Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Финансовая политика – составная часть экономической политики государства.
Введение 3
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 4 1.1 Содержание финансовой политики 4 1.2 Цели финансовой политики 6 2. Организация финансовой политики государства 9 3. Типы финансовой политики государства 17 3.1 Классическая 17 3.2 Регулирующая 18 3.3 Планово – директивная 20 Заключение 23 Список литературы
Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В реальной действительности финансовая политика последнего десятилетия была направлена на быстрое изменение социального строя общества. Цель эта, в основном, достигнута. Возврат к централизованно распределительной системе уже невозможен. Проведение такой политики потребовала, в первую очередь, основополагающих теоретических разработок, анализа и учёта действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов. Однако, к началу проведения реформ такие разработки по финансово бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы стали проводиться методом проб и ошибок.. В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм.
1)
Это нашло выражение, прежде
всего, в переводе
2)
Изменились межбюджетные
3)
Были внесены изменения в
4)
Бюджетный дефицит всё в
5)
С организацией фондового
6)
С созданием частных страховых
компаний в стране стал
7)
Из государственного бюджета
были выведены средства
8)
Существенные изменения
Финансовый механизм – совокупность видов,
форм организации финансовых отношений,
специфических методов формирования и
использования финансовых ресурсов и
способов их количественного определения.
Вид организации финансовых отношений
является исходным, первичным элементом
финансового механизма, поскольку определяет
способ их выражения и проявления в соответствующих
финансовых ресурсах.
Под формой организации финансовых отношений
понимается внешний порядок их организации,
т.е. установление механизма аккумуляции,
перераспределения и использования финансовых
ресурсов и условий его реализации на
практике. В ходе организации бюджетных
отношений используются различные формы
расходов бюджетов, формы поступления
средств в процессе распределения и перераспределения
финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих
доходов, дотации, субвенции и др.).
Методами организации финансовых отношений
в финансовой науке называются способы
формирования финансовых ресурсов и практического
осуществления операций, связанных с финансами.
Можно выделить четыре основных метода
формирования финансовых ресурсов:
· финансовый метод используется для формирования
финансовых ресурсов преимущественно
на безвозвратной и безвозмездной основе.
Финансовым методом, как правило, формируются
собственные финансовые ресурсы коммерческих
и некоммерческих организаций, (аккумулирование
членских взносов в некоммерческих организациях
соответствующих организационно-правовых
форм; формирование амортизационных отчислений
и прибыли в коммерческих организациях
происходит на безвозмездной и безвозвратной
основах);
· метод кредитования связан с предоставлением
денежных средств на условиях срочности,
возвратности и платности. На макроуровне
этот метод используется в ходе предоставления
бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому
бюджету, а на микроуровне – при получении
юридическими лицами кредитов банков,
бюджетных кредитов, налоговых кредитов,
доходов в результате выпуска долговых
ценных бумаг коммерческими организациями;
· налоговый метод, подразумевает аккумулирование
денежных средств для финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных
образований, в форме денежных платежей
(налогов) юридических и физических лиц,
на обязательной, принудительной и безвозмездной
основах. В условиях функционирования
рыночной экономики налоговый метод является
преобладающим при формировании финансовой
базы деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления.
· страховой метод предполагает формирование
финансовых ресурсов за счет поступления
страховых взносов. Его использование
в рыночной экономике, характеризующейся
проявлением многих элементов стихийности
в ходе ее функционирования, непосредственно
связано с особенностями осуществления
финансовой деятельности субъектами хозяйствования
и органами власти в условиях, когда возрастает
возможность наступления непредвиденных
событий в социально-экономической жизни
общества.
Реализация финансовой политики проводится
в три этапа:
I
этап. Выработка научно обоснованных
концепций развития финансов, которая
формируется на основе
II этап. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть, выработка стратегии и тактики финансовой политики.
III этап. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако, такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования. Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом, корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.
Обобщая исторически сложившиеся, работающие в различных государствах методы управления финансами, можно выделить два типа финансовой политики:
а)
дискреционная политика или политика,
проводимая непосредственно
б) недискреционная финансовая политика, то есть, встроенные стабилизаторы.
Регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов, проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.
Под
дискреционной политикой
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
-
общественные работы и другие
программы, связанные с
-социальные программы;
-правительственные закупки;
-государственные инвестиции;
-изменение
расходов трансфертного или
- управление налоговым гнетом.
Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих
финансовую политику: это политика в области государственных расходов и фискальная политика.
Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами.
Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой
политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее
следствие — безработица. Следует отметить, что общественные работы являются неэффективным инструментом дискреционной политики. Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются государственные программы расходов на социальные нужды. Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, это правительственные закупки и инвестиции.
Наконец, перейдем к фискальной политике как второму элементу политики финансовой. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла.
Кроме налогового, существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:
1.
Социальные выплаты, включая
2.
Актуальные для развитых
3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества и другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.
4.
Инертность склонности к
Развитие
государства связано с