Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:29, контрольная работа

Описание

Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. Правительству Российской Федерации необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………………3
1. Финансовая политика…………………………………………………..………5
2.Финансовая политика в РФ на современном этапе……………...…………..12
3. Региональная финансовая политика…………………………………...…….19
Заключение…………………………………………………………….…………23
Список использованной литературы………………………………..………….24

Работа состоит из  1 файл

КР гос и мун финансы.docx

— 43.36 Кб (Скачать документ)

Основными проблемами долгосрочной финансовой политики государства являются: система  финансово-кредитных органов управления; бюджетная система и бюджетное  устройство страны; кредитная система  страны и ее сеть; пропорции распределения  вновь созданной стоимости и  замена источников народно-хозяйственного развития; укрепление национальной безопасности рубля и подготовка реформ; политика в области национальных рублевых и валютных резервов, золота, драгоценных  металлов и камней; выбор и корректировка  соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством; выбор и корректировка политики в области государственного кредита. Долгосрочная государственная финансовая политика призвана обеспечить в перспективе  непрерывное расширение экономической  базы денежного распределения в  стране.

Самостоятельность государственной  финансовой политики часто проявляется  в предложении и выборе конкретных путей и средств достижения поставленных наверху целей и задач. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьих-либо политических, социальных, экономических финансов. Императивность - важнейшая составляющая государственной финансовой политики. В силу разных условий она может усиливаться и ослабевать, но никогда не исчезает. Государственный императив – важная компонента, учитываемая в ходе формирования и реализации децентрализованной финансовой политики.

С ростом внешнего и внутреннего  государственного долга самостоятельность  государственной финансовой политики сужается в связи с необходимостью выполнения ряда условий, например, внешних  кредитов для реструктуризации задолженности  и получения новых кредитов. Вместе с этим реальная самостоятельность  государственной финансовой политики вне внешних обязательств есть степень  свободы перераспределять в рамках принятых политических решений и  своеобразно сложившейся финансово-экономической  ситуации. Например, представленный и  утвержденный Государственной Думой  Федеральный бюджет может быть составлен  и исполнен по- разному. Можно заложить в проект удовлетворение одной потребности  от существующей на 50% , а другой на 30%, а реально профинансировать эти  потребности на 90 или все 100% назначений.1 Подобные комбинации многочисленны.

Сама по себе фин. политика не может  быть плохой или хорошей. Она оценивается  в соответствии с тем, насколько  она соответствует интересам общества.

2. Финансовая политика в РФ  на современном этапе.

Бюджетная политика в системе финансового  регулирования экономики России и направления её совершенствования

Бюджетная политика - это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.

Основной целью бюджетной  политики является формирование и использование  централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный  бюджет.

Государственный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [БК РФ, ст.6]. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

Одними из основных показателей  устойчивости бюджетной политики могут  служить величина бюджетного дефицита, размер государственного долга.

Доходы бюджета формируются за счёт налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.).

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций -- распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются в первую очередь в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т. п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределами общественного сектора: за счёт государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объём и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Основное назначение бюджета  заключается в том, что он позволяет  аккумулировать финансовые средства в  руках государства и использовать их для финансирования различных  программ. Однако помимо этой важнейшей

Разработку проекта бюджета  осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается парламентом страны или законодательным органом  субъекта Федерации.

За период с января по ноябрь 2008 г. бюджеты субъектов РФ исполнялись  со значительным ростом к уровню прошлого года (33 %). Это позволило создать  существенные заделы для исполнения расходных обязательств. Но начиная  с ноября 2008 г. в доходной части  консолидированных бюджетов субъектов  РФ происходит значительное сокращение поступлений от налога на прибыль  организаций (поступление в ноябре составило 38 % от уровня ноября прошлого года, в декабре -- 91 % по сравнению  с уровнем декабря 2007 г. против прироста на 45 % за 10 месяцев 2008 г.). Это связано с кризисными явлениями в экономике и внесением изменений в налоговое законодательство. Темпы роста поступлений от налога на доходы физических лиц также снижаются (114 % в ноябре и 100 % в декабре против 136 % за 10 месяцев 2008 г.).2

В настоящее время в России финансовая помощь регионам из федерального бюджета  предоставляется через пять фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов  РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального  развития и Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

Доля государственного долга в  налоговых и неналоговых доходах  в 2008 г. оценивается в 17-18%. Причем в 14 субъектах РФ эта доля составляет более 45%. В условиях снижения налоговых  доходов доля госдолга в доходах  может существенно возрасти. Сложности  с исполнением бюджетов могут  возникнуть у регионов, имеющих значительные объемы госдолга и необходимость  его рефинансирования.

