Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:08, курс лекций

Описание

Финансы - инструмент экономики. Они являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы гос. регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.

Работа состоит из  1 файл

Финансы и Украина.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)


Финансы и Украина

Тема 1: Введение в финансы

1. Необходимость и сущность финансов.
2. Функции финансов.
3. Организация и управление финансовой системы.
4. Финансовое планирование.
5. Предмет и содержание курса.
6. Первоочередные меры по стабилизации финансового положения государства.
7. Финансовая политика государства.

1. Рыночная экономика - социально ориентированная хозяйственная система, которая дополняется государственным регулированием.

Финансы - инструмент экономики. Они являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы гос. регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в кач-ве экономической категории.

Отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, называются финансовыми.

Признаки финансов как экономической категории :

- денежный х-р фин отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов (они всегда имеют ден. форму выражения).

- распределительный х-р фин. отношений . Областью возникновения и функционир финансов является стадия воспроизводственного процесса, на котоой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведённом продукте.

- финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.

Необходимость финансов состоит в потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность .

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта ( ВОП )

2. Сущность любой экономической категории, в том числе и финансов, проявляется в ее функциях. Функции показывают какими методами реализуется сущность экономической категории ( финансов в нашем случае). Функции финансов - диалектически взаимосвязанные между собой стороны одной экономической категории

1) Распределительная функция позволяет с помощью финансовых отношений распределить созданный валовый национальный продукт (ВНП) между субъектами хозяйствования .

Назначением распределительной функции финансов является обеспечение субъектов хозяйствования. На первом этапе распределения ВНП образуются первичные доходы, на втором - вторичные, которые направляются в непроизводственную сферу, личное потребление. Т.е. первичное распределение доходов происходит в производственной сфере. Там, где товар не производится, нет первичного распределения доходов.

Субъектами распределительной функции являются государство, юридические и физические лица.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. С помощью этой функции соуществляется прежде всего возмещение стоимости потреблённых ср-в производства и образование доходов в различных формах, а также формируются фонды целевого назначения. На основании данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непросферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т.д. С ёё помощью предупреждаются возможнные диспропорции на отдельных участках хозяйственного строительства и обеспечивается необходимая маневренность в использовании ресурсов.

2) Контрольная функция вытекает из первой функции благодаря оценке величины фондов денежных средств и их предусмотренной направленности .Её основу составляет движение финансовых ресурсов. Инструментом реализации выступает финансовая информация. Степень и глубина реализации определяется состоянием финансовой дисциплины (обязательного порядка ведения финансового хозяйства, соблюдение установленных норм и правил, выполнение финансовых обязательств.

3. Управление - это совокупность приёмов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определённого результата.

Совокупность различных форм и методов, регламентирующих различные сферы финансовых отношений, позволяющих образовывать централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, называется финансовой системой.

В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. Совкупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Функциональные эл--ты управления финансами:

1) Планирование (Основные задачи финансового планирования:

        определение объемов и источников финансовых ресурсов

        рациональное распределение

        стимулирование наиболее эффективного использования между производственной и непроизводственной сферой денежных средств

        концентрация денежных средств на приоритетных направлениях развития.);

2) Оперативное управление ( комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа финансовой ситуации с целью получения мксимального эффекта при минимуме затрат путём перераспределения финансовых ресурсов );

3) Контроль.

Финансовая система государства охватывает три основные сферы:

        гос. финансы

        страхование

        финансы предприятий

В состав гос. финансов включается: гос. бюджет (как основной финансовый план гоударства), система гос. кредита (займы, облигации, лотереи), внебюджетные гос. фонды, фонды соц. страхования, пенсионный фонд).

Общегосударственные фонды денежных средств позволяют аккумулировать и мобилизовать средства в гос. бюджет, в различные формы гос. кредита, во внебюджетные фонды.

Фонды денежных средств подразделяются на :
- централизованные
- децентрализованные.

К централизованным фондам относятся гос. бюджет, фонды гос. соц. страхования.

К децентрализованным фондам - фонды имущественного и личного страхования, сформулированные в добровольном порядке, а также фонды денежных средств различных отраслей н/х.

Система страхования включает в себя фонды имущественного и личного страхования, страхование ответственности, страхование риска.

Сфера финансов предприятий - финансы отраслей н/х и предприятий. Финансы отраслей: финансы министерств и ведомств, гос. предприятий, коммерческих структур и общественных фондов.

Финансовые рынки - совокупность финансовых институтов, направляющих денежные средства от собственников средств к заемщикам средств.

Инвестиции - вложения в основные фонды либо в оборотные фонды (производственные запасы, готовую продукцию ).

Прямое финансирование - направление денежных ресурсов непосредственно от собственника средств к заемщику.

Прямое финансирование - это:

1) капитальное финансирование, т.е. получение денежных средств на инвестиции путем представления права инвестору на долевое участие в прибыли собственника. Это достигается приобретением инвестором обыкновенных акций заемщика;

2) финансирование путем займов, т.е. получение денежных средств на инвестиции в обмен на обязательство выплатить доходы в будущем. Это достигается путем приобретения облигаций заемщика.

