Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:08, курс лекций

Описание

Финансы - инструмент экономики. Они являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы гос. регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.

Работа состоит из  1 файл

Финансы и Украина.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

Одногородними называются расчеты, которые осуществляются между покупателем и поставщиком продукции:
а) если они обслуживаются в одном банке
б) если банк поставщика и банк покупателя находятся в одном городе.

Иногородними называются расчетами по операциям купли-продажи в том случае, если банк поставщика и банк покупателя находятся в разных городах.

Международными называются расчет, которые производятся по операциям купли-продажи в том случае, если банк покупателя или банк поставщика представляет интересы либо является непосредственно зарубежным банком вне зависимости от его местоположения.

По видам запсис в банковских счетах расчеты делятся на две большие группы:
1. Расчеты, производимые путем записи сумм со счета на счет
2. Расчеты по сальдо взаимных расчетов между покупателем и поставщиком продукции.

Виды расчетов в соответствии с методом перечисления денег из одного банковского счета на другой( формы расчетов):

        акцептная(платежные требования;

        платежные поручения;

        плановые платежи;

        чековая форма расчетов;

        аккредитивная форма расчетов;

        вексельная;

        факторинг;

3. В настоящее время акцептная форма расчетов между поставщиками и покупателями резко сократилась в связи со значительными инфляционными процессами на Украине. Акцептная форма расчетов сочетается с инкассовыми операциями.

Инкассовые операции - это операции, при которых банк обслуживает документоооброт расчетных и платежных документов одного из своих клиентов в пользу третьих лиц.

Акцепт - это согласие плательщика на оплату товарных документов поставщика. Акцепт может быть положительный или отрицательный(молчаливый). В случае положительного акцепта распорядитель средств делает отметку о согласии оплаты на платежных документах. В случае молчаливиого акцепта банк в течение трех дней ждет формальное несогласие плательщика с перечислением средств. Акцепт бывает последующий и предварительный. При предварительном акцепте банк ждет согласия на перечисление в течение 2-3 дней и только после этого производит оплату. При последующем акцепте банк при получении платежных документов сразу производит оплату, но оставляет право в течении срока акцепта.

4.

Выписывается документ - платежное требование-поручение.

На сегодняшний день платежное поручение является наиболее распространенной формой расчетов.

Платежное поручение - это приказ банку перечислить с расчетного счета клиента в адрес третьего лица необходимую сумму денежных средств. В платежном поручении указываются реквизиты плательщика и поставщика, наименование операции и необходимая сумма средств. Платежное поручение применятся при предварительной оплате продукции и услуг как по товарным, так и по нетоварным операциям.

Художественный вид этих операций имеет следующий вид:

1. Поставщик направляет в адрес плательщика товарные документы(фактуру).

2.Плательщик выписывает платежное поручение в адрес своего банка. В ряде случаев вместо фактуры употребляется сам договор.

3. Банк плательщика перечисляет в адрес банка поставщика необходимую сумму денег.

4. Получение денег поставщиком.

5. Отгрузка товара плательщику.

5. Расчеты с помощью чеков.

Чек - это приказ банку плательщика оплатить определенную сумму, которая указана в чеке. Для того чтобы была выдана чековая книжка предприятие пишет заявление в банк с просьбой о выдаче чековой книжки (операция 1). Если у предприятия достаточно средств на расчетном счете, то банк удовлетворяет эту просьбу(операция 2), депонируя средства плательщика на отдельном балансовом счете.

Получатель едет к поставщику, оплачивая чеком товар который ему нужен(операция 3).

Поставщик поставляет товар(операция 4), направляя реестр чеков в обслуживающий его банк(операция 5). Банк зачисляет на счет поставщика суммы, указанные в реестре чеков(операция 7). Банк поставщика выставяет платежное поручение банку плательщика на оплату чеков. Банк получателя пересылает банку поставщика сумму, указанную в чеке(операция 8), списывая с отдельного банковского счета эту сумму.

Бывают лимитированные и нелимитированные чековые книжки. Лимитированная чековая книжка - это чековая книжка на которой указана сумма лимита. В случае с нелимитированной чековой книжкой поставщику необходимо подтверждение банка поставщика и получателя о действительности чека предоставляемого к оплате.

6. Аккредитив - поручение банку оплатить сумму, указанную в аккредитиве на условиях, указанных в аккредитивном заявлении. Аккредитивы бывают
1.покрытые и непокрытые;
2.отзывные и безотзывные;
3.открытые в банке плательщика или в баке поставщика;
4.с акцептом плательщика или без акцепта.

Покрытый аккредитив - это аккредитив, который банк плательщика зачисляет на отдельный счет за счет плательщика, либо за счет кредита банка. При установленной корреспонденции сообщений между банком поставщика и банком плательщика может быть открыт непокрытый аккредитив, то есть аккредитив гарантированный банком плательщика. В этом случае банк плательщика разрешает списать со своего корреспонденстского счета сумму аккредитива на условиях аккредитивного заявления.

Отзывной аккредитив - это аккредитив, по которому плательщику дано право изменять условия, указанные в аккредитивном заявлении. Практически не защищает интересы поставщика.

Безотзывной аккредитив - это аккредитив, условия которого плательщик может изменять только с согласия поставщика.

Аккредитив с оплатой документов по предварительному акцепту плательщика:
в этом случае представитель плательщика непосредственно у поставщика контролирует качество товара и ставит акцепт на соответствующих товарных документах. Расходы плательщика на осуществление этой операции растут, однако, его интересы максимально защищаются.

Аккредитив без акцепта плательщика дает право поставщику непосредственной отгрузки товара в адрес плательщика согласно условиям аккредитива и контракта. Расчеты по аккредитивной форме ведутся при иногородней и международной формах расчетов.

Если аккредитив открыт в банке получателя, то
1.Плательщик предоставляет в банк аккредитивное заявление и копию контракта.
2. Банк плательщика уведомляет плательщика об открытии ему аккредитива на укзанную сумму за его счет ( то есть списывая с его расчетного счета в актив).
3. Банк плательщика ставит в известность банк поставщика об открытии аккредитива поставщику на конкретную сумму.
4. Банк поставщика уведомляет об этом поставщика.
5. Отгрузка товаров, то есть операция conassignment.
6. Покупатель ставит в известность свой банк о выполнении условий аккредитива, то есть дает приказ на раскрытие аккредитива согласно условиям аккредитивного заявления.
7. Банк получателя перечисляет в адрес постващика сумму аккредитива.
8. Поставщик получает деньги на р/с.

Если аккредитив открыт в банке поставщика, тогда после акцепта поставщик предъявляет в свой банк (операция 6) документы, подтверждающие выполнение условий аккредитивного заявления.

9. Факторинг - это специфическая форма расчетов, которая осуществляется с помощью платежных поручений. В этом случае банк является фактором, то есть фирмой, которая оплачивает платежные документы за плательщика. Смысл факторинга в дисконте, а дисконт - учет банк. изъятия выгоды по конкретной банковской операции.

По факторинговым операциям фактор(банк) берет на себя риск неоплаты платежных документов, который учитывается за счет дисконта суммы, указанной в платежном поручении.

Факторинговые договора бывают:
1.открытый;
2.закрытый;
3.с правом регресса;
4.с предварительной оплатой;
5. без предварительной оплаты;
6.с полным обслуживанием;

при открытом договоре фактор ставит в известность всех дебиторов данного поставщика о передаче права требования к нему( к фактору).

ТЕМА 6 : ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

1. Сущность и роль гос бюджета (ГБ).
2. Доходы ГБ
3. Расходы ГБ
4. Дефицит ГБ и управление им.

1. Государство в условиях рыночной экономики берет на себя то производство и услуги, которые не являются прибыльными, не приносят доход, но явлются необходимыми для поддержания обороны, образования, злравоохранения, содержания гос. Аппарата, содержание убыточных и необходимых в интересах государства производств.

