Финансовая политика России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.

Задачи курсовой:

Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства

Рассмотреть виды финансовой политики

Изучить роль государства в жизни общества

Рассмотреть финансовую политику государства в России:

- её содержание

- проблемы прогнозирования

Содержание

Введение___________________________________________________ стр. 4-5
Глава 1 Сущность и типы финансовой политики государства
Содержание и сущность финансовой политики______________ стр. 6-9
Типы финансовой политики____________________________ стр. 10-11
Глава 2 Финансовая политика России в современных условиях

2.1. Содержание финансовой политики________________________ стр.12-13

2.2. Параметры социально – экономического развития Российской Федерации в 2010 – 2012 гг._________________________________ стр. 14-18

2.3. Цели бюджетной политики РФ в 2010 – 2012 гг._______________ стр. 19

Заключение_______________________________________________ стр. 20-21

Список использованных источников_____________________________ стр. 22

Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ФИНАНСАМ.docx

— 83.13 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение___________________________________________________ стр. 4-5

Глава 1 Сущность и типы финансовой политики государства

    1. Содержание  и сущность финансовой политики______________ стр. 6-9
    2. Типы финансовой политики____________________________ стр. 10-11

Глава 2 Финансовая политика России в современных  условиях

2.1.  Содержание финансовой политики________________________ стр.12-13

2.2.  Параметры социально – экономического  развития Российской Федерации  в 2010 – 2012 гг._________________________________ стр. 14-18

2.3. Цели бюджетной  политики  РФ в 2010 – 2012 гг._______________ стр. 19

Заключение_______________________________________________ стр. 20-21

Список использованных источников_____________________________ стр. 22

Приложение А_____________________________________________ стр.23-25

Приложение Б________________________________________________ стр. 26

Приложение В_______________________________________________ стр. 27 
 
 
 
 

Введение

Государство в  процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных  сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика  в целом, а также ее составные  элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним  из источников формирования науки о  финансах, а значит составной часть  ее. Финансовая политика как предмет  призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических  и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и  задач; как изменить экономическую  структуру общества в рамках действующих  финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться  финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

Каждой общественной формации и соответственно государству  этой формации отвечает определенное финансовое устройство.

Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.

Задачи курсовой:

Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства

Рассмотреть виды финансовой политики

Изучить роль государства  в жизни общества

Рассмотреть финансовую политику государства в России:

- её содержание

- проблемы прогнозирования

Понять необходимость  изменения ориентиров финансовой политики

Для правильного  осуществления поставленных перед  финансовой политикой задач требуется  чёткий и глубокий переход к пониманию  сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, её составляющих. Определённый интерес  представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления  российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование  широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные  органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что её относительная  самостоятельность не перерастёт в  независимость от объективных экономических  отношений. Опыт показывает, что отрыв  финансовой политики от экономики оборачивается  серьёзными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает её соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учёт выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. 
 

I. Сущность и типы финансовой политики государства

1.1. Содержание и сущность  финансовой политики

Государство в  любом обществе использует финансы  для осуществления своих функций  и задач, достижения определённых целей.

Финансы – это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы в государстве  есть политическая форма совокупной экономической категории, которая  воплощает себе всеобщность существования  денег, бюджета, налогов и кредита  на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Финансы – связывающее  звено между созданием и использованием национального дохода. Они носят  объективных характер, выражают определенную сферу производственных отношений  и относятся к базисной категории.

По своему материальному  содержанию финансы - это целевые  фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны. Они имеют свое характеризующее свойство, отличающее их от других экономических категорий. Оно состоит в том, что финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости. Еще финансы во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансовая политика играет в реализации поставленных целей  существенную роль. Финансовая политика представляет собой совокупность государственных  бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование для выполнения государством своих функций.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные  условия для активизации предпринимательской  деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий  в пользу государства и долю участия  населения в формировании финансовых ресурсов.

Цели финансового  управления на уровне государства делятся  на:

Бюджетные цели связаны с формированием и использованием бюджетов всех звеньев бюджетной системы, а также бюджетных фондов, входящих в состав бюджета государства.

Внебюджетные  цели имеют ярко выраженную социальную направленность, или связаны с процессами создания и развития инфраструктуры экономики. Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые  в государственной бюджетной  системе;

2) средства внебюджетных  фондов, прежде всего социальных;

3) ресурсы, используемые  самими предприятиями (прибыль  предприятий и амортизация).

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение  условий для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

2) установление  рационального с точки зрения  государства распределения и  использования финансовых ресурсов;

3) организация  регулирования и стимулирования  экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка  финансового механизма и его  развитие в соответствии с  изменяющимися целями и задачами  стратегии;

5) создание эффективной  системы управления финансами.

В то же время  финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой  области деятельности.

Отдельной задачей  финансовой политики выделяется повышение  эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения  между сферами общественного  производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, т.к. широкий  комплекс мероприятий. Оно определяется:

  • соответствующей теоретической и разработанной на её основе концепцией, определяющей роль государства в области финансов;
  • разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
  • осуществлением практических мер по реализации этих целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

Финансовая  стратегия – долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающийся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс. Результативность фин. политики тем выше, чем она больше учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоёв и групп общества, конкретно – исторические условия и особенности жизни. Фин. политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

Следовательно, для определения и формирования фин. политики нужна достоверная  информация о финансовом положении  государства. Самостоятельность государственной  финансовой политики часто проявляется  в предложении и выборе конкретных путей и средств достижения поставленных наверху целей и задач. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических  решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов почти нет. Нельзя принимать  решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьих-либо политических, социальных, экономических финансов. Императивность - важнейшая составляющая государственной финансовой политики. В силу разных условий она может  усиливаться и ослабевать, но никогда  не исчезает.

Государственный императив – важная компонента, учитываемая в ходе формирования и реализации децентрализованной финансовой политики.

Сама по себе фин. политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается  в соответствии с тем, насколько  она соответствует интересам  общества.

1.2. Типы финансовой  политики

На современном  этапе известны три типа финансовой политики: классическая, планово – директивная, регулирующая.

 Основу каждой  из них составляли соответствующие  экономические теории. Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа». Основа фин. политики, по мнению «классиков», - достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово – директивная  теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово – распределительных функций государства на основе жёсткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий, а также отраслевых министерств в пропорциях, строго определённых планом. Это предусматривало жёсткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях