Финансова политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:27, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является, в первую очередь, раскрытие сущности финансовой политики, а также её значения для государства.
К тому же задачей данной работы ставится рассмотрение, на основе анализа исторических источников, типов финансовой политики в России, на различных этапах исторического развития страны, а также, в зависимости от сложившихся экономических отношений на этих этапах.

Работа состоит из  1 файл

кр21 финанс политика рф.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

В настоящее время  финансовая политика развитых капиталистических  государств находится под воздействием современных теорий, фактически представляющих собой конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные государства используют различные элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской системы государственного регулирования. 

2. Основные этапы  финансовой политики России 
 

Различают несколько  этапов финансовой политики России. 

1) Финансовая централизация 

На первом этапе  финансовая политика России была сходна с типами финансовой политики, распространёнными  в других странах. Этот этап длился до 1917г., поскольку в этом году Россия стала советским государством и на протяжении десятилетий в нашей стране проводилась планово-директивная финансовая политика. Данная финансовая политика формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса (1818--1881) и В.И. Ленина (1870--1924). 

Марксистско-ленинская  теория о сущности и функциях социалистического  государства предопределяла главный  принцип финансовой политики советского государства -- финансовую централизацию. 

Финансовая централизация, предусматривающая не только концентрацию подавляющей части финансовых ресурсов в распоряжении государства, но и монополию государства в организации финансовых отношений, стала необходимой, так как функции государства расширились настолько, что основными из них стали хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная. 

Советское государство  полностью финансировало из бюджета  потребности экономики и социальной сферы. Роль государства в развитии общества значительно возросла, так  как оно непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития. Это было обусловлено переходом частной формы собственности к государственной (общенародной). В соответствии с этим государство перешло от налоговой формы перераспределения национального дохода к его прямому распределению в сфере производства и перераспределению через государственный бюджет. 

Финансовая централизация  выражалась и в том, что государство  непосредственно и монопольно стало  регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. 

Таким образом, все  стоимостные элементы системы управления фактически объединились в одну административно-командную  систему управления всем производственным процессом. 

Такая финансовая политика гарантировала переход от одной системы общественных отношений к другой, совершенно новой для истории человечества системе общественных отношений, и решение социально-экономических проблем, встающих перед советским государством на различных этапах его существования. 

Она была достаточно эффективной, так как ,несмотря на чрезвычайно  трудную финансовую ситуацию, доставшуюся  в наследство от царской России, Гражданскую войну, иностранную  военную интервенцию Советскому государству удалось создать достаточно мощный экономический потенциал перед войной с фашистской Германией, победить в этой войне и в сравнительно короткий срок восстановить разрушенное войной народное хозяйство. 

В послевоенные годы финансовая политика Советского государства  была направлена на финансовое обеспечение соревнования со странами Запада, и прежде всего, с США в гонке вооружения и развитии космоса. 

Одновременно оказывалась  значительная финансовая помощь странам  социалистического лагеря: 

1) для обеспечения  социалистической ориентации в их развитии; 

2) для превращения  их в промышленно развитые  страны; 

3) для формирования  сильных военных союзников, в  общем ,для укрепления своей  обороноспособности. 

Для достижения этой цели требовалось ускоренное развитие сырьевой базы и, прежде всего, добычи нефти и газа. Освоение новых месторождений требовало огромных финансовых средств, так как сопровождалось не только необходимостью освоения новых территорий, миграции рабочей силы в эти районы, но и строительства нефте- и газопроводов. 

Пока цены на нефть  и газ на международном рынке  были высокими их экспорт, в какой-то мере компенсировал затраты. Но все  же, реализация финансовой политики требовала  соответствующего перераспределения  национального дохода. В результате в стране была создана однобокая экономика с гипертрофированно развитым военно-промышленным комплексом. 

С точки зрения поставленных государством целей финансовую политику послевоенного периода и меры по ее реализации нельзя назвать неэффективными. Другое дело, что в правительственных программах декларировался и курс на повышение благосостояния населения, а его уровень зависит, от уровня оплаты труда и от уровня развития сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, гражданского строительства и отраслей, производящих предметы потребления. 

При разработке финансовой политики принципиальным является то, что в основе распределения и  перераспределения финансовых ресурсов лежит: 

1) выбор субъектов  распределительных отношений, т.  е. владельцев и распределителей  финансовых ресурсов; 

2) определение степени  централизации финансовых ресурсов  в распоряжении государства в  зависимости от функций государства  и степени самостоятельности  юридических лиц и населения  в удовлетворении своих потребностей; 

3) определение первоочередных  общественных потребностей и меры их удовлетворения и соответственно приоритетных направлений использования финансовых ресурсов; 

4) выбор источников  и методов формирования финансовых  ресурсов. 

Финансовая политика, проводимая Советским государством в течение длительного времени, направленная на ускоренное развитие военно-промышленного комплекса, космоса и топливно-энергетического комплекса, неотвратимо привела к значительному отставанию развития сельского хозяйства, пищевой и легкой отраслей промышленности, сферы услуг, что повлекло за собой оскудение товарного рынка и отставание его от потребностей населения. 

Диспропорции в  развитии экономики стали причиной нарастающих трудностей в денежном обращении и финансовой системе  страны. 

