Финансовая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.3.docx

— 106.68 Кб (Скачать документ)

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансовая политика России

2.1 Современная финансовая политика

 

Экономическая деятельность практически любого государства  имеет несколько ключевых компонентов, которые определяют её роль на мировой  арене, а также внутреннюю экономическую  стабильность. Процесс формирования экономической политики является наиболее сложным компонентом в ходе управления государством. Одной из наиболее значимых составных частей является финансовая политика, которая играет определяющую роль. При её помощи обеспечивается регулирование финансовых потоков, циркулирующих как внутри государства, так и за его пределами.

 

Если рассматривать финансовую политику России, то в первую очередь  необходимо отметить тот факт, что  её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые характерны для нашей страны. В первую очередь  это значительные по протяженности  размеры страны, что является главной  причиной расширения банковской структуры  по территории страны. С их помощью  государство осуществляет не только регулирование финансовых потоков, но помимо этого и контроль за ними, а при необходимости и перераспределение  в те регионы страны или секторы  экономики, где в этом есть довольно острая потребность.

 

Рассматривая финансовую политику на современном этапе её развития, необходимо отметить её системный  характер. Причем системность характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную  деятельность государства. Как и  любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими  для проводимой в настоящее время  в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор  инструментов. Именно с их помощью  обеспечивается реализация и контроль за функциями, которые выполняет  государство в ходе проведения финансовой политики. Финансовая политика во многом носит для России решающий характер, поскольку мероприятия в её рамках обеспечивают является формирование финансовой стабильности в стране и эффективны условий ведения бизнеса.

 

В настоящее время в  российской федерации решается ряд  важнейших задач в рамках финансовой политики. Наиболее важными их них  являются следующие:

 

Создание необходимых  условий для концентрации значительного  по объему потока финансовых ресурсов. Это одна из приоритетных задач, которую  решают в настоящее время правительственные  структуры, а также министерство финансов. Выполнение этой задачи в  настоящее время стало основным направлений работы данного министерства, а также специалистов аппарата правительства, работающего в экономическом  блоке. Связано это главным образом  с негативными тенденциями, которые  наблюдается в экономической  сфере в мире. Их влияние отразилось и на экономических процессах, происходящих в России, поэтому грамотная политика на современном этапе имеет большее  значение. Её роль заметна возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование государства, но и обеспечивать в её развития в условиях кризиса. Для реализации стабильности внутри страны в настоящее  время министерством финансов, которое  занимает центральное место в  ходе проведения центральной политики. Именно она определяет те направления, в которых будет проводиться  финансовая политика.

 

В настоящее время основное внимание всех специалистов сосредоточено  на разработке мер, обеспечивающих сохранение темпов роста экономики, который  наблюдался в стране в последние  годы. Кроме этого одним из важнейших  направлений является поддержка  учреждений социально - экономической  сферы страны. Именно предприятия  данной сферы в условиях кризисных  явлений наблюдающихся в нашей  стране заметны наиболее остро. Отсутствие источников финансирования своих деятельности делает предприятии и учреждения данного сектора незащищенными  в условиях кризиса. При этом стоит  сказать, что их роль значительна, поскольку  они определяют качество жителей  страны. В этой связи во многом по данной причине государственные  структуры обеспечивают необходимое  финансирование для поддержания  эффективного функционирования предприятий  данной сферы.

 

Еще одной задачей, которая  на данный момент имеет для страны приоритетное значение, является поддержка  малого бизнеса. В настоящее время  он переживает не самые лучшие времена. Именно потому финансовые вливания на стадии становления имеют большое  значение, во многом определяющее его дальнейшее развитие и становление как класса в нашей стране. Также необходимо отметить, что экономический блок правительства осуществляет поддержку предприятий, которые не слабо конкурентные с зарубежными предприятиями. Для того чтобы ослабить конкуренцию в ряде сфер, где позиции российских предприятия не так устойчивы, принимаются различного рода решения. В частности для продержки отечественного автопрома были принято решение об увлечении пошлин на ввозимые на поддержанные иномарки. Это, по мнению властей, будет ключевым элементом, обеспечивающих развития отечественного развития отечественной автомобильной промышленности.

 

Кроме этого финансовая политика в настоящая время стало более  ориентированной на привлечение  инвестиций. Многие предприятия в  условиях финансового кризиса уходят с российского рынка, что наносит  значительный ущерб экономики страны, затормаживая её развития. Именно поэтому  государство активно работало в  этом направлении, создавая необходимые  условия для инвесторов, делая  их более привлекательными. Это является направлением, которое в условиях кризиса приобретает большое  значение, поскольку обеспечивает развитие экономики и привлекает в неё  ресурсы из-за рубежа, что во многом повышает её устойчивость и способствует обеспечению эффективному развитию.

 

Таким образом, в современных  условиях роль финансовой политики значительно  повышается. Он обеспечивает силу экономику  государства, а также уровень  активизации и дальнейшего роста  экономических процессов в стране.

 

2.2. Проблемы и пути их решения

 

Главными проблемами являются:

 

1) сбалансированность бюджетов  всех уровней и государственных  внебюджетных фондов;

2) совершенствование налоговой  системы;

3) оптимизация структуры  расходов государства;

4) принятие реального  и прозрачного бюджета;

5) расширение инвестиционного  финансирования;

6) обеспечение единства  денежно-кредитной и финансовой  политики;

         7) стабилизация валютного курса рубля;

         8) повышение эффективности использования государственной собственности;

9) переход на казначейскую  систему исполнения бюджетов;

10) развитие финансовых  взаимоотношений со странами  СНГ и дальнего зарубежья.

