Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:18, курсовая работа
Цель данной работы — рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, проанализировать структуру финансовой системы и выявить направления совершенствования финансовой системы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие и структуру финансовой системы.
Исследовать децентрализованные звенья финансовой системы и их финансовые отношения.
Изучить бюджетную систему страны и её звенья.
Исследовать направления совершенствования финансовой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 6
1.1. Понятие финансовой системы РФ 6
1.2. Структура финансовой системы 11
2. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 16
3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ И ЕЁ ЗВЕНЬЯ. 25
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет
имени императора Петра I»
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
Тема: Финансовая система РФ: ее сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями финансовой системы
Выполнил(а): студент (ка) факультета бухгалтерского учета
и финансов направления подготовки бакалавров «Экономика»
профиль «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» курс 2 очного_отделения
_______Максименко Валентина Анатольевна_____
(Ф.И.О.)
Шифр__05675
Проверил: _____Яровая Елена Викторовна___________
(Ф.И.О. преподавателя)
Результаты
защиты: ______________________________
Дата защиты:
______________________________
2012 г.
Оглавление
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.
Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Между тем, отечественными и иностранными финансистами, как в устных выступлениях, так и в научных статьях неоднократно отмечалась неэффективность бюджетно-финансовой системы России. Неэффективность проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения — полноценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета), в неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой системы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.
Таким образом, актуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера — такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.
Цель данной работы — рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, проанализировать структуру финансовой системы и выявить направления совершенствования финансовой системы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Вопросы финансовой системы страны представлены в публикациях многих отечественных и зарубежных ученых и специалистов. В процессе выполнения курсовой работы были использованы работы Э.Б. Аткинсона, М.П. Афанасьева, А.В. Белова, В.Н. Вяткина, В.А. Гамзы, В.П. Горегляда, А. Гринспена, А.Г. Грязновой, Б.В. Губина, Б.А. Замараева, Г. Камински, И.А. Киселевой, В.В. Ковалева, А.Е. Косарева, А.Л. Кудрина, А.М. Лаврова, О.А. Лакшиной, Ю.П. Лукашина, В.И. Павлова, Г.Б. Поляка, Т.Г. Ржевской, В.М. Родионовой, К.В. Рудого, В.Н. Салина, В.Т. Севрук, В.К. Сенчагова, Дж.Э. Стиглица, М.И. Столбова, П.В. Трунина, А.В. Улюкаева, Г.Г. Фетисова, Е.Б. Фроловой, Т.А. Хоменко, Е.Н. Чекмаревой, Р.А. Шмойловой, С.Г. Щербакова и других ученых и специалистов.
При разработке методологии статистического исследования большую роль имели труды Т.Н. Агаповой, С.А. Айвазяна, В.Н. Афанасьева, О.Э. Башиной, Г.Л. Громыко, Д.В. Дианова, Т.А. Дубровой, И.И. Елисеевой, М.Р. Ефимовой, Е.В. Заровой, Ю.Н. Иванова, М.В. Карманова, В.Г. Минашкина, В.С. Мхитаряна, В.Н. Нестерова, Б.П. Плышевского, Б.Т. Рябушкина, Н.А. Садовниковой, М.Д. Симоновой, В.М. Симчеры, А.Е. Суринова, М.М. Юзбашева и других авторов.
Теоретической и методологической базой исследования являлись труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам исследования финансовой системы, бюджетной системы и её звеньев, децентрализованных звеньев финансовой системы и их финансовых отношений и совершенствования финансовой системы РФ. При проведении исследования использовались статистические методы графического и табличного представления результатов.
1.1. Понятие финансовой системы РФ
Финансовая система – это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляются распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение. [12] Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Поэтому в совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
Финансовая система в её широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.
Звенья первой сферы – общегосударственных финансов – относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.
Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.
Структура финансовой системы, сложившейся в Российской Федерации в результате рыночных преобразований 90-х гг., и система государственных финансовых органов представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Финансовая система Российской Федерации [10]
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
Краткую характеристику и роль отдельных структурных подразделений финансовой системы РФ рассмотрим ниже.
Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.
Бюджетная система России – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.
Государственный бюджет Российской Федерации – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.
Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение – финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.
Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счёт которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определённую самостоятельность.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит – это также внешние займы государства, когда государство берёт кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.
Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.
Предприятия производственной сферы в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на основе полного хозяйственного (коммерческого) расчёта.
Хозяйственный (коммерческий) расчёт производственных предприятий основан на трёх принципах: финансовой самостоятельности, рентабельности, самофинансирования за счёт полученной прибыли.
Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.
Однако не все предприятия (организации) строят свою работу на принципах коммерческого расчёта. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.
Таким образом, в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:
Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.
Кредитно-банковская система – это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.
Объективная необходимость существования