Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:03, курсовая работа
Финансовая политика – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она является неотъемлемой частью общей системы управления предприятием и может быть определена как система рационального и эффективного управления использованием финансов организации. А в условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность в разработке и использовании долгосрочной финансовой политики. Очевидно, что от должной организации финансовой политики коренным образом зависит благополучие предприятия. Главная проблема большинства отечественных предприятий состоит в неспособности менеджмента управлять предприятием в соответствии с современными экономическими реалиями.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы финансовой политики предприятия
1.1 Понятие «финансовая политика предприятия», ее значение в развитии предприятия……………………………………………………………………….5
1.2 Цели, задачи и направления формирования финансовой политики…........8
Глава 2. Анализ финансовой политики предприятия на примере ОАО «Русский завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Русский завод»……………………………………………………………………….12
2.2 Основные показатели финансово-экономической деятельности ОАО «Русский завод»………………………………………………………………….14
2.3 Анализ и оценка финансового состояния ОАО «Русский завод»…..……17
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования финансовой политики предприятия
3.1 Основные проблемы финансовой политики предприятий на современном этапе………………………………………………………………………………23
3.2 Мероприятия, повышающие эффективность финансовой политики предприятия…………………………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………….……32
Библиографический список………...…………………………………….……..34
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Российский государственный аграрный университет –
МСХА имени К.А. Тимирязева
(ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева)
Кафедра политической экономии
курсовая работа
на тему:
«Финансовая политика предприятия»
Выполнил:
студент 208 группы
дневного отделения, эк. ф-та
Козырьков И.В.
Научный руководитель:
доцент кафедры
политической экономии
Рахаева В.В.
Москва 2010
Оглавление
Финансовая политика – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она является неотъемлемой частью общей системы управления предприятием и может быть определена как система рационального и эффективного управления использованием финансов организации. А в условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность в разработке и использовании долгосрочной финансовой политики. Очевидно, что от должной организации финансовой политики коренным образом зависит благополучие предприятия. Главная проблема большинства отечественных предприятий состоит в неспособности менеджмента управлять предприятием в соответствии с современными экономическими реалиями. Безусловно, российские предприятия имеют большой опыт в области разработки финансовой политики, прогнозной и плановой работы, оценок экономической эффективности проектов, который не следует игнорировать. Однако использование в современных условиях теорий, утративших экономическую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий. Изменились условия хозяйствования, поэтому необходимо формировать долгосрочную финансовую политику, учитывая не только российскую практику, но и достижения мировой экономики.
По мере развития рыночных отношений в нашей стране повышение эффективности проводимой на предприятиях финансовой политики приобретает все большее значение. Финансовая политика как концепция управления финансами охватывает всю деятельность современного предприятия, представляя основу функционирования организации в условиях рыночной экономики, отражает все стороны деятельности предприятия - его прибыльность и доходность (рентабельность), платежеспособность и ликвидность, финансовую устойчивость и т.д.
Финансовый политика представляет важнейший базовый элемент функционирования предприятия. Выбор финансовой стратегии зависит от ситуации, в которой находится организация, эффективности использования собственного ресурсного потенциала, специализации, реструктуризации, правового, технологического, инновационного, ресурсного обеспечения предприятия.
Предприятия проводят свою собственную финансовую политику, которая осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. В их числе федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-инструктивные документы Центрального Банка, Федеральной налоговой службы, министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и т.д.
Теория и практика развития и совершенствования финансовой политики в условиях рыночной экономики достаточно широко представлена в работах российских и зарубежных ученых Абрамова М.С., Артеменко В.Г., Ковалева А.И., Шеремета А.Д. и др.
Курсовая работа состоит из 3 глав. В 1 главе рассмотрена сущность финансовой политики предприятия, ее цели, задачи, основные этапы проведения. В главе 2 – анализ исследования финансовой политики предприятия на примере ОАО «Русский завод». В главе 3 – проблемы и пути совершенствования финансовой политики предприятия.
Финансовая политика представляется актуальной, сложной и достаточно противоречивой проблемой современных коммерческих организаций. В последние годы проявились заметные тенденции стабилизации российской экономики, даже несмотря на экономический кризис: замедление темпов инфляции, отсутствие резких колебаний валютного курса рубля, снижение ставки ссудного процента, повышение покупательной способности населения и другие факторы способствуют улучшению внешней экономической среды для отечественных предприятий. Поэтому, когда внешние условия становятся более предсказуемыми, для успешного роста предприятия необходимо четко определить направления развития на краткосрочную перспективу, а также найти внутренние резервы, способствующие более эффективному достижению направленных целей. Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения этих целей при помощи финансовых ресурсов реализуются посредством финансовой политики.
Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.
Финансовая политика – наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т. п. Если рассматривать термин «политика» более широко, то «это действия, направленные на достижение цели». Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансовыми: затратами, доходами, денежными потоками, а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры происхождения и согласования договоров, организация контроля над процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.
Финансовая политика не изучает сущность финансовых отношений и не разрабатывает механизмы и методы оптимизации доходов, расходов, денежных потоков и т. п., а использует существующие, рассматриваемые в финансовом менеджменте. Однако ее роль и значение не становятся от этого менее значимыми. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволяют предприятию развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления развития.
В настоящее время на многих предприятиях финансовые ресурсы расходуют на согласование противоречивых задач и решений на разных уровнях управления, поэтому трудно перейти к следующему этапу – выбору оптимальных механизмов, позволяющих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.
Основа финансовой политики — четкое определение единой концепции развития предприятия, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.
Финансовая политика дает ответы на вопросы:
Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития предприятия?
Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?
Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?
Стоит ли изменять финансовую структуру предприятия, используя финансовые инструменты?
Как и какими критериями можно проконтролировать достижение поставленных целей?
Только при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» все больше применима в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъектов уже долгое время пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кредитную политику, валютную и т.д. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики предприятия, которая должна быть разработана в комплексе единых стратегических направлений.
Основная цель создания предприятия — обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как на самом предприятии, так и с контрагентами и государством.
Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими задачами:
Развитие
первого стратегического
Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:
Для реализации стратегических целей предприятию необходимо решать много тактических задач.
Финансовая тактика — это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде.
Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием.
Для обеспечения максимизации прибыли необходимо первое стратегическое направление:
Второе стратегическое направление подразумевает:
Эти два стратегических
направления в некоторой
Необходимо ранжировать стратегические цели, например путем задания весов. При оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень прибыли производства.
Приоритетность стратегических целей периодически меняется как на одном предприятии, так и от предприятия к предприятию. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две категории - внутренние и внешние.
Основные внутренние факторы:
- масштаб предприятия;
- стадия развития предприятия;
Масштаб предприятия играет важную роль. В малых и средних предприятиях автономия (самостоятельность) занимает обычно доминирующее место. В крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.
Стадия развития предприятия существенно влияет на ранжирование его стратегических целей. Понятие «цикл жизни» позволяет определить проблемы, которые возникают у предприятия на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность.
Кроме того, вектор стратегического развития предприятия зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. На крупных предприятиях, когда собственников много, например крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, особенно ежедневные, они остаются верны предприятию, пока удовлетворены их интересы.