Облигации - это сертификаты на выплату в течение определенного количества лет и с уплатой обусловленных процентов.

Косвенное финансирование - это перемещение сбережений от собственников средств инвесторам через финансовых посредников, т. е. финансовый рынок.

Сферы финансовых отношений регламентируются различными формами и методами их достижения.

Управление финансами государства осуществляется на стратегическом уровне Верховным Советом, президентом, Кабинетом министров, на оперативном уровне - Министерством финансов.

Министерство финансов :
- осуществляет общее руководство республиканскими и местными финансовыми органами по исполнению государственного бюджета;
- составляет проекты государственного бюджета на утверждение Верховному Совету, различными актами регламентирует деятельность субъектов хозяйствования по финансовым вопросам, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования;
- вносит предложения в Верховный Совет по вопросам регулирования финансовых отношений с иностранными государствами.

В состав Министерства финансов входят следующие управления: бюджетное, налоговое, управление по производственным отраслям, управление по отраслям непросферы, валютно- экономическое управление, управление бух. учета и отчетности.

На уровне местных органов власти формируются финансовые управления соответствующего уровня ( область, город, район, село).

Местные финансовые органы выполняют функции, аналогичные Министерству финансов и работают по принципу двойной подчиненности :

1) вышестоящему финансовому органу по всем вопросам финансовой политики и методологии;

2) местным органам государственного управления в части региональной финансовой политики.

Децентрализованные финансы исполняются, формируются финансовыми службами предприятий и отраслей н/х.

К функциям финансовых служб относятся:
1. формирование и исполнение финансовых планов фирмы (баланс доходов и расходов )
2. контроль и исполнение кассовых операций
3. формирование кредитных планов и заключение договоров с финасовыми посредниками на представление заемных средств
4. контроль за расчетно-платежной дисциплиной на предприятии.
Структура финансового отдела:
1) заведующий кассой и кассиры
2) финансисты по планированию финансовых ресурсов
3) подразделения по расчетно-платежным операциям
4) группа сводного финансового планирования.
содержанием , выявить доходы и определить расходы н/х.

4. Под финансовым планированием понимают совокупность мероприятий по составлению 4 и выполнению планов формирования доходов и расходов. Финансовое планирование является чстью н/х планирования. Оно позволяет увязать показатели н/х плана с их денежным ение средств

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.

Основные задачи финансового планирования:
1) определение объемов и источников финансовых ресурсов
2) рациональное распределение
3) стимулирование наиболее эффективного использования между производственной и непроизводственной сферой денежных средств
4) концентрация денежных средств на приоритетных направлениях развития.
Расчёты плановых финансовых показателей базируются на использовании различных методов:
В систему финансовых планов входят:

        баланс доходов и расходов предприятий и отраслей;

        финансовые планы общественных организаций;

        сметы бюджетных организаций;

        бюджет соцстраха;

        госбюджет;

        сводный финансоывй план государства.

Все финансовые план составляся по принципу баланса, в котором доходы равны расходам.

6.На современном этапе развития для стабилизации финансового положения применяется следующие меры:

  1. преодоление острого платежного кризиса государства;
  2. сокращение производственных инвестиций;
  3. приватизация госимущества;
  4. отмена дотаций убыточным предприятиям;
  5. сокращение административно-управленческих расходов, перевод ряда бюджетных организаций на самофинансирование;
  6. ликвидация денежных и кредитных эмиссий как мер покрытия бюджетного дефицита;
  7. привлечение средств населения для инвестирования программ;
  8. формирование рыночной инфраструктуры;
  9. ввод новой денежной единицы.

Финансовая политика государства - это совокупность мероприятий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства.

Финансовый механизм - это совокупность форм и методов управления финансовой деятельностью гос-ва. Она включает в себя систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм, номативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы и финансовый контроль.

Финансовый механизм регламентируется в законах и нормативных актах.

Основными методами перехода к рынку являются:

        максимальная свобода деятельности предприятий;

        полная ответственность за результаты своей хоз. деятельности;

        конкуренция товаропроизводителей;

        свободное ценообразование;

        отказ государства от вмешательства в хозяйственную деятельность субхектов хозяйствования;

        распространение рыночных отношений на те сферы, где они могут дать наибольший эффект;

        принцип открытой экономики, то есть предоставление предприятиям права выхода на внешнеэкономический рынок.

Финансы - это система экономических отношений по поводу распределения и перераспределения фондов денежных средств и контроль за их использованием.

Финансирование - это процесс использования ФДС в соответствии с разработанными бизнес-планами. В условиях рыночной экономики применяются следующие методы хозяйствования(финансирования):

        Хозрасчет;

        Коммерческий расчет;

        Самофинансирование;

Хозрасчет подразумевает такую систему хозяйствования, при которой расходы производятся за счет полученных доходов и получается некоторая прибыль, то есть обеспечивается рентабельная работа фирмы.

Информация о работе Финансовая политика