Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:48, реферат
Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации. Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура финансовой системы РФ…………………………...4
2. Централизованные финансы…………………………….…………………6
2.1Бюджетная система……………………………………………….……..6
2.2Государственные внебюджетные фонды……………………………..15
2.3Государственный кредит………………………………………………20
3. Децентрализованные финансы……………………………………………26
3.1 Финансы домохозяйств………………………………………………..27
3.2 Финансы предприятий………………………………………………...30
3.2.1Коммерческие организации и предприятия…………………….30
3.2.2Некоммерческие организации…………………………………...36
Заключение…………………………………………………...…………………..43
Список использованных источников…………………………………………...45
- сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства ФСС образуются за счет: сумм единого социального налога; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС в ценные ликвидные государственные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований федерального бюджета РФ на покрытие определенных видов расходов и прочих доходов.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в РФ».
Среди основных функций фонда:
- выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
- финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
- контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
- финансово-кредитная деятельность для выполнения задач, предусмотренных Уставом Федерального фонда ОМС;
Основные задачи ФОМС:
- обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
- обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
- достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
Основным доходным источником ФОМС является единый социальный налог. Кроме того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.
Основную часть расходов ФОМС составляют расходы на выравнивание финансовых условий территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которым принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль над их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории.
2.3 Государственный кредит.
Определение - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта. Значение государственного кредита:
1)Средства, аккумулируемые
с помощью государственного
2)Он выступает инструментом сбалансирования и укрепления ДО в стране.
Государственному
кредиту присущи признаки
Функции:
1)Распределительная;
2)Контрольная;
3)Регулирующая.
Регулирующая
функция проявляется в ходе сознательного
исполнения государством государственных
кредитных отношений для
Посредством
государственного кредита
С помощью
средств, аккумулированных в
Контрольная
функция проявляется в
Форма государственного кредита - внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражают экономическую сущность государственного кредита.
В зависимости
от характера операций, сопровождающих
мобилизацию финансовых
1)государственные
заимствования осуществляются
- прямые кредиты - привлечение свободных средств инвесторов как внутри государства, так и за его пределами без продажи ценных бумаг.
- государственные займы - привлечение временно свободных денежных средств путем выпуска и реализации ценных бумаг.
2)государственные
гарантии - предоставляются
3)бюджетные
ссуды, займы, кредиты - предоставляются
субъектам хозяйствования, кроме
бюджетных организаций, а
Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный
долг РФ полностью обеспечивается всем
находящимся в федеральной
Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.
Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 до 30 лет).
Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
- объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В объем государственного внешнего долга РФ включаются:
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
- объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ(совокупность долговых обязательств субъекта РФ; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ) и муниципальный государственный долг (совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну). Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.
Размеры и структура
государственного внутреннего долга
приведены в Программе
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.
3 Децентрализованные финансы
К децентрализованным относятся финансы организаций бизнеса (хозяйствующих субъектов) и финансы домашних хозяйств.
Финансы организаций - это экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств, обеспечивающих процесс воспроизводства, локализованный рамками