Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:27, контрольная работа
Целью данной работы является, в первую очередь, раскрытие сущности финансовой политики, а также её значения для государства.
К тому же задачей данной работы ставится рассмотрение, на основе анализа исторических источников, типов финансовой политики в России, на различных этапах исторического развития страны, а также, в зависимости от сложившихся экономических отношений на этих этапах.
В настоящее время
финансовая политика развитых капиталистических
государств находится под воздействием
современных теорий, фактически представляющих
собой конвергенцию двух систем регулирования,
и отдельные государства используют различные
элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской
системы государственного регулирования.
2. Основные этапы
финансовой политики России
Различают несколько
этапов финансовой политики России.
1) Финансовая централизация
На первом этапе
финансовая политика России была сходна
с типами финансовой политики, распространёнными
в других странах. Этот этап длился
до 1917г., поскольку в этом году Россия стала
советским государством и на протяжении
десятилетий в нашей стране проводилась
планово-директивная финансовая политика.
Данная финансовая политика формировалась
под воздействием теоретических концепций
К. Маркса (1818--1881) и В.И. Ленина (1870--1924).
Марксистско-ленинская
теория о сущности и функциях социалистического
государства предопределяла главный
принцип финансовой политики советского
государства -- финансовую централизацию.
Финансовая централизация,
предусматривающая не только концентрацию
подавляющей части финансовых ресурсов
в распоряжении государства, но и монополию
государства в организации финансовых
отношений, стала необходимой, так как
функции государства расширились настолько,
что основными из них стали хозяйственно-организаторская
и культурно-воспитательная.
Советское государство
полностью финансировало из бюджета
потребности экономики и
Финансовая централизация
выражалась и в том, что государство
непосредственно и монопольно стало
регламентировать ценообразование, денежное
обращение, систему расчетов и кредитные
отношения.
Таким образом, все
стоимостные элементы системы управления
фактически объединились в одну административно-командную
систему управления всем производственным
процессом.
Такая финансовая политика
гарантировала переход от одной системы
общественных отношений к другой, совершенно
новой для истории человечества системе
общественных отношений, и решение социально-экономических
проблем, встающих перед советским государством
на различных этапах его существования.
Она была достаточно
эффективной, так как ,несмотря на чрезвычайно
трудную финансовую ситуацию, доставшуюся
в наследство от царской России,
Гражданскую войну, иностранную
военную интервенцию Советскому
государству удалось создать достаточно
мощный экономический потенциал перед
войной с фашистской Германией, победить
в этой войне и в сравнительно короткий
срок восстановить разрушенное войной
народное хозяйство.
В послевоенные годы
финансовая политика Советского государства
была направлена на финансовое обеспечение
соревнования со странами Запада, и прежде
всего, с США в гонке вооружения и развитии
космоса.
Одновременно оказывалась
значительная финансовая помощь странам
социалистического лагеря:
1) для обеспечения
социалистической ориентации в их развитии;
2) для превращения
их в промышленно развитые
страны;
3) для формирования
сильных военных союзников, в
общем ,для укрепления своей
обороноспособности.
Для достижения этой
цели требовалось ускоренное развитие
сырьевой базы и, прежде всего, добычи
нефти и газа. Освоение новых месторождений
требовало огромных финансовых средств,
так как сопровождалось не только необходимостью
освоения новых территорий, миграции рабочей
силы в эти районы, но и строительства
нефте- и газопроводов.
Пока цены на нефть
и газ на международном рынке
были высокими их экспорт, в какой-то
мере компенсировал затраты. Но все
же, реализация финансовой политики требовала
соответствующего перераспределения
национального дохода. В результате
в стране была создана однобокая экономика
с гипертрофированно развитым военно-промышленным
комплексом.
С точки зрения поставленных
государством целей финансовую политику
послевоенного периода и меры
по ее реализации нельзя назвать неэффективными.
Другое дело, что в правительственных
программах декларировался и курс на повышение
благосостояния населения, а его уровень
зависит, от уровня оплаты труда и от уровня
развития сельского хозяйства, пищевой
и легкой промышленности, гражданского
строительства и отраслей, производящих
предметы потребления.
При разработке финансовой
политики принципиальным является то,
что в основе распределения и
перераспределения финансовых ресурсов
лежит:
1) выбор субъектов
распределительных отношений,
2) определение степени
централизации финансовых
3) определение первоочередных
общественных потребностей и меры их удовлетворения
и соответственно приоритетных направлений
использования финансовых ресурсов;
4) выбор источников
и методов формирования
Финансовая политика,
проводимая Советским государством
в течение длительного времени, направленная
на ускоренное развитие военно-промышленного
комплекса, космоса и топливно-энергетического
комплекса, неотвратимо привела к значительному
отставанию развития сельского хозяйства,
пищевой и легкой отраслей промышленности,
сферы услуг, что повлекло за собой оскудение
товарного рынка и отставание его от потребностей
населения.
Диспропорции в
развитии экономики стали причиной
нарастающих трудностей в денежном
обращении и финансовой системе
страны.