 

1. Сбалансированность бюджетов  и внебюджетных фондов может  быть достигнута за счет увеличения  сбора налогов и сокращения  расходов, расширения эмиссионных  и не эмиссионных источников  финансирования бюджетного дефицита. С этой цепью Федеральный бюджет  на 1999 г. предусматривает первичный  профицит, то есть превышение  доходов над расходами без  учета расходов на обслуживание  государственного долга.

 

2. Увеличение сбора налогов  достигается путем расширения  налогооблагаемой базы, сокращения  просроченной задолженности, усиления  финансового контроля, изменения  порядка зачисления платежей  по уровням бюджетной системы,  введения государственной монополии  на производство алкогольной  продукции. Особую роль играет  изменение налогового законодательства. Низкий уровень сбора налогов  - это не только сокрытие выручки  налогоплательщиками, но и фактическое  создание механизма ухода от  уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах,  а главное - постоянное сужение  налогооблагаемой базы в результате  сокращения реального ВВП Пока  главная производительная сила  общества - экономически активный  человек - не имеет возможности  для своего нормального расширенного  воспроизводства, удовлетворения  социальных потребностей, образуется "порочный круг": нет доходов,  нет спроса на продукцию, нет  развития производства, нет инвестиций, нет накоплений, растет импорт, растут  долги, неплатежи, процентные  ставки, спекулятивные сделки, падает  национальная валюта, сокращается  уровень жизни, увеличивается  зависимость от иностранного  капитала.

 

3. Возможности сокращения  расходов федерального бюджета  практически исчерпаны. Речь в  настоящее время может идти  лишь об оптимизации структуры  расходных статей. Отдельно следует  сказать о расходах на обслуживание  государственного долга. Необходимо  решить вопрос о реструктуризации  государственного долга и установлении  верхней границы доходности по  государственным заимствованиям. Финансирование  бюджетного дефицита за счет  эмиссии государственных ценных  бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к потере управляемости государственным долгом.

 

Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению функций государства  в области экономической и  социальной политики, углублению регионального  сепаратизма, либо к укреплению основ  государственности на федеративной основе с четко очерченными геополитическими функциями в области интеграционных процессов.

 

2.  Стратегический курс  в сфере государственных финансов - это прежде всего реальный  бюджет. А это означает, что до  тех пор, пока экономика не "встанет на ноги" путем возрождения  производства, у государства нет  оснований для популистских заявлений  относительно возможностей решения  социально-экономических проблем  за счет централизованного общегосударственного  фонда финансовых ресурсов. Для  решения этой проблемы необходимо  создать все условия, чтобы  накопления, активы, созданные в  России, работали в ее интересах,  как это делается в странах  с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех  ветвей власти, предпринимателей, населения.

 

Реальный бюджет - это  и возможность его исполнения в соответствии с утвержденными  параметрами, что во многом зависит  от макроэкономических показателей  развития экономики. Важнейший из них - уровень инфляции, определяющий динамику денежной массы и ее соответствие спросу экономики на деньги.

 

5. Сокращение государственного  сектора экономики и увеличение  частной собственности в ключевых  отраслях, включая естественные  монополии, не привело к увеличению  доходной базы государственного  бюджета, росту объемов производства. Расширение совокупного предложения  в современных условиях может  обеспечить только инвестиционное  финансирование за счет внутренних  и внешних заимствований, сбережений  средних слоев населения, а  также лиц, получающих высокие  и сверхвысокие доходы, средств  нерезидентов.

 

6. Известно, что активы  Федеральной резервной системы  США (ФРС) формируются в основном  за счет правительственных займов, доходность которых соответствует  учетной ставке ФРС. Такие монетаристские  методы проведения финансовой  и денежно-кредитной политики  вполне могла бы позаимствовать Россия. В то же время, следуя рекомендациям западных экспертов, в том числе американских, Банк России минимизировал свое участие в поддержке рынка государственных ценных бумаг и не использовал рыночные способы поддержки доходности на приемлемом для бюджета уровне, а сужал денежную базу.

 

7. Большое значение имеет  стабилизация валютного курса  рубля. Целесообразно обратить  внимание на проблему перевода  валютных корреспондентских счетов  НОСТРО российских коммерческих  банков в Центральный банк  РФ. Это позволило бы не только  увеличить денежную базу и  расширить денежную массу в  обращении, но и поставить надежный  заслон на пути незаконного  вывоза капитала, сделать более  реалистичным валютный курс рубля.  Необходим комплекс мер по  ограничению спекуляции на валютном  рынке. Например, проводимая в  последние годы денежно-кредитная  политика "подталкивает" и вынуждает  население к использованию иностранной  валюты в качестве основной  формы сбережений в целях снижения  инфляционного риска. Это негативно  влияет на валютный курс рубля,  искажая реальное соотношение  рубля и доллара по паритету  покупательной способности. Такие  вложения носят в основном  спекулятивный характер и напрямую  зависят от макроэкономических  показателей. Выход из создавшейся  ситуации выглядит так: государство  создает предпосылки для конвертации  иностранной валюты, принадлежащей  физическим лицам и хранящейся  вне банковской системы, в рублевые  активы, для привлечения средств  на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности  вкладов и их индексации. Одновременно  в основу денежно-кредитной политики  оно закладывает регулирование  процентных ставок.

Информация о работе Финансовая политика России