2) Перестройка 

Курс, взятый М. Горбачевым в 1985 г. на демократизацию и гласность, привел ко все более частой постановке вопроса о недостаточно высокой эффективности советской экономики и недостаточно высокой эффективности финансовой и кредитной систем. Соответственно правительством был провозглашен курс на перестройку системы управления. Был принят пакет государственных законов и постановлений, направленных на сокращение сферы государственного планирования и перераспределение функций государственных экономических органов управления (Госплана, Госснаба, Минфина, Госстраха, Госбанка, Госкомстата и др.) в пользу расширения прав предприятий и отраслей народного хозяйства. 

Изменение финансовой политики прежде всего выражалось в  снижении степени финансовой централизации  и увеличении финансовой самостоятельности предприятий и отраслей экономики. 

Решающим в пакете правительственных документов был  Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», так как именно он отражал снижение степени финансовой централизации как основы изменения финансовой политики. 

Закон, вводимый в  действие с 1 января 1988 г., отводил предприятию  главную роль в развитии экономического потенциала и более полному удовлетворению растущих материальных и духовных потребностей населения. В первой статье закона утверждалось, что на государственном предприятии трудовой коллектив, используя, как хозяин общенародную собственность, создает и приумножает народное богатство. 

Переводя предприятие  как владельца обособленной части  общенародной собственности на принципы полного хозрасчета и самофинансирования, государство одновременно возлагало на трудовой коллектив обязанность самостоятельно решать все вопросы производственного и социального развития. Принципиальным в изменениях взаимоотношений предприятий с государством было то, что производственная и социальная деятельность и оплата труда должны были осуществляться за счет заработанных трудовым коллективом средств. Часть прибыли (дохода) должна была использоваться предприятием для выполнения обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом, а другая поступала в полное распоряжение предприятия и вместе со средствами на оплату труда формировала так называемый хозрасчетный доход коллектива, на уровне которого непосредственно сказывались как достижения, так и потери в работе предприятия. Предприятие, обеспечивающее производство и реализацию лучшей продукции (работы, услуги) с меньшими издержками, получали больший хозрасчетный доход и преимущества в своем производственном и социальном развитии и оплате труда работников. 

По существу предприятию  отводилась главная роль в реализации курса на ускорение социально-экономического развития, и часть функций государства  по управлению экономикой передавались предприятию, но и снималась ответственность  государства за финансовое состояние предприятия. Предполагалось, что ограничение Госплана госзаказом и предоставление прав по производству продукции сверх госзаказа и реализация ее по договорным ценам дадут возможность предприятиям формировать дополнительные финансовые ресурсы и самостоятельно использовать часть экономического эффекта (за минусом платежей в с бюджетную и банковскую систему) на производственное и социальное развитие и повышение оплаты труда. Тем самым создавался действенный стимул для повышения эффективности общественного производства. 

Но в действительности новая финансовая политика и новый  финансовый механизм, формируемый этим законом, оказались лишь декларацией, так как сырьевой дефицит, нарастающий  в стране уже с середины 70-х  годов, не позволял предприятиям не только производить дополнительную продукцию сверх госзаказа, но и делал почти невозможным своевременное выполнение плана в пределах госзаказа. 

До перестройки  государственный бюджет страны принимался и исполнялся формально (юридически) без дефицита. На 1988г. он впервые был принят без превышения доходов над расходами в сбалансированной сумме. Воздействие финансовой политики перестроечного периода на «оздоровление» финансов было таковым, что государственный бюджет на 1989 г. был принят уже с бюджетным дефицитом в сумме около 36 млрд. руб., но в доходы бюджета были включены ссуды Госбанка, которые никогда не относились к доходам бюджета, в сумме свыше 64 млрд. руб., т. е. на самом деле бюджетный дефицит составил 100 млрд. руб. 

Скрытая форма бюджетного дефицита, также как и скрытая форма инфляции, поддерживалась государством благодаря финансовой централизации, и частичный отход от нее в период перестройки сократил возможности правительства в перераспределении финансовых ресурсов между отдельными звеньями финансовой системы и, прежде всего, между государственным бюджетом и Государственным банком и государственными предприятиями. 

Закон о государственном предприятии, принятый в 1988 г., запрещал изъятие и перераспределение прибыли (дохода) и других финансовых ресурсов сверх установленных нормативов, норм и ставок, а также и в случаях, не предусмотренных законодательством. В результате все более значимым источником покрытия бюджетного дефицита стали эмиссия и государственный кредит. 

Перестройка хозяйственного механизма требовала изменений  в организации кредитно-денежных отношений. 

Была создана новая  система банков, которая в экономической  литературе того периода называлась системой отраслевых банков. Она включала: Государственный банк СССР (Госбанк СССР); Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР); Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР); Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР); Банк трудовых сбережений кредитования населения СССР (Сбербанк СССР). 

Главной целью перестройки  банковской системы было превращение  кредита в один из важнейших инструментов, обеспечивающих органическое включение товарно-денежных отношений в механизм планового управления экономикой и совершенствование организации кредитования, финансирования и расчетов в народном хозяйстве с целью повышения их эффективности. 

Одними из задач, поставленных перед новой банковской системой, были укрепление денежного обращения и повышение устойчивости и покупательной способности советского рубля. Целью перестройки банковской системы было улучшение кассового исполнения государственного бюджета и кассового обслуживания народного хозяйства и населения. 

Информация о работе Финансова политика РФ