Финансовые отношения, складывающиеся между государством, юридическими и физическими лицами называются бюджетными отношениями. В результате выполнения обязательств юридических и физических лиц перед государством создается бюджетный фонд, в котором материализуются эти отношения.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны называется государственным бюджетом. Это взаимоотношение между государством, юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения НД в целях формирования бюджетного фонда, направляемого на финансирование Н/Х, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и госуправления.

Сущность ГБ проявляется в его функциях: перераспределительной, контрольной.

Первая функция позволяет концентрировать денежные средства в руках государства и в дальнейшем использовать их для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Вторая функция позволяет оценить насколько полно, своевременно поступают в бюджетный фонд предназначенные для этого средства, а также оценить целевой характер использования этих средств.

Объектами перераспределения ГБ являются НД, часть ВНП.

Совокупность мер государственного регулирования, применяемых при формировании и использовании средств ГБ, называется бюджетным механизмом. Бюджетный механизм является реальным воплощением бюджетной политики государства.

Основное назначение бюджетного механизма это совершенствование структуры общественного производства и формирования средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства в обороне, здравоохранении, образовании, госуправлении.

Функционирование ГБ проявляются в двух категориях: доходы ГБ, расходы ГБ.

2. Доходы ГБ - это совокупность экономических отношений, возникающих у государства в процессе формирования бюджетного фонда страны. Форма проявления этих отношений, составляющих доходы ГБ являются платежи предприятий, организаций, населения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств зависят от систем иметодов хозяйствования. Основным источников доходов бюджета являются налоговые платежи, которые являются формой безвозвратных платежей в пользу государства. Налоговые платежи имеют две функции: фискальную , экономическую.

Фискальная функция налоговых платежей заключается в формировании бюджетного фонда государства. Экономическая функция заключается во влиянии налоговых платежей на пропорции общественного производства.

Совокупность налоговых платежей и налоговых доходов составляет налоговую систему государства. Налоговая система имеет две основные группы налоговых платежей: прямые и косвенные.

Прямые налоговые платежи уплачиваются:

  1. юридическими лицами;
  2. физическими лицами;
  3. обоими;

Косвенные налоги уплачивает потребитель продукции и услуг.

Пример прямых налогов: налог на прибыль, на землю, подоходный налог.

Пример косвенных налогов: акцизы, таможенные пошлины, НДС.

Налоги могут быть реальными и личные.

Реальные налоги рассчитываются от стоимости имущества(транспортные). Личные налоги рассчитываются у источника дохода или в соответствии с декларацией о доходах.их уплачивают юридические или физические лица. Имеются неналоговые доходы: поступления от приватизации, доход от внешнеэкономической деятельности.

Расходы ГБ - совокупность экономических отношений, связанных с распределением и перераспределением бюджетного фонда страны.

Расходы бюджета по своему назначению:

  1. распределение по отраслям
  2. по территориям
  3. по целевому характеру

Основу отраслевой группировки расходов ГБ составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.

Основы территориального распределения налогов составляют государственное устройство, в соответствием с которым налоги делятся на общегосударственные и местные, которые взимаются на определенной территории согласно административно-государственного деления. По общественному назначению расходы ГБ делятся на:

o         народное хозяйство

o         социально-культурные мероприятия

o         оборона

o         гос. Управление

        по целевому назначению расходы ГБ направляются в производственную сферу(кап. вложения, дотации, опережающие расходы), в непросферу(з/п, расходы на эксплуатацию объектов). В соответствии с организационными принципами построения бюджета расходы делятся на две группы: по целевым программам и по уровню управления.

        по уровню управления расходы делятся на государственные и местные. Доходы и расходы государства тесно и взаимно увязаны. Расходы государства могут превышать его доходы на относительно небольшую долю ВНП. Мировая практика показывает, что это в среднем 2% - 6%.

ТЕМА7: БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.

1. Бюджетная система государства(БС)
2. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти
3. Бюджетный процесс
4. Бюджетное устройство Украины

1. Под бюджетным устройством понимают организацию и принципы построения бюджетной системы государства, функционирующей на основе действующегро бюджетного плана.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.

Информация о работе Финансовая политика