Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Финансовая политика – составная часть экономической политики государства.

Содержание

Введение 3

1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 4 1.1 Содержание финансовой политики 4 1.2 Цели финансовой политики 6 2. Организация финансовой политики государства 9 3. Типы финансовой политики государства 17 3.1 Классическая 17 3.2 Регулирующая 18 3.3 Планово – директивная 20 Заключение 23 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

моя.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.                В реальной действительности финансовая политика последнего десятилетия была направлена на быстрое изменение социального строя общества. Цель эта, в основном, достигнута. Возврат к централизованно распределительной системе уже невозможен. Проведение такой политики потребовала, в первую очередь, основополагающих теоретических разработок, анализа и учёта действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов. Однако, к началу проведения реформ такие разработки по финансово бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы стали проводиться методом проб и ошибок..     В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм.

     1) Это нашло выражение, прежде  всего, в переводе взаимоотношений  между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.

     2) Изменились межбюджетные отношения.  Территориальные бюджеты получили  большую самостоятельность, в  первую очередь, в сфере расходования  средств. Территориальные органы  стали сами определять направления  использования бюджетных средств.

     3) Были внесены изменения в формирование  территориального бюджета. В вышестоящих  бюджетах были созданы фонды  финансовой помощи, из которых  в нижестоящие бюджеты стали  поступать трансферты, размер которых  определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения по территории.

     4) Бюджетный дефицит всё в большей  мере стал покрываться не за  счёт ресурсов Центрального Банка  России, а на основе выпуска  государственных ценных бумаг.

     5) С организацией фондового рынка  изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйств.

     6) С созданием частных страховых  компаний в стране стал функционировать  страховой рынок и частные  страховые фонды.

     7) Из государственного бюджета  были выведены средства социального  страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды.

     8) Существенные изменения произошли  в управлении финансами. Были  созданы новые финансовые и  контрольные ведомства (Министерство  РФ по налогам и сборам, Федеральная  налоговая служба, Счётная палата  и др.).  Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.  
Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения. Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.  
Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов, формы поступления средств в процессе распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.).  
Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами.      Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:  
· финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций, (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);  
· метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;  
· налоговый метод, подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц, на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.  
· страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. 
Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

     I этап. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов, которая  формируется на основе изучения  требований экономических законов,  всестороннего анализа перспектив  совершенствования производства  и состояния потребностей населения.

     II этап. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть, выработка стратегии и тактики финансовой политики. 

     III этап. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако, такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.  Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом, корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

      Обобщая исторически сложившиеся, работающие в различных государствах методы управления финансами, можно выделить два типа финансовой политики:

     а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

     б) недискреционная финансовая политика, то есть, встроенные стабилизаторы.

     Регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной  политики, несмотря на возражения экономистов, проповедующих невмешательство  в экономику, представляется необходимым.

     Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами  с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

     - общественные работы и другие  программы, связанные с расходами;

     -социальные  программы;

     -правительственные  закупки;

     -государственные  инвестиции;

     -изменение  расходов трансфертного или перераспределительного типа;

     - управление налоговым гнетом.

     Таким образом, можно найти два главных  элемента, составляющих

финансовую  политику: это политика в области  государственных расходов и фискальная политика.

     Проанализируем  первый элемент. К нему можно отнести  все программы, связанные с государственными расходами.

     Во-первых, это общественные работы, которые  на заре финансовой

политики  широко применялись, если экономике  угрожала депрессия и как ее

следствие — безработица. Следует отметить, что общественные работы являются неэффективным инструментом дискреционной политики. Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются государственные программы расходов на социальные нужды. Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, это правительственные закупки и инвестиции.

     Наконец, перейдем к фискальной политике как  второму элементу политики финансовой. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в  течение всего экономического цикла.

Кроме налогового, существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:

     1. Социальные выплаты, включая пособия  по безработице. Действительно,  налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым, смягчая спад.

     2. Актуальные для развитых капиталистических  стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция, и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.

     3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества и другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.

     4. Инертность склонности к потреблению.  Так, индивид, стремясь поддержать  привычный жизненный уровень,  медленно приспосабливается к  повышению своего дохода.          По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов»                                                                                                                          3. Типы финансовой политики.

Развитие  государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного ее типа обусловлено особенностями текущего этапа экономического и социального развития, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс страны. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.        Анализ применявшейся различными странами финансовой политики позволяет выделить три основных ее типа: классический, регулирующий, планово-директивный (рис.1).                                                                               Рис. 1.                                  

Информация о работе Финансовая политика государства