Финансовая политика России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.

Задачи курсовой:

Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства

Рассмотреть виды финансовой политики

Изучить роль государства в жизни общества

Рассмотреть финансовую политику государства в России:

- её содержание

- проблемы прогнозирования

Содержание

Введение___________________________________________________ стр. 4-5
Глава 1 Сущность и типы финансовой политики государства
Содержание и сущность финансовой политики______________ стр. 6-9
Типы финансовой политики____________________________ стр. 10-11
Глава 2 Финансовая политика России в современных условиях

2.1. Содержание финансовой политики________________________ стр.12-13

2.2. Параметры социально – экономического развития Российской Федерации в 2010 – 2012 гг._________________________________ стр. 14-18

2.3. Цели бюджетной политики РФ в 2010 – 2012 гг._______________ стр. 19

Заключение_______________________________________________ стр. 20-21

Список использованных источников_____________________________ стр. 22

Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ФИНАНСАМ.docx

— 83.13 Кб (Скачать документ)

Регулирующая  теория, в основу которой положена экономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово – кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и другие).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Финансовая политика  России в современных  условиях

2.1. Содержание финансовой  политики

Вся система  управления финансами базируется на финансовой политике государства. В  разработке финансовой политики участвуют  законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей её конституционного строя, приоритет в разработке фин. политики принадлежит Президенту Российской Федерации, который в ежегодных  посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации фин. политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если государственная Дума не принимает закон или принимает его с коррективами, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществить фин. политику в предполагаемом направлении.[9. 109] Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определённости ни в экономической, ни в финансовой политике.

Финансовая политика включает в себя:

  • Бюджетную политику
  • Налоговую политику
  • Денежную политику
  • Кредитную политику
  • Ценовую политику
  • Таможенную политику.

В свою очередь  фин. политика государства является лишь средством осуществления его  экономической и социальной политики, то есть выполняет вспомогательную  роль. Не надо забывать и другие направления  государственной политики – национальное, геопологическое, военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Фин. политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета.

Фин. политика как  часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных  органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в фин. политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке фин. политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.

В настоящее  время государство может диктовать  цены только на узкий круг продукции, а регулирование кредитной сферы  осуществляется исключительно на уровне Банка России.  
 
 
 

2.2. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2010-2012 годах

Мировой экономический  кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и  выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние  годы сглаживалась благоприятной экономической  конъюнктурой. Это делает бюджетную  систему России крайне уязвимой с  точки зрения фискальных рисков и  вынуждает проводить более жесткую  бюджетную политику с тем, чтобы  избежать ситуации, когда правительство  будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи  принято решение основывать бюджетное  планирование на умеренно оптимистических  оценках перспектив экономики.  
В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился по сравнению с тем, что ожидалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (табл. 1.1). Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.  
На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное  их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

В сложившихся  условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета  на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении  объем доходов федерального бюджета  в 2009 году был сокращен по сравнению  с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей.  
Исходя из текущей оценки 2009 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.  
Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд.рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу.  
Резкое сокращение запланированных доходов бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее.  
Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП: если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению с 2008 годом вырастет более чем на 20%, то согласно текущим оценкам в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 5,2%, а номинальный объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.  
Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии.  
Существенно ухудшен прогноз показателей внешней торговли: в 2010 году по сравнению с 2009 годом экспорт в долларовом выражении снизится  на 45% , импорт – на 55-58%.  
По новым оценкам прибыль предприятий для целей налогообложения будет ниже, чем закладывалось Федеральным законом № 204-ФЗ, на 37% в 2010 году и на 43% в 2011 году.  
Сокращение доходов ожидается не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 п.п. была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 п.п. федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате  ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.  
Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.  
Развитие экономики в 2010-2012 годах будет определяться тремя основными факторами. Первый связан с выходом мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.  
Согласно текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,0%, после чего он будет постепенно повышаться: до 2,6% - в 2011 году  и 3,8% - в 2012 году.  
Прогноз добычи нефти учитывает то, что с течением времени уровень добычи на выработанных месторождениях будет снижаться, а возможности добычи на новых месторождениях будут ограничены. В целом, к 2011-2012 годам добыча стабилизируется на уровне 483 млн. т. в год.  
Экспорт нефти будет постепенно снижаться, при этом внутреннее потребление нефти с ростом российской экономики будет наращиваться.  
Объем добычи газа, после резкого падения из-за низкого внутреннего и внешнего спроса в 2009 году, в последующие годы начнет восстанавливаться.  
Прирост инвестиций в основной капитал  в 2010 году составит порядка 0,5% и будет происходить главным образом за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли с высокой долей государственного финансирования – транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство. В 2011-2012 годах предполагается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 6% и 9% соответственно.  
Доходы населения в реальном выражении в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 года. В последующие годы реальные доходы будут умеренно расти с темпом 2-3% в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться на  10-11%  в год.  
Целевые параметры инфляции на 2010 год определены на уровне 10%, на 2011 год – 7-8%, на 2012 год - 5-7%.  
Расчеты бюджетных проектировок на 2010-2012 годы основываются на прогнозе среднегодовой цены на нефть сорта «Urals» в 2010 году на уровне 55 долларов США за баррель, в 2011 году – 56 долларов США за баррель, в 2012 году - 57 долларов США за баррель (рис. 1.1).

