Финансирование лечебно-профилактических учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности финансирования лечебно-профилактических учреждений, финансирование системы обязательного медицинского страхования здравоохранения и пути ихсовершенствования в условиях бюджетирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…………………………………5
1.1 Перспектива развития системы здравоохранения………………………8
1.2 Структура здравоохранения……………………………………………..11
1.3 Кредитование ЛПУ ……………………………………………………...13
1.4 Финансовые показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений……………………………...........................................................17
1.5 Ресурсы здравоохранения………………………………………………..20
1.6 Ценные бумаги в здравоохранении……………………………………..24
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………….….27
2.1 Система распределения финансовых средств ОМС …………………31
2.2 Пути совершенствования системы ОМС ……………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)


1

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1.      ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…………………………………5

1.1 Перспектива развития системы здравоохранения………………………8

1.2 Структура здравоохранения……………………………………………..11

1.3 Кредитование ЛПУ ……………………………………………………...13

1.4 Финансовые показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений……………………………...........................................................17

1.5 Ресурсы здравоохранения………………………………………………..20

1.6 Ценные бумаги в здравоохранении……………………………………..24

2.      ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………….….27

2.1      Система распределения финансовых средств ОМС …………………31

2.2      Пути совершенствования системы ОМС ……………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность и значимость рассмотрения проблемы возникла в связи с тем, что в настоящее время состояние здоровья населения РФ прогрессивно ухудшается по сравнению с таковым в РСФСР в 1990г. и в странах Европы. Смертность на 60-80% превышает европейские показатели, общая продолжительность жизни в РФ на 16,4 года меньше, чем в Японии, на 14,3, чем в Канаде, на 12,9, чем в Финляндии, на 12,0 чем в США, и на 5,7 года меньше, чем в Китае. Показатели здоровья детей - одни из худших в Европе, прогрессивно растет смертность по основным классам болезней - сердечно-сосудистым, патологии системы пищеварения и др.

Государственное финансирование здравоохранения РФ в 2004-2005 гг. составило 2,9 и 2,8% ВВП соответственно, а в 2006 г. - 2,9% ВВП. Расходы населения на здравоохранение в 2006 г. могут составить максимум 1,1% ВВП. Общие расходы на здравоохранение в доле ВВП в странах Восточной Европы равны 6%, Западной Европы - около 9%, США - 14%. При этом абсолютная величина ВВП в РФ почти в 20 раз меньше, чем в ЕС и США. В абсолютных цифрах расходы здравоохранения на душу населения в РФ в 40 раз ниже, чем в США, в 20-30 раз, чем в Западной Европе, в 6,5 раза, чем в Чехии, в 1,9 раза, чем в Турции.

Недофинансирование российского здравоохранения из средств государственного бюджета составит в 2006 г. около 500 млрд. руб. (до уровня 6% ВВП по примеру стран Восточной Европы и Балтии).

Увеличение бюджетного финансирования здравоохранения в 2006 на 67 млрд. руб. (по проекту "Здоровье") составляет всего 0,25% ВВП, т.е. 13% суммы недофинансирования.

В данной работе подробно рассматриваются общие сведения о финансировании лечебно-профилактических учреждений. Рассказывается об источниках финансирования, а именно: государственный бюджет, казначейство, банки, валютные фонды, сберегательные банки, страховые и лизинговые компании, пенсионные фонды, фондовые биржи.

Показана связь между ухудшением здоровья нации и исходно недостаточных государственных затрат на здравоохранение.

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности финансирования лечебно-профилактических учреждений, финансирование системы обязательного медицинского страхования здравоохранения и пути ихсовершенствования в условиях бюджетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

В условиях формирования и развития рынка услуг здравоохранения особое значение приобретают финансовые отношения лечебно-профилактических учреждений. Они реализуются в определенной финансовой среде. К основным её структурным элементам можно отнести (рис.1)

Рис.1 Финансирование лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.

Финансовое обеспечение деятельности лечебно-профилактических учреждений является определяющим фактором финансовой стабильности, платежеспособности, а главное — конкурентоспособности оказываемых медицинских услуг. Основой для этого являются финансовые ресурсы. С экономической точки зрения финансовые ресурсы — это совокупность денежных средств (собственных и привлеченных), находящихся в хозяйственном обороте и используемых в процессе предпринимательской деятельности.

В практической деятельности финансовые — ресурсы выступают двух основных видах: долгосрочные финансовые средства в форме основных фондов (капитала) и краткосрочные (финансовые средства для текущей деятельности). Кроме того, финансовые ресурсы различают по источникам формирования (внутренний и внешний) и степени принадлежности — собственные и заемные.

Собственные средства — это совокупные денежные ресурсы, находящиеся в хозяйственном обороте и принадлежащие лечебно-профилактическому учреждению. Их движение обеспечивается за счет внутренних источников развития. К ним можно отнести нераспределенную прибыль и амортизационные отчисления. Они стабильны, но ограничены сроком эксплуатации медицинского оборудования и техники, скоростью оборота денежных средств, величиной текущих расходов и темпами оказываемых медицинских услуг.

Заемные средства (привлеченные) — это денежные ресурсы, не принадлежащие лечебно-профилактическому учреждению, но временно находящиеся в его распоряжении наряду с собственными. К ним можно отвести кредиты, получаемые в банках, выпуск акций, собственных долговых обязательств и пр.

На современном этапе развития существуют и иные способы привлечения недостающих финансовых средств, более выгодных, чем кредиты. Это — лизинг и факторинг.

