Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:21, статья
Финансовая функция — это совокупность необходимых процессов, циклов и подразделений, которые взятые вместе:
способствуют получению выручки на всех стадиях с помощью проведения финансового анализа;
управляют расходами с помощью анализа необходимости закупок, утверждения всех расходов (включая капиталовложения) в масштабе всего предприятия;
следят за имеющимися финансовыми средствами и обязательствами.
Финансовая функция — это совокупность необходимых процессов, циклов и подразделений, которые взятые вместе:
способствуют получению
управляют расходами с помощью анализа необходимости закупок, утверждения всех расходов (включая капиталовложения) в масштабе всего предприятия;
следят за имеющимися финансовыми средствами и обязательствами;
управляют поступлениями и расходованиями денежных средств, включая оплату налогов;
ведут поиск оптимальных источников и условий финансирования;
способствуют проведению бартерных операций;
осуществляет финансовый анализ проектов на всех этапах;
выполняют работу по составлению бюджета, планированию и прогнозированию как для предприятия, так и его подразделений;
учитывают и регистрируют каждую операцию, проводимую предприятием;
способствуют распределению
Основная роль финансовой функции
состоит в оптимизации
организовывать работу предприятия вокруг основных процессов, а не вокруг заданий или людей (наиболее эффективно создание структуры предприятия вокруг трех-пяти основных процессов с конкретными результатами работы);
выполнять каждую важную операцию только в одном отделе (сбыта и маркетинга, финансов, кадров и т.д.);
упростить организационную структуру, сократить в ней число уровней (необходимо использовать команды для управления изменениями — назначить ответственного (директора проекта) за выполнение каждой работы, который будет отвечать за измеряемые результаты; определить взаимоотношения ответственного и остальных членов команды; поручать работнику не более 6-7 видов работы);
вознаграждать за хорошую работу пропорционально вкладу работника в прибыль предприятия (это будет поддержкой в реорганизации и, в конечном счете, будет способствовать увеличению прибыли предприятия);
информировать и обучать всех работников;
не бояться экспериментировать (поскольку не существует никакой правильной «науки реорганизации», настоящая наука — найти то, что заработает на данном конкретном предприятии).
При проверке эффективности существующей финансовой функции предприятия или создании новой традиционными являются следующие вопросы:
Какой должна быть роль финансовой функции предприятия?
Как измерять ее эффективность?
Как следует организовать финансовую функцию?
Какие изменения необходимо ввести в существующую организацию?
Как следует распределить ответственность в новой организации?
Сколько времени необходимо и имеется для внесения указанных изменений?
Хорошо поставленная финансовая функция необходима для успешной работы в условиях жёсткой деловой конкуренции и позволит предприятию добиться ощутимых материальных результатов. Правильно организованная финансовая функция предприятия минимизирует возможности злоупотреблений на рабочем месте и мошенничества. Потенциальные выгоды могут значительно превосходить издержки реорганизации. В результате реализации проекта по оказанию технической помощи в совершенствовании финансового управления на восьми российских предприятиях их выгоды составили от 200 до 5 000 тыс. долл. США.
Плохо поставленная финансовая функция
может привести к значительным затратам.
Перечислим основные отрицательные
последствия при неудовлетворит
Сбои в системе управления предприятием:
без систематической и полной информации об имеющихся финансовых ресурсах и обязательствах предприятие может потерять до 20% своих активов;
«искаженная» калькуляция затрат может привести к неверным решениям по ценообразованию;
расходование средств не скоординировано с поступлением средств;
могут возникать инфляционные потери и незаработанные проценты;
могут появляться затраты, которых можно было бы избежать, и многое другое.
Ограниченные инвестиции: при отсутствии
четкой и эффективной финансовой
функции предприятию трудно привлечь
надежного иностранного/
Нерегулярные налоговые
Управление ростом: без четкого определения роли и результатов работы финансовой функции развивающиеся компании часто распадаются или переживают периоды тяжелого финансового кризиса. Финансовая функция наиболее эффективна, когда сферы компетенции отделов не пересекаются. Четкое разделение обязанностей помогает выявить проблемы с персоналом и его подготовкой, а также определить внутренние и внешние риски, связанные с деятельностью предприятия, которые могут возникнуть в связи с расширением его деятельности.
Следует производить реорганизацию
финансовой функции на предприятии
вокруг основных финансовых процессов.
Процесс — это
Создание организационной
процессы, а не функции, должны определять или определяют характер работы организации;
процессы, взятые в совокупности, делают возможным завершение операций;
процессы усовершенствуются с течением времени, однако они изменяются не так стремительно, как другие ресурсы организации;
основополагающие процессы организации продолжают жить после того, как уволился отдельный менеджер или сотрудник;
руководство и сотрудники зачастую ограничены неоптимальными процессами.
В конечном итоге, финансовый процесс, а не функция, должен связывать смежные задания на производство продукта или оказание услуги покупателю, поставщику, финансовому учреждению или руководству.
Все необходимые финансовые процессы должны быть поставлены при учреждении/реорганизации финансовых служб. Процессы являются ключом к созданию эффективной финансовой структуры. Потоки информации в процессе должны быть по возможности просты. Данные должны поступать к тем людям, кому эта информация действительно необходима. Если процесс поставлен верно, то реальный уровень затрат минимален, не происходит дублирования усилий и возникновения конфликтов при пересечении зон влияния.
Типичная организационная структура предприятий государств-участников СНГ приводит к нечеткому распределению ответственности, конфликту интересов и неэффективности.
Общие проблемы, обусловленные существующей структурой:
Руководству приходится обращаться во многие подразделения, чтобы получить полную информацию по конкретному вопросу: пример: информацию о дебиторской задолженности можно найти в финансовом отделе, отделе экспорта, коммерческом отделе (продажи по бартеру).
Некоторые важные функции не выполняются, что приводит к неэффективности управления: пример: анализ расходов, анализ денежных потоков, сбор дебиторской задолженности.
Неопределенность в разделении обязанностей и ответственности между отделами может привести к ненужным конфликтам между ними и к тому, что никто не будет заниматься отдельными вопросами: пример: бухгалтеры не проводят определенных сверок по операциям, поскольку считают, что эту работу должен выполнять отдел сбыта.
Данные, предоставляемые руководству, зачастую несовместимы и неоднородны от отдела к отделу и по времени: пример: на одном предприятии отгрузка продукции покупателям в пределах СНГ регистрировалась двумя отделами, экспортным отделом и финансовым отделом; пример: информация по сбыту, имеющаяся в коммерческом отделе, обычно неполная или искажена.
Однородные задачи выполняются
отделами независимо и по-разному, в
то время как следовало бы выполнять
их согласованно и единообразно, в
связи с чем подрывается
Ответственность не всегда сочетается с полномочиями: пример: руководство среднего звена часто получает конкретные задания, однако некоторые руководители могут не захотеть работать вместе, поскольку они «не были информированы генеральным директором».
Некоторые нефинансовые функции выполняются в рамках финансовой структуры, тем самым снижая эффективность финансовой функции: пример: на одном предприятии руководство отгрузкой продукции осуществлялось финансовым отделом.
Сроки документооборота редко соблюдаются, что приводит к возникновению опасности штрафов и взысканий за неправильное исчисление налогов и к финансовым потерям в ходе текущих операций: пример: бухгалтеры зачастую не в состоянии закрыть счета в конце месяца, поскольку другие отделы не представили необходимых документов.
Чисто бухгалтерские функции часто превалируют над финансовой функцией — бухгалтеры в конечном счете несут ответственность перед государственными органами и на все другие отделы смотрят как на менее важные: пример: обычно финансовая функция слабо развита и не является основной на предприятии. В результате налоговые соображения и вопросы отчетности доминируют над принятием решений.
Финансовые учреждения часто недовольны
количеством действующих
Ни один менеджер не ведет целенаправленной работы по направлению и координации финансовой деятельности.
Бухгалтеры цехов отчитываются перед руководителем цеха и не являются независимыми, тем самым они заинтересованы в обслуживании потребностей своих цехов, а не всего предприятия.
Покупатели и поставщики не имеют единой точки для контактов.
Деятельность, осуществляемая в рамках плохо работающей финансовой функции, может привести к финансовой катастрофе предприятия (табл. 1).
Это лишь часть примеров того, к каким последствиям может привести неэффективная финансовая функция. Как правило, указанные проблемы вместе и приводят к банкротству.
К десяти наиболее общим причинам банкротства предприятий относятся:
длительное непогашение
неправильное ценообразование;
расточительное расходование средств;
чрезмерная кредиторская задолженность;
недостаток оборотных средств;
ограниченный акционерный капитал по сравнению с заемными средствами;
чрезмерные капиталовложения в основные средства;
плохое управление денежными потоками;
предоставление чрезмерных скидок;
политика продажи в кредит.
Всех этих проблем можно бы было избежать при нормально работающей финансовой функции.
Таблица 1
Последствия плохо работающей финансовой функции предприятия
Финансовый отдел
на каждом предприятии должен быть создан финансовый отдел;
трех отделов — планирования, бухгалтерского учета и финансовый — достаточно для эффективного выполнения финансовой функции;
главный бухгалтер должен официально отчитываться перед генеральным директором, но работать в тесном контакте с финансовым директором;
хотя юридический отдел
отдел информационной технологии должен быть подотчетен финансовому директору, так как деятельность этого отдела сосредоточена на бухгалтерских и финансовых аспектах работы предприятия.
Результаты от изменений возникают уже по ходу процесса, однако полная значимость реорганизации будет выявлена в конце. Наиболее значительные результаты достигаются с течением времени по ходу развития и роста предприятия, когда появляется необходимость и проявляются все возможности новой финансовой функции.
Этап 1 предстоящей реорганизации — понять принципы организации финансовой функции.
Процессы на каждом предприятии можно объединить в четыре «цикла»:
цикл расходов: покупка товаров и приобретение услуг от сторонних организаций;
цикл производства:
использование сырья и