Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Финансовая политика – составная часть экономической политики государства.

Содержание

Введение 3

1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 4 1.1 Содержание финансовой политики 4 1.2 Цели финансовой политики 6 2. Организация финансовой политики государства 9 3. Типы финансовой политики государства 17 3.1 Классическая 17 3.2 Регулирующая 18 3.3 Планово – директивная 20 Заключение 23 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

моя.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    КУРСОВАЯ РАБОТА

                                                    

                 ФИНАНСОВАЯ        ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 
 
 
 
 
 
 

                    Проверил:                         к.э.н., доцент,

                   

                    Работа выполнена                                             

                    

               Финансово-кредитный,               
 
 
 
 
 

                                                    Уфа – 2010                  

            Содержание

Введение                     3

1. Экономическое содержание и цели финансовой           политики государства                                    4  1.1   Содержание финансовой политики               4       1.2   Цели финансовой политики               6    2. Организация финансовой политики государства                  9           3. Типы финансовой политики государства            17   3.1  Классическая                 17  3.2 Регулирующая                 18   3.3 Планово – директивная              20 Заключение                  23 Список литературы                     25

                                                                                                                                            
 
 
 

     Введение.           Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.        Финансовая политика практически  любого государства строится отнюдь не только на базовых экономических принципах, а с оглядкой  на текущее положение в мировой экономике.  В условия глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться на  соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьёзными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает её соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учёт выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.                     1. Содержание и цели финансовой политики государства. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

     При выработке финансовой политики следует  исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она  должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические нефинансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

     Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называется финансовой политикой.        1.1. Содержание финансовой политики достаточно сложно, так как охватывает широкий комплекс мер:

1. разработку  общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений,  целей, задач; 

2. создание  адекватного финансового механизма  - системы установленных государством  форм, видов и методов организации финансовых отношений;

3. управление  финансовой деятельностью государства  и других субъектов экономики. 

В зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Основу, конечно, составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Они предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.

Одновременно  с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей  и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными  проблемами, стоящими перед страной в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов, стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью. Это предполагается подвижностью экономических, политических, социальных условий.

Так, кризисное  положение экономики обусловливает  финансовую политику, направленную, с  одной стороны, на прекращение спада  и на стимулирование роста производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям),на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в определенные отрасли экономики. С другой стороны - на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону, управление и т.п. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны  и взаимозависимы. Верно выбранная  и обоснованная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Правильная тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития, позволяет своевременно изменить набор применяемых финансовых инструментов и методов. В результате в более сжатые сроки с наименьшими издержками решаются стратегические задачи.

1.2. Цели финансовой политики:  
·   политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики  
·  экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне  
·  социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Финансовая  политика может рассматриваться  как составная часть, как механизм реализации целей экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития национального хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально - экономических процессов.

Вместе  с тем финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации его политики в любой области  общественной жизни. При ее выработке  следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, накопленный опыт использования финансового механизма, новые тенденции развития, а также мировой опыт.

Правильность  выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения важнейшего экономического правила - при разработке прогнозов  и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Оценка же финансовой политики государства должна основываться на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

В заключение отметим несколько принципиальных положений, которые надо учитывать  при анализе содержания финансовой политики.

1. Финансовая  политика испытывает на себе  влияния двоякого рода: изменения хозяйственной ситуации - с одной стороны, и перемены экономического мышления - с другой. Они взаимосвязаны, но и обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, так как другими становятся представления о ценностях. Поэтому даже традиционные задачи нередко принято решать с новых позиций.

2. Сложившаяся  в развитых странах практика  показывает: эффект финансовой политики  выше в том случае, когда сильнее  ориентация на имеющуюся реальную обстановку - политический расклад сил и уровень развития страны (производственно - технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления).

3. Финансовая  политика является решающим средством поддержки политического курса страны.

      Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

     1) Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

     2) Оздоровление и структурная перестройка  экономики: повышение в общем  объеме производства доли отраслей  второй группы, снижение затрат  на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

     3) Достижение более высокого уровня  жизни населения на основе  развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

     Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики. Такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения

     Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.                                           

      2. Организация финансовой политики государства.     Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь.  
Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида:

     1. Политика экономического роста  – это система финансовых мер,  направленных на увеличение фактических  объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов, снижение налогового бремени. Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

     2. Если же правительство использует  меры фискальной политики и  политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска  продукции на его типичном  для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

     3. В свою очередь, политика ограничения  деловой активности, напротив, направлена  на уменьшение реального объема  ВНП по сравнению с его потенциальным  уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов.

Информация о работе Финансовая политика государства