Конкретное решение о необходимости и размере привлекаемых финансовых средств принимается руководителями лечебно-профилактических учреждений. При определении потребности учитываются такие моменты: цель и период, на который требуются средства; сумма необходимых денежных средств; каковы будут затраты при возвращении долгов. После этого выбирается наиболее приемлемый вариант. Давайте проведем анализ внешних источников привлечения финансовых средств, определив, что выгоднее для лечебно-профилактических учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Перспектива развития системы здравоохранения

По данным ВОЗ, на начало ХХI века в мире ежегодные расходы на здравоохранение составляли около 1700 млрд. долларов США. Поскольку здравоохранение входит в общественный сектор экономики, то эти расходы не могут естественным путем регулироваться рыночными механизмами, а в большей степени координируются государством.

Инвестиции в здравоохранение имеют две экономические функции:

- обеспечивают достижение одной из главных целей любой нации - «максимально достижимый» уровень здоровья;

- направлены в трудовой ресурс, то есть повышают эффективность экономики.

Следует отметить, что Россия относится к небольшому числу стран, которые тратят на здравоохранение значительно меньше возможного. Кроме того, негативную нагрузку выполняет известный дисбаланс расходов на отдельные виды медицинской помощи, которые в структуре финансирования делятся следующим образом:

1. скорая медицинская помощь - 9%,

2. амбулаторно-поликлиническая помощь - 27%,

3. стационарная помощь - 64%.

Согласно принятой Государственной думой РФ концепции развития здравоохранения и медицинской науки здоровье является важнейшей ценностью как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Государственная политика в области здравоохранения включает последовательную реализацию управленческих решений, направленных на укрепление здоровья населения. Среди ведущих направлений выделим следующие: охрана окружающей среды, профессиональное здоровье, контроль инфекционных заболеваний, профилактика травматизма, поддержание психического здоровья населения, обеспечение социальной справедливости в распределении медицинских услуг.

Стратегической целью развития здравоохранения является улучшение основных показателей общественного здоровья:

- снижение показателя общей смертности, показателей материнской и детской смертности,

- снижение уровня заболеваемости социально значимыми болезнями,

- снижение уровня инвалидности от основных заболеваний,

- повышение показателя средней продолжительности предстоящей жизни.

Существующая в стране ситуация со здоровьем послужила основанием к разработке ряда федеральных программ, основанных на программно-целевом регламенте определения тех или иных приоритетных задач: «Сахарный диабет», «Борьба со СПИДом», «Дети России», «Здоровье», «Вакцинопрофилактика» и др.

Еще одно важное направление - создание в ЛПУ непрерывной и эффективной системы контроля и анализа соблюдения технологических процессов в лечении больных. Существует несомненная связь между высоким уровнем процесса обслуживания и хорошим исходом лечения.

В настоящее время в отрасли действует План по развитию здравоохранения РФ на период до 2010 г., в задачу которого входит создание в стране системы здравоохранения, способной реально укреплять здоровье населения и эффективно восстанавливать его в случае утраты.

Соответствующую работу предполагается проводить с учетом выполнения трех основных принципов развития отрасли:

1. единство системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений;

2. единство лечебно-профилактической и экономической эффективности;

3. единство врача и пациента в достижении высоких результатов профилактической и лечебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура здравоохранения

 

«Вертикаль» управления и контроля над учреждениями здравоохранения включает министерский (федеральный), региональный (крупные центры и города) и местный (муниципальный) уровни. Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей. В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему здравоохранения, находятся под юрисдикцией органов законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации). Надзор за исполнением законов в области здравоохранения, в свою очередь, осуществляют органы и учреждения судебной власти.

Особая роль в нашем государстве отводится структурам президентской власти. По конституции именно Президент РФ руководит государственной политикой в области охраны здоровья граждан. В структурном, организационном плане общественная система здравоохранения интегрирует различные типы предприятий и учреждений:

 

- федеральные и региональные органы и учреждения здравоохранения (государственная, бюджетная система здравоохранения);

- органы и учреждения государственной системы ОМС;

- частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи (органы и учреждения ДМС и частного медицинского страхования);

- общественные, религиозные медицинские организации, фонды, организации и учреждения милосердия и благотворительности.

Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций выделяют профиль учреждений здравоохранения:

 

1. Лечебно-профилактические;

2. Охраны материнства и детства;

3. Санитарно-эпидемиологической службы;

4. Санаторно-курортные;

5.Патологоанатомической, судебно-медицинской, судебно-психиатри-

ческой экспертизы.

6. Аптечные;

7. Предприятия медицинской промышленности: медицинских изделий и фармацевтики;

8. Образовательные и научно-исследовательские.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Кредитование ЛПУ

 

Приняв решение о необходимости займа, нужно обратиться в банк. Специальный отдел банка, ведающий кредитованием, рассматривает и анализирует предоставляемые лечебно-профилактическим учреждением специальные данные о кредитоспособности (показатели ликвидности, оборачиваемости ресурсов, коэффициенты прибыльности). Если решение вопроса положительное, разрабатываются условия кредитного соглашения,  т. е. основные условия кредита, которые вытекают из сроков, целей предоставления и использования ссуды (рис.2) .

Рис.2 Схема финансовых ресурсов ЛПУ.

 

Кредиты, к которым обращаются учреждения, традиционно делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочные ссуды выдаются банками на срок менее года, на 30, 60, 90 дней. Условием предоставления ссуды является достаточная ликвидность заемщика, или возможность быстрого превращения активов заемщика в наличные деньги. Условие ликвидности ужесточается в случае предоставления кредитов до востребования, т.е. не имеющих конкретного оговоренного срока погашения. В последнее время учреждения, нуждающиеся в краткосрочных ресурсах, предпочитают не обращаться в банки, а прибегать к выпуску коммерческих бумаг, особых обязательств без специального обеспечения. Процентная ставка по коммерческим бумагам не является фиксированной, находится в пределах 6—8%.

Информация о работе Финансирование лечебно-профилактических учреждений