Докризисный аномально  высокий рост цен в середине 2008 года ожидаемо сменился их резким падением: нисходящий тренд прослеживался  в целом до весны текущего года.  
Быстрый подъем цен на нефть с конца весны до середины лета 2009 года стал причиной возвращения чрезмерно оптимистических ожиданий. Однако рост цен не был подкреплен фундаментальными факторами, что не позволяет рассчитывать на длительное повышение стоимости нефти на мировых рынках.  
Международное энергетическое агентство (МЭА) практически ежемесячно сокращает прогнозы мирового спроса на нефть в 2009 году по мере ухудшения оценок падения глобального ВВП. МЭА в июле снизило прогноз спроса на нефть в перспективе пяти лет, ожидая, что спрос восстановится до уровня 2008 года не раньше, чем в 2012 году при оптимистическом сценарии.  
Согласно консервативному прогнозу ОПЕК, мировой спрос на нефть восстановится до уровня 2008 года не ранее 2013 года. Оптимистический сценарий ОПЕК предполагает восстановление мирового спроса на нефть к 2011г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной  стороны, на выход экономики из кризиса  и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной  стабильности.  
Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

  1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
  2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к  более низкому уровню доходов.
  3. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
  4. Повышение эффективности налоговой системы.
  5. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.
  6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.
 
 
 
 
 
 

Заключение

Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она кардинально формирует  финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все в области финансов и не только. Она подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому  курсу в области экономики. Изучая финансовые и кредитные дисциплины финансовой политикой не заниматься нельзя. Всякий раз, когда говорим  о недостатках инструмента или  механизма, о целях и путях  их достижения, возникающих задачах  и проблемах в области финансов, денежного обращения и кредита, - мы занимаемся политикой.

Финансовая политика в государстве проводится в соответствие со своими законами, познание и формулирование которых значительно отстало  от разработок в области экономических  категорий. Как специальным предметом  исследования и изучения сегодня  финансовой политикой почти никто  не занимается. Вместе с тем финансовая политика это не столько политика, сколько система знаний в области  управления финансами, кредитом и денежным оборотом. Это больше, чем простая  сумма знаний по этим наиважнейшим дисциплинам. Экономист финансист  сегодня сталкивается с системными проблемами в управлении финансами  ведение бизнеса. Последний не может развиваться без оглядки на государство. Следовательно, финансовый директор должен: мыслить системно, оценивать точно, действовать быстро, реагировать гибко.

Наука о финансовой политике важный раздел финансовой науки, который структурно и по содержанию в полной мере не оформился. Финансовая политика в современном государстве  есть система политических отношений  по поводу стратегии организации  финансов, текущего и оперативного управления ими. В основе этой системы  лежит политический курс и порождаемое  им финансовое строительство. Эта фундаментальная  общность финансовой политики в государстве как политического и экономического процесса управления финансовыми категориями объединяет финансовую политику любого государства. В финансовой политике всегда имеется субъективный элемент, ее проводят люди. Но она носит всеобщий характер. Для выделения процесса проведения финансовой политики как предмета изучения с политическим и экономическим аспектом одновременно объективность не есть единственный критерий. Объективно-субъективная основа финансовой политики существует всегда рядом с другой ее характеристикой.