Объём внешнего государственного долга  составляет 40,5 млрд долл., причём большая  часть приходится на задолженность  по еврооблигационным займам - 27,7 млрд долл. Также у Российской Федерации  имеют внутренние долговые обязательства, примерно треть которых должна быть выплачена в период 2009-2011 гг.

Для решения этой проблемы Министерство финансов РФ предлагает:

  • не использовать дополнительные доходы, полученные в ходе исполнения бюджетов в 2008 г.;
  • формировать в составе региональных бюджетов резервы, которые можно было бы использовать в случае существенного сокращения доходов;
  • ограничить принятие новых расходных обязательств, а также увеличения действующих расходных обязательств;
  • не увеличивать объем банковских кредитов в источниках финансирования дефицитов бюджетов, имея в виду возможное сокращение кредитных ресурсов российских банков.

Министерство финансов России провело  анализ параметров бюджетов субъектов  РФ на 2009 г. на предмет реалистичности доходов и расходов. Во многих регионах выявилось завышение параметров региональных бюджетов как по доходам, так и по расходам.

Основной задачей бюджетной  политики в долгосрочной перспективе  является усиление стимулирующей функции  бюджета как инструмента экономического развития, изменение структуры расходов в соответствии с приоритетами государственной  политики в области экономического развития одновременно с обеспечением долгосрочной устойчивости бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации.

Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики. 

Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Её цель - регулирование экономики посредством воздействие на состояние денежного обращения.

Формирование гибкого механизма  денежно-кредитного регулирования  экономики является основой развития и устойчивого функционирования банковской системы. Денежно-кредитная  политика позволяет центральному банку  эффективно воздействовать на хозяйственную  активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса  в экономике, от динамики которой  зависит изменение различных  компонентов совокупного платёжеспособного  спроса. Поскольку деньги на современном  этапе развития носят кредитный  характер, т.е. денежная масса в основном создаётся в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование  структуры и объёма денежного  оборота центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих методов и инструментов.

Основными инструментами денежно-кредитной  политики Центрального банка РФ являются:

1. установление обязательств (минимальных)  резервных требований;

2. учётная (процентная) политика (рефинансирование  коммерческих банков);

3. операции на открытом рынке.

Основные тенденции денежно-кредитной  сферы в первые месяцы 2008 года формировались  в условиях продолжающегося экономического роста, опирающегося на расширение внутреннего  спроса.

Объем денежной массы в национальном определении по состоянию на 1 июня 2008 года составил 13724,5 млрд. руб., увеличившись за первые пять месяцев 2008 года на 3,4% (в  январе-мае 2007 года - на 18,9%).

В структуре рублевой денежной массы  продолжились позитивные изменения. За первые пять месяцев 2008 года доля наличных денег в обращении снизилась  на 1,3 процентного пункта (до 26,6% на 1.06.2008) в результате уменьшения объема наличных денег в обращении на 1,2% при  росте безналичных средств в  составе М2 на 5,2% (в январе-мае 2007 года наблюдалось увеличение обеих  составляющих - на 4% и 25,6% соответственно).3

Банк России и Правительство  Российской Федерации в вариантах  развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят  из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие  три года основной задачей денежно-кредитной  политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета  декабрь к декабрю). 

Налоговая политика РФ как  способ стимулирования экономического роста.

Современная система налогообложения  многоступенчата, имеет национальную и региональную специфику. Структура  налогов достаточно сложна. Различают  две основные группы налогов: прямого  и косвенного действия. В первом случае плательщиками налогов выступают  владельцы факторов производства, во втором случае - потребители товаров  и услуг.

К налогам прямого действия относятся  налог на прибыль предприятия, дивиденды, биржевые операции, депозиты; налог  на трудовые доходы, заработную плату  и социальное страхование; земельный  налог и налог на имущество. К  косвенным налогам относятся  налог на добавленную стоимость, акцизы на товары и услуги, таможенные тарифы, пошлины и сборы при оказании услуг.

Принцип обязательности уплаты налога закреплён в ст. 57 Конституции  РФ и в ст.3 первой части НК РФ: «Каждое лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы».

Налоговая политика государства - это совокупность экономических, финансовых и правовых мер, проводимых государством в области формирования налоговой системы страны и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми  ресурсами; созданию условий для  регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства  в уровнях доходов населения.

Информация о работе Финансовая политика