Финансовая проблема несостоятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение причин возможной финансовой несостоятельности, банкротства предприятия и мер по предотвращению банкротства.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыта сущность понятия «финансовой несостоятельности» как экономической и юридической категорий;
- рассмотрены виды и стадии банкротства
- классифицированы факторы, оказывающие влияние на кризисное состояние организации
- рассмотрены общие причины банкротства предприятия

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Теоретические аспекты банкротства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-6
2. Причины банкротства организации
2.1. Классификация факторов, оказывающих влияние на кризисное состояние предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7-9
2.2. Общие причины неплатежеспособности организации . . . . . . . . . .10-12
3. Основные направления предотвращения банкротства предприятия
3.1. Профилактика банкротства организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13-14
3.2. Восстановление финансовой устойчивости предприятия. . . . . . . 15-16
3.3. Долгосрочные меры для обеспечения финансового равновесия предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17-19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20-21
Список использованной литературы . . . .

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Финансовая проблема несостоятельности предприятий Тажибаев ф-41.docx

— 53.36 Кб (Скачать документ)

4. Увеличение  издержек производства из-за применения  устаревшей технологии, отсутствие  ресурсосберегающей технологии, что  влияет на конкурентоспособность  продукции по ценам и приводит  к снижению реализации и выпуска  продукции, к росту издержек  в себестоимости продукции и  в конечном итоге к невозможности  расплачиваться по долгам.

5. Неумелое  руководство деятельностью организации:

       1) неэффективная, негибкая, громоздкая  организационная структура управления, плохое управление финансами  предприятия;

       2) отсутствие текущих и перспективных  планов работы организации (производственных, финансовых), низкая управленческая  дисциплина и низкий уровень   ответственности. Все это приводит  к вытеснению продукции организации  с рынков сбыть, снижению объемов  продаж и увеличению непроизводительных  затрат и, как следствие, к  кризисному состоянию организации;

       3) низкая квалификация руководящих  кадров. Способствующих нерационально, необоснованно рискованным, авантюрным решениям, приводящим к потерям капитала организации.

     4) хищение и воровство в различных  формах и явлениях, на различных  уровнях управления организацией. Это  прямые убытки, приводящие  в  конечном итоге к банкротству  организации и др.

    Перечисленные причины, вызывающие несостоятельность  отечественных предприятий, следует  учитывать при разработке мер  антикризисного управления предприятием.

 

     3. Основные направления предотвращения банкротства предприятия. 

     3.1. Профилактика банкротства  организации. 

    К профилактическим мерам, предупреждающим  наступление кризисного состояния  предприятий, относятся антикризисные  процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий  внешней среды предприятий, стимулирующих  их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом.

    Суть  профилактических мер сводится к  созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий.

    Для успешной реализации профилактических мер на предприятии необходимо соблюдение следующих условий:

  1. формирование у руководящего звена определенного уровня знаний и практических навыков финансового менеджмента;
  2. разработка эффективных стратегических и бизнес-планов развития предприятий, объединенных в комплексную программу экономического развития региона;
  3. создание регионального центра обучения, экспертизы и консультирования;
  4. оснащение ведущих предприятий региона передовыми программными продуктами.

    Бескризисное  функционирование предприятия в  условиях неопределенности рыночной конъюнктуры  требует мгновенной реакции руководителя при появлении любого негативного  симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего субъекта.

    С этой целью разумно иметь банк профилактических мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах.

    Все профилактические меры по степени их важности и в зависимости от требуемой  срочности их проведения можно объединить в три группы: косметические, экстренные и чрезвычайные. Среди таких мер  могут быть следующие:

  • инновационное реформирование, т. е. повышение восприимчивости деятельности предприятия к использованию инноваций и привлечение инвестиций под прибыльные проекты;
  • умелое проведение стратегического и финансового менеджмента, включающего, во-первых, управление финансовыми потоками, оптимизацию расчетов с поставщиками, переход к предоплате расчетов с покупателями, а во-вторых — эмиссию ценных бумаг, уменьшение или полный отказ выплат доходов участникам;
  • факторинг — уступка банку или факторинговой компании права на истребование дебиторской задолженности; договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита;
  • лизинг;
  • прекращение убыточных видов деятельности;
  • создание эффективной системы управления предприятием;
  • внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использование вторичного сырья;
  • непрерывное обучение руководящего состава предприятия;
  • реструктуризация предприятия — это его структурная перестройка, заключающаяся в выделении бизнеса на основе разделения, присоединения и ликвидации структурных подразделений предприятия, а также смены собственников; различают добровольную и принудительную реструктуризацию;
  • консолидация как период постреструктуризации — объединение разобщенных самостоятельных и полусамостоятельных структур в холдинг, который сможет аккумулировать товарные и финансовые потоки, упорядочить ценообразование, повысить имидж осуществляемой деятельности; разумное объединение добывающих и перерабатывающих предприятий; формирование комплексной информационной системы;
  • повышение конкурентоспособности продукции;
  • разработка методик по диагностированию деятельности предприятия;
  • управление запасами при минимуме оборотных средств;
  • распространение передового опыта;
  • развитие форм экономического сотрудничества в деловом мире, создание технополисов;
  • сокращение производственного цикла и цикла обращения;

     электронизация  ведения бизнеса, обеспечивающая возможность напрямую общаться со своими экономическими партнерами независимо от их местонахождения, оптимизировать политику в области цен, управлять запасами и затратами, проводить активный маркетинг, оперативно перестраивать стратегию развития.

 

  • 3.2. Восстановление финансовой  устойчивости предприятия. 
  •     Несмотря  на то, что неплатежеспособность предприятия  может быть устранена в течение  короткого периода за счет осуществления  продажи ряда активов, реструктуризации задолженности и прочих оперативных  мероприятий, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного  уровня финансовая устойчивость предприятия.

        Это позволит устранить угрозу банкротства  не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.

        Таким образом, целью реализации мероприятий  на данном этапе является обеспечение  устойчивого финансового положения  предприятия в среднесрочной  перспективе.

        Для этого возможно применить следующие  меры:

        - снижение затрат и уменьшение  текущей финансовой потребности; 

        - оптимизация численности работников;

        - конвертация долгов в уставной  капитал; 

        - авансирование со стороны заказчиков;

        - другие меры.

        Снижение  затрат и уменьшение текущей финансовой потребности возможно путем сокращения (вплоть до полного прекращения) непроизводственных расходов, то есть таких расходов, которые  в соответствии с принятыми на предприятии внутренними документами  не могут быть отнесены на себестоимость  продукции или на издержки обращения.

        Снижение  затрат возможно путем остановки  нерентабельных производств. Это необходимо произвести в обязательном порядке.

        Также необходимо вывести из состава предприятия  затратных объектов и перейти  к покупке товаров и услуг, производимых на стороне путем учреждения дочерних обществ.

        Это позволит снять затраты предприятия  на объекты, которые пока не удалось  продать. Оптимизация численности  работников в период кризиса становится одной из главных задач.

        Сокращение  работников должно производиться только на основе совершенствования организации  труда и не может происходить  одновременно.

        Также предприятие должно проанализировать возможность снижения фонда оплаты труда без сокращения численности работников.

        Выкуп долговых обязательств с дисконтом - одна из наиболее продуктивных мер финансового оздоровления.

        Кризисное состояние предприятия обесценивает его кредиторскую задолженность. Поэтому  и возникает возможность выкупить их со значительным дисконтом.

        Конвертация долговых обязательств может быть осуществлена как путем расширения уставного  фонда (при отсутствии формальных ограничений), так и через уступку собственниками предприятия части своей доли (пакета акций).

         Такой вариант подходит при наличии  крупных и постоянных предприятия, заинтересованных в нормальной работе предприятия.

         Своевременное и надлежащее авансирование со стороны  заказчиков является важным фактором восстановления финансовой устойчивости предприятия.

     

  • 3.3. Долгосрочные меры для обеспечения финансового равновесия предприятия. 
  •     Основной  целью финансового оздоровления предприятия является полная его  реабилитация, то есть создание такой  ситуации, при которой предприятие  становится нормально хозяйствующим  субъектом экономики.

        Если  оперативные и локальные меры направлены на устранение неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятия путем реализация активов  и снижения затрат, то долгосрочные мероприятия направлены на обеспечение  финансового равновесия в длительном периоде.

        Целью таких мер является обеспечение  устойчивого финансового положения  предприятия в долгосрочной перспективе, а именно создание оптимальной структуры  баланса и финансовых результатов, устойчивости финансовой системы предприятия  к неблагоприятным внешним воздействиям.

        Основными задачами на данном этапе являются:

        1) повышение конкурентных свойств продукции (работ, услуг);

        2) увеличение денежной составляющей  в расчетах;

        3) увеличение оборачиваемости активов. 

        Исходя  из этого, к основным долгосрочным мерам  финансового оздоровления следует  отнести маркетинг и инвестирование.

        Основным  направлением маркетинга предприятия, находящегося в состоянии финансового  кризиса, является превращение потребностей потребителя в доходы предприятия.

        Создание  системы маркетинга на предприятии  включает в себя два этапа:

        1) исследование рынка; 

        2) организация маркетинга.

        Исследование  рынка происходит по параметрам: оценка клиентов (покупателей) по каждой группе предлагаемых на рынке товаров (работ, услуг) предприятия (группы клиентов), факторы, влияющие на их потребительские  предпочтения, пожелания по улучшению  предлагаемых товаров; потенциал рынка (объем спроса, тенденции, потенциал  роста).

        Организация маркетинга состоит из следующих  работ:

        1) разработка стратегии маркетинга - последовательного ряда действий, направленных на осуществление  маркетинга товаров (работ, услуг);

        2) создание правил, процессов и  структур, обеспечивающих реализацию  маркетинговой стратегии. 

        При организации маркетинга необходимо решить следующие задачи:

        1) разработать маркетинговую стратегию,  координирующую всю деятельность  предприятия и соответствующую  реализации ее стратегических  и финансовых целей; 

        2) выбрать организационную структуру  для ее наилучшего осуществления; 

        3) предусмотреть структурное звено,  отвечающее за проведение работ  по маркетингу;

        4) создать инструменты координации  и обмена информацией в рамках  всей организации; 

        5) оценить затраты на маркетинг. 

        После создания всех условий и проведения работ для непосредственного  создания системы маркетинга на предприятии  необходимо разработать эффективную  снабженческо-сбытовую политику, которая  опиралась бы на маркетинг. Целью  такой политики предприятия является удовлетворение нужд и потребностей клиентов (покупателей) товаров (работ, услуг) предприятия.

    Информация о работе Финансовая проблема несостоятельности предприятий