Финансовая политика, проводимая в государстве национальна. Нет финансовых политик без специфики, ментальности, своеобразия политических и экономических условий. Финансовые политики-близнецы во многих странах  не есть финансовые политики одной  страны. Похожесть лишь подчеркивает наличие общего в системе различий. Улучшение управления финансами, кредитом и денежным оборотом требует расширения и углубления национальных научно-практических исследований стратегии и тактики проведения финансовой политики, адаптированных к финансово-кредитному состоянию экономики. Современная эффективная финансово-кредитная политика базируется на соблюдении фундаментальных основ организации управления финансами в государстве. Обобщение и анализ существующих воззрений на финансовую политику и теоретическая интерпретация практики ее проведения позволяет приблизиться к решению задачи создания основ спецкурса по финансовой политике в реформируемой экономике. 
 
 

Список  использованных источников

  1. Белотелова Н. П., Шуляк П. Н. Финансы. – М., 2005 год
  2. Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия – М., 2002 год
  3. Говтань О. Дж. Финансовая политика РФ. // Проблемы прогнозирования – М., 2007 год
  4. Живалов В., канд. экон. наук. // Экономист №12, 2002 год
  5. Любимцев Ю., док. экон. наук, профессор. Необходимость изменения ориентиров // Экономист. - № 1, 2004 год.
  6. Финансы и кредит. Учебник / Под ред. професс. Белоглазовой Г. Н. и Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2004 год
  7. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. професс. Врублёвской О. А., професс. Романского М. В., професс. Сабанти Б. М. – М., 2005 год
  8. Шелопаев Ф. М. Финансы, денежное обращение и кредит – М.: Юрайт, 2004 год
  9. Министерство Финансов РФ [электронный ресурс]/ МИНФИН РФ – электрон. Дан. – М. МинФин, 2010 - . – режим доступа: http://www.minfin.ru. – Рус.,англ.яз
 
 
 
 
 
 
 

Приложение А

Прогноз доходов федерального бюджета (млрд. рублей)           

 

  Отчет 2009 год 

(76-ФЗ  от 28.04.09)

2009 год 

(ожидаемое)

Прогноз
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2010 год 2011 год 2012 год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
  ВВП 21 625 26 903 33 111 41 668 40 420 38 461 42 372 46 783 52 123
1. Доходы, всего 5 127,2 6 278,8 7 781,1 9 275,9 6 713,8 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
  %% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,2 16,6 17,1 15,7 15,7 15,5
  в том числе:                  
2. Нефтегазовые  доходы 2 162,1 2 943,5 2 897,4 4 389,4 2 057,2 2 545,8 2 955,0 3 245,2 3 520,8
  %% к ВВП 10,0 10,9 8,8 10,5 5,1 6,6 7,0 6,9 6,8
3. Ненефтегазовые доходы 2 965,1 3 335,3 4 883,7 4 886,5 4 656,6 4 015,5 3 681,2 4 101,7 4 576,6
  %% к ВВП 13,7 12,4 14,7 11,7 11,5 10,4 8,7 8,8 8,8
  в том числе:                  
3.1 поступление ЕСН 267,5 315,8 404,9 506,8 508,3 495,4 41,3    
3.2 Временно  свободные средства госкорпораций Роснанотех и Фонд ЖКХ         160,4 150,4      
3.3 Возврат остатков субсидий и  субвенций бюджетам субъектов РФ         77,6 77,6      
3.4 Централизация счетов ФТС         100,0 100,0      
3.5 Дивиденды по привилегированным  акциям             18,0 55,2 55,2
4. Ненефтегазовые доходы без учета ЕСН, средств госкорпораций и централизации счетов ФТС 2 697,6 3 019,5 4 478,8 4 379,7 3 810,3 3 192,1 3 639,9 4 101,7 4 576,6
  %% к ВВП 12,5 11,2 13,5 10,5 9,4 8,3 8,6 8,8 8,8
5. Справочно: Из них дополнительные доходы за счет изменения законодательства (слайд 8)             227,2 279,0 284,4
  %% к ВВП             0.5 0.6 0.5
6 Доходы, всего в сопоставимых условиях, в %  к ВВП           14,9 15,6 15,7 15,6

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях