Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач: 1) Раскрыть содержание и особенности финансовой политики, показать состав и характеристику фискальных и регулирующих целей и задач проведения избранной политики. 2) показать проблемы развития и направления совершенствования финансовой политики в Российской Федерации, осветить основные направления бюджетной политики на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов. 3) Раскрыть особенности основных типов финансовой политики государства и особенности современной финансовой политики Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………...……….………………..3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства ……………………………………………………………………………………….5
1.1. Содержание и особенности финансовой политики ……………..………5
1.2. Состав и характеристика фискальных и регулирующих целей и задач проведения избранной политики………………………………………………… 9
Глава 2. Организация финансовой политики государства……………………14
2.1. Содержание финансового механизма и управления финансами как составными частями финансовой политики государства………………………14
2.2. Проблемы развития и направления совершенствования финансовой политики в Российской Федерации……..………………………………………15
2.3 Основные направления бюджетной политики на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………………21
Глава 3. Типы финансовой политики государства…………………………....27
3.1. Особенности основных типов финансовой политики государства…..27
3.2. Современная финансовая политика Российской Федерации……………..32
Заключение…………………………………………………….…………………..37
Список литературы………………………………..……………..…...…………..38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа В-30.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

  Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

  Изъятие средств у местных органов  власти обеспечивалось ограничением собственных источников доходов местных бюджетов. Система таких местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10–15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

  Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным  планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным  получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.

  Управление  финансами осуществлялось из единого  центра – Министерства финансов, которое  занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве. Других государственных управленческих органов в области финансов не существовало.

  Планово-директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. В СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства (в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). Однако использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.  

  3.2. Современная финансовая политика в Российской Федерации

  Создание  рыночных отношений немыслимо без  проведения принципиально новой  финансовой политики. Проведение такой  политики требует в первую очередь  основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей  практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов.

  В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности в нашей стране изменился финансовый механизм. Это нашло выражение, прежде всего в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.

  Изменились  межбюджетные отношения. Территориальные  бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов. Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.

  С организацией фондового рынка изменился  порядок перераспределения средств  субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах.

  С созданием частных страховых  компаний в стране стал функционировать  страховой рынок и частные  страховые фонды.

  Из  государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования, социального страхования).

  Процесс преобразований в нашей стране продолжается. В среднесрочной перспективе должны быть созданы условия для роста благосостояния граждан, сокращения масштабов бедности, поддержания устойчиво высоких темпов экономического роста на базе повышения качества человеческого капитала, развития конкуренции и повышения эффективности государственного управления.

  Основные  социально-экономические реформы  будут направлены на повышение:

- качества жизни граждан через проведение реформ в образовании, здравоохранении, в жилищно-коммунальной сфере. С этой целью приняты и начали реализовываться национальные проекты;

- конкурентоспособности российских компаний, в том числе путем создания среды для добросовестной конкуренции, технического регулирования и развития финансовых рынков;

- эффективности государственного управления через проведение административной реформы, совершенствование управления государственным имуществом, бюджетной реформы.

  Одним из приоритетных направлений деятельности по повышению уровня жизни населения  будет обеспечение доступа широких  слоев населения к качественному жилью, для чего предполагается создать эффективно действующий рынок жилья на основе ипотечного кредитования и других форм финансирования жилищного строительства, обеспечить комплексность застройки, включая инженерно-коммунальную и социальную инфраструктуру.

  В целях модернизации российской системы образования планируется введение новых государственных образовательных стандартов, профильного обучения в старшей школе, переход к многоуровневой системе высшего профессионального образования. Необходимо сформировать систему мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах. Важной задачей является развитие систем непрерывного и дополнительного профессионального образования, обучения и переобучения военнослужащих, в том числе на базе гражданских вузов.

  Для обеспечения доступности и повышения  качества медицинской помощи населению, укрепления финансовой базы здравоохранения  и усиления государственного контроля за целевым и рациональным использованием средств предстоит разработать  и внедрить систему стандартов медицинских услуг, а также единую методику формирования тарифов на медицинские, в том числе профилактические, услуги.

  В сфере развития финансовых рынков необходимо совершенствование законодательства Российской Федерации, обеспечивающего  защиту прав инвесторов, дальнейшее развитие системы внутреннего корпоративного управления, использование международных стандартов финансовой отчетности. Приоритетными задачами в данной сфере являются повышение устойчивости и инвестиционной привлекательности российских банков, повышение уровня доверия вкладчиков, усиление защиты их интересов.

  Важными направлениями в сфере развития малого предпринимательства станут реструктуризация действующей системы государственной поддержки малого предпринимательства, совершенствование налогового законодательства Российской Федерации в части налогообложения субъектов малого предпринимательства.

  Основное  направление в области поддержки  территориального развития – развитие и укрепление института местного самоуправления, реализация принципов бюджетного федерализма. Эта задача будет реализовываться через четкое распределение средств федерального бюджета, выделяемых в целях стимулирования социально-экономических реформ на территориальном уровне в общем объеме финансовой поддержки территорий, развитие механизмов мониторинга территориального развития.

  Административная  реформа направлена на сокращение административных барьеров и вмешательства государства  в экономику, разграничение функций  и полномочий исполнительной власти, повышение прозрачности системы государственного управления. В рамках проведения административной реформы будет принят типовой регламент, устанавливающий порядок взаимодействия между федеральными министерствами и находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами, а также административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок осуществления ими своих полномочий.

  В рамках совершенствования системы  управления государственным имуществом будет происходить поэтапное сокращение его избыточной части, не обеспечивающей выполнения государственных функций. В федеральной собственности в основном останется имущество, запрещенное к приватизации, а также стратегические предприятия и акционерные общества, обеспечивающие выпуск продукции стратегического назначения для обеспечения национальной безопасности.

  Условием  решения этих задач является экономический  рост. Ускорение темпов экономического роста будет происходить на основе взвешенной макроэкономической политики, базирующейся на следующих принципах:

- последовательном снижении уровня инфляции;

- проведении сбалансированной денежно-кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости рубля без его чрезмерного укрепления;

- содействии повышению конкурентоспособности российских компаний, укреплению их позиций на внутреннем и внешнем рынках;

- поддержании сбалансированного федерального бюджета при дальнейшем снижении налоговой нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.

  Политика  в области внешнего долга, определенная Правительством Российской Федерации, будет направлена на постепенное сокращение сумм внешних заимствований при одновременном соблюдении Российской Федерацией установленного графика выплат по внешнему долгу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

      Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

    1. Федеральный закон « О Федеральном бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов».

    2. Федеральный закон от 1 июня 2011г № 105-ФЗ  о  внесении изменений в Федеральный закон « О Федеральном бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013годов».

    3. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013годов» от 20 июля 2011года №251-ФЗ.

        4. Бюджетное послание Президента РФ Дмитрия Медведева о бюджетной политике в 2011-2013гг

    5. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2011 и плановый период 2012 и 2013годов.

    6. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011-2013гг

    7. Финансы: учебное пособие/С.А.Чернецов- М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011-576с.

       8. Финансы: учебник для вузов 2-е изд. / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти. – М.: ЮРАЙТ – ИЗДАТ, 2009 - 463с.

    9. Финансы: учеб.пособие/ под.ред. М.М.Купцова. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010-188с.

Информация о работе Финансовая политика государства