Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:18, курсовая работа
Цель данной работы — рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, проанализировать структуру финансовой системы и выявить направления совершенствования финансовой системы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие и структуру финансовой системы.
Исследовать децентрализованные звенья финансовой системы и их финансовые отношения.
Изучить бюджетную систему страны и её звенья.
Исследовать направления совершенствования финансовой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 6
1.1. Понятие финансовой системы РФ 6
1.2. Структура финансовой системы 11
2. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 16
3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ И ЕЁ ЗВЕНЬЯ. 25
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом, банки и иные кредитные организации. Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов.
Мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система – одно из важнейших подразделений финансовой системы государства. 2 декабря 1990г. был принят закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней:
1.2. Структура финансовой системы
По причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления.
Каждая из этих подсистем является сложной системой. Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы выступают сферы и звенья.
Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.
Финансовая система состоит из трёх основных элементов:
Финансовая система – 1) вся совокупность звеньев и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.
Первая сфера, где необходимы финансы – государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства, называется государственные финансы.
Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.
Третья сфера – прочие финансы (в том числе финансы страхования).
Звенья первой сферы:
2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций):
Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей.
3. Государственный кредит.
Звенья второй сферы (финансы предприятий):
Страхование – специфическая сфера, которая имеет свои звенья:
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.
Финансовые системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно – правовыми формами.
В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему – государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.
Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России.
В целом, вся система финансов состоит из двух укрупнённых подсистем (сфер):
Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.
Так, непосредственно участники
Для осуществления своей
Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.
Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов, и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.
Группировка финансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.
Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.
Участниками товарного производства также выступают ПБЮЛ (предприятия без образования юридического лица). Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.
Таким образом, выделяют следующие звенья
в сфере субъектов
Сфера финансов государственных и
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
В заключение данного вопроса следует повторить, что финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовой системы, связанная с образованием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.
Так, в частности, финансовую систему РФ составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты.
Бюджетная система состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления;
Государственные бюджетные
фонды (регулирование которых
Фонды консолидированные в бюджете;
Внебюджетные
Фонды страхования;
Государственный кредит;
Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды);
Финансы населения;
Все перечисленные финансовые
институты можно разбить на 2 подсистемы.
Это – общегосударственный
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путём распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую
выполняет государство в
Главным звеном финансовой
системы государства является государственный
бюджет, который представляет собой
форму образования и использова