2) Перестройка
Курс, взятый М. Горбачевым
в 1985 г. на демократизацию и гласность,
привел ко все более частой постановке
вопроса о недостаточно высокой эффективности
советской экономики и недостаточно высокой
эффективности финансовой и кредитной
систем. Соответственно правительством
был провозглашен курс на перестройку
системы управления. Был принят пакет
государственных законов и постановлений,
направленных на сокращение сферы государственного
планирования и перераспределение функций
государственных экономических органов
управления (Госплана, Госснаба, Минфина,
Госстраха, Госбанка, Госкомстата и др.)
в пользу расширения прав предприятий
и отраслей народного хозяйства.
Изменение финансовой
политики прежде всего выражалось в
снижении степени финансовой централизации
и увеличении финансовой самостоятельности
предприятий и отраслей экономики.
Решающим в пакете
правительственных документов был
Закон СССР «О государственном предприятии
(объединении)», так как именно он
отражал снижение степени финансовой
централизации как основы изменения
финансовой политики.
Закон, вводимый в
действие с 1 января 1988 г., отводил предприятию
главную роль в развитии экономического
потенциала и более полному удовлетворению
растущих материальных и духовных потребностей
населения. В первой статье закона утверждалось,
что на государственном предприятии трудовой
коллектив, используя, как хозяин общенародную
собственность, создает и приумножает
народное богатство.
Переводя предприятие
как владельца обособленной части
общенародной собственности на принципы
полного хозрасчета и самофинансирования,
государство одновременно возлагало на
трудовой коллектив обязанность самостоятельно
решать все вопросы производственного
и социального развития. Принципиальным
в изменениях взаимоотношений предприятий
с государством было то, что производственная
и социальная деятельность и оплата труда
должны были осуществляться за счет заработанных
трудовым коллективом средств. Часть прибыли
(дохода) должна была использоваться предприятием
для выполнения обязательств перед бюджетом,
банками и вышестоящим органом, а другая
поступала в полное распоряжение предприятия
и вместе со средствами на оплату труда
формировала так называемый хозрасчетный
доход коллектива, на уровне которого
непосредственно сказывались как достижения,
так и потери в работе предприятия. Предприятие,
обеспечивающее производство и реализацию
лучшей продукции (работы, услуги) с меньшими
издержками, получали больший хозрасчетный
доход и преимущества в своем производственном
и социальном развитии и оплате труда
работников.
По существу предприятию
отводилась главная роль в реализации
курса на ускорение социально-
Но в действительности
новая финансовая политика и новый
финансовый механизм, формируемый этим
законом, оказались лишь декларацией,
так как сырьевой дефицит, нарастающий
в стране уже с середины 70-х
годов, не позволял предприятиям не только
производить дополнительную продукцию
сверх госзаказа, но и делал почти невозможным
своевременное выполнение плана в пределах
госзаказа.
До перестройки
государственный бюджет страны принимался
и исполнялся формально (юридически)
без дефицита. На 1988г. он впервые был
принят без превышения доходов над расходами
в сбалансированной сумме. Воздействие
финансовой политики перестроечного периода
на «оздоровление» финансов было таковым,
что государственный бюджет на 1989 г. был
принят уже с бюджетным дефицитом в сумме
около 36 млрд. руб., но в доходы бюджета
были включены ссуды Госбанка, которые
никогда не относились к доходам бюджета,
в сумме свыше 64 млрд. руб., т. е. на самом
деле бюджетный дефицит составил 100 млрд.
руб.
Скрытая форма бюджетного
дефицита, также как и скрытая форма инфляции,
поддерживалась государством благодаря
финансовой централизации, и частичный
отход от нее в период перестройки сократил
возможности правительства в перераспределении
финансовых ресурсов между отдельными
звеньями финансовой системы и, прежде
всего, между государственным бюджетом
и Государственным банком и государственными
предприятиями.
Закон о государственном
предприятии, принятый в 1988 г., запрещал
изъятие и перераспределение прибыли
(дохода) и других финансовых ресурсов
сверх установленных нормативов, норм
и ставок, а также и в случаях, не предусмотренных
законодательством. В результате все более
значимым источником покрытия бюджетного
дефицита стали эмиссия и государственный
кредит.
Перестройка хозяйственного
механизма требовала изменений
в организации кредитно-
Была создана новая
система банков, которая в экономической
литературе того периода называлась системой
отраслевых банков. Она включала: Государственный
банк СССР (Госбанк СССР); Банк внешнеэкономической
деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР);
Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк
СССР); Банк жилищно-коммунального хозяйства
и социального развития СССР (Жилсоцбанк
СССР); Банк трудовых сбережений кредитования
населения СССР (Сбербанк СССР).
Главной целью перестройки
банковской системы было превращение
кредита в один из важнейших инструментов,
обеспечивающих органическое включение
товарно-денежных отношений в механизм
планового управления экономикой и совершенствование
организации кредитования, финансирования
и расчетов в народном хозяйстве с целью
повышения их эффективности.
Одними из задач,
поставленных перед новой банковской
системой, были укрепление денежного обращения
и повышение устойчивости и покупательной
способности советского рубля. Целью перестройки
банковской системы было улучшение кассового
исполнения государственного бюджета
и кассового обслуживания народного хозяйства
и населения.