем рентабельность, % Р
Р = ——— · 100 = ——— · 100 = 69,2%
В 2800
Р = ——— = ——— · 100 = 70,7%.
В 3150
[14 с 73 - 77]
Заключение
Доходами организации
Доходы организаций (корпораций) в зависимости от их характера, условий получения и направления деятельности организации подразделяются на группы: доходы от обычных видов деятельности; прочие поступления (операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы). Под доходами от обычных видов деятельности понимаются доходы организации, получение которых носит, как правило, регулярный и характер, связанные с обычной производственно-коммерческой, финансовой или инвестиционной деятельностью организации. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от (продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (выручка). К прочим поступлениям относятся операционные доходы, в том числе: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности; поступления от продажи основных фондов и др. Внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонированной задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов; прочие внереализационные доходы. Впервые для практического применения в Положении определены чрезвычайные доходы. Главным доходом коммерческого предприятия является выручка. Таким образом, доходы являются основным оценочным показателем в деятельности предприятия.
Информация о работе Доходы как основной оценочный показатель