Доходы как основной оценочный показатель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что именно показателями дохода, прибыли и рентабельности характеризуется результативность деятельности предприятия в финансовом смысле. Доход, прибыль и рентабельность как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период, а доходы выступают в качестве основного оценочного показателя деятельности предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
1. Доход как основной оценочный показатель……………………..………….5
2.Распределение и использование прибыли………………………..................10
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее виды………………….…………10
1.2 Особенности распределения и использования прибыли ………….……..16
1.3 Факторы роста и планирование прибыли……………………....………....18
1. Пути повышения рентабельности на предприятии………………………..23
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………...…………...27

Работа состоит из  1 файл

Доход - курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

д) чистая (нераспределенная) прибыль  — прибыль, остающаяся в распоряжении организации;

е) налогооблагаемая прибыль - прибыль, подлежащая налогообложению налогом на прибыль;

ж) маржинальная прибыль - разница  между выручкой от производства и  реализации продукции (работ, услуг) и  переменными затратами, отнесенными  на издержки производства;

д) нормальная прибыль - это минимальная  прибыль, которая остается у организации (предприятия) и необходима для поддержания стремления предпринимателя для  использования своего капитала на данном предприятии;

и) экстремальная прибыль - разовая  прибыль, которая получается по рисковым операциям, когда величина риска  потери капитала приравнивается к величине риска получения прибыли.[11 с 124]

Планирование прибыли организации (предприятия) включает в себя:

•   планирование формирования величины прибыли;

•   планирование использования  полученной прибыли.

При планировании величины прибыли организации (предприятия) должны учитывать как общие положения, так и конкретные особенности деятельности, организационно-правовые формы собственности, условия взаиморасчетов и т.д. Могут применяться различные коэффициенты, корректирующие величину прибыли, например:

•   прогноз процента рентабельности вложенного капитала;

•   коэффициент прибыльности;

•   коэффициент рентабельности.

Все эти коэффициенты связаны с  критическими точками прибыльности (убыточности) деятельности организации (предприятия).

К основным методам планирования прибыли  организации (предприятия) относят:

  1. Метод прямого счета.
  2. Аналитический метод.
  3. Совмещенный (комплексный) (1+2 методов).
  4. Нормативный метод.
  5. Факторный метод (факторный анализ).
  6. Экономико-математический метод.

Наиболее   известны  два  традиционных   способа   планирования прибыли - метод прямого счета и аналитический, которые применяют с определенными  ограничениями.

Метод прямого счета. Прямой счет основан  на том, что количество реализуемой  продукции (объем продаж) по каждой номенклатур ной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли.

По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям. используется формула:

 

Π = В - 3   или    Π = Π1 + Πт - П2,

где    Π - прибыль;

В - выручка;

3 - полная себестоимость реализуемой  продукции; 

Π1, П2 - соответственно прибыль в остатках готовой продукции на  начало и конец планового года;

Пт — прибыль в товарной продукции планового года.

 

Аналитический метод. Применяется  при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому  методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. тенге товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).

С учетом затрат па 1 тыс. тенге товарной продукции, прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой).

Рассчитывают по формуле:

П = Т(100-3)/100.

где    Π - валовая прибыль  от выпуска товарной продукции

Т - товарная продукция в ценах  реализации предприятия

3 - затраты, руб., на 1 тыс.тенге товарной продукции, исчисленной.

[12 с 114 - 115]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути повышения рентабельности на предприятии

 

Управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур: прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли и рентабельности); нормирование затрат (устанавливаются технически обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности); учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатуре статей); калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты   на   объекты   калькулирования   себестоимости,   т.   е.   исчисляется фактическая себестоимость продукции); анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости); контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования).

При анализе и планировании затрат и себестоимости продукции  наибольшее распространение получили два классификационных признака: экономический элемент и статья калькуляции. [6 с 232 - 234]

Под экономическим элементом понимается экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне данного предприятия не представляется целесообразным к более подробной детализации. Например, элемент «Амортизация основных средств» обобщает все амортизационные отчисления независимо от того, для каких целей — производственных, социальных, управленческих — использовалось то или иное основное средство; стоимость покупного полуфабриката нельзя разложить на затраты живого и овеществленного труда и т. п.

Безусловно, затраты, которые предприятие вынуждено нести в ходе производственного процесса, объективны, и предприятие само определяет себестоимость продукции. Вместе с тем государство в определенной степени регулирует этот процесс путем нормирования затрат, относимых па себестоимость и принимаемых во внимание при исчислении налогооблагаемой прибыли. Выделены следующие элементы затрат: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты. Учет и анализ затрат по элементам позволяет рассчитывать и оптимизировать плановые и фактические затраты по предприятию в целом по таким крупным позициям, как оплата труда, покупные материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия и др.

Под калькуляционной статьей понимается определенный вид затрат, образующих себестоимость продукции в целом или ее отдельного вида. Обособление таких видов затрат основано на возможности и целесообразности их идентификации, оценки и включения (прямого или косвенного, т. е. путем распределения в соответствии с некоторой базой) в себестоимость конкретного вида продукции.

Если группировка затрат по экономическим элементам позволяет  выявить отдельные виды затрат за отчетный период безотносительно к  тому, закончено ли производство продукции или нет, то группировка по калькуляционным статьям дает возможность определить себестоимость продукции, полностью прошедшей производственный цикл и готовой к реализации или реализованной.

В системе управления затратами важную роль играет подразделение затрат на прямые и косвенные расходы. Прямые расходы — это расходы, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов. К косвенным относятся расходы, которые в момент возникновения не могут быть отнесены на конкретный объект калькулирования, и, чтобы попасть в его себестоимость, они должны быть предварительно аккумулированы на определенном счете и в дальнейшем распределены между всеми объектами пропорционально некоторой базе.

Примерами прямых расходов являются затраты сырья и материалов, полуфабрикаты, заработная плата работников, запятых производством данного  вида продукции, и др. К косвенным  относятся расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и др. Базой для распределения могут служить: прямые затраты, заработная плата производственных рабочих, объем выработанной продукции и т. п. Отметим, что подразделение расходов на прямые и косвенные, равно как и выбор базы для распределения последних с целью включения их в себестоимость, всегда имеют определенную долю субъективизма. Что касается методов калькулирования, используемых в отечественной практике, то число их достаточно велико. В западной практике наиболее распространена система директ-костинга, подразумевающая подразделение затрат на условно-постоянные и переменные; первые относятся на затраты текущего (отчетного) периода, вторые — на себестоимость.

Следует подчеркнуть, что  фактическая себестоимость продукции формируется исходя из принципа экономической целесообразности тех или иных расходов и затрат. Увеличение себестоимости, являясь в целом негативным фактом, приводящим к уменьшению прибыли, имеет и некоторый позитивный момент — снижение налога на прибыль. Поэтому в целях противодействия фактам необоснованного занижения налогооблагаемой прибыли некоторые виды расходов регулируются в централизованном порядке путем установления лимитов, норм и нормативов.[13 с 13-17]

Рассмотрим два варианта примерного расчета прибыли и рентабельности на предприятии (Таблица 1.3).

 

Таблица 1.3

Расчет прибыли и рентабельности

Показатели

1 вариант

2 вариант

1

Выручка от реализации товаров, тыс. тг, В

2800

3150

2

НДС, % - тыс. тг.

12%       336

12%       378

3

Прибыль от реализации товаров, Пр, тыс. тг.

1500

1900

4

Рентабельность, %, Р

66,2

67,8

5

Себестоимость реализации товаров, С, тыс. тг

1100

1250

6

Прибыль от внереализационных операций, Пвр, тыс. тг

324

280

7

Прибыль от прочих операций, Ппр, тыс. тг

250

428

8

Балансовая прибыль, тыс. тг

2274

2608

9

Чистая прибыль, тыс. тг

1938

2230


НДС исчисляется следующим образом:

  1. НДС = В · НДС, % = 2800 · 12% = 336 тыс. тг.
  2. НДС = В · НДС, % = 3150 · 12% = 378 тыс. тг.

Рассчитываем прибыль от реализации товаров, Пр:

  1. Пр = В – С = 2800 – 1100 = 1700 тыс. тг
  2. Пр = В – С = 3150 – 1250 = 1900 тыс. тг

Рассчитываем балансовую прибыль, Пв

  1. Пв = Пр + Ппр + Пвр = 1700 + 250 + 324 = 2274 тыс. тг
  2. Пв = Пр + Ппр + Ввр = 1900 + 428 + 280 = 2608 тыс. тг

Рассчитываем чистую прибыль, Пч

  1. Пч = Пв – НДС = 2274 – 336 = 1938 тыс. тг
  2. Пч = Пв – НДС = 2608 – 378 = 2230 тыс. тг

Рассчитываем рентабельность, % Р

  1.          Пч                  1938

     Р = ——— · 100 = ———  · 100 = 69,2%

               В                    2800

  1.          Пч          2230

     Р = ——— = ———  · 100 = 70,7%.

               В            3150

 

[14 с 73 - 77]

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Доходами организации признается увеличение экономических выгод  в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (coбственников имущества). Из этого следует, что поступившие за определенный период денежные средства или иное имущество образуют доход организации.

Доходы организаций (корпораций) в зависимости от их характера, условий получения и направления деятельности организации подразделяются на группы: доходы от обычных видов деятельности; прочие поступления (операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы). Под доходами от обычных видов деятельности понимаются доходы организации, получение которых носит, как правило, регулярный и характер, связанные с обычной производственно-коммерческой, финансовой или инвестиционной деятельностью организации. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от (продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (выручка). К прочим поступлениям относятся операционные доходы, в том числе:    поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;   поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности; поступления от продажи основных фондов и др. Внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации убытков;  прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;  суммы кредиторской и депонированной  задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов; прочие внереализационные доходы. Впервые для практического применения в Положении определены чрезвычайные доходы. Главным доходом коммерческого предприятия является выручка. Таким образом, доходы являются основным оценочным показателем в деятельности предприятия.

Информация о работе Доходы как основной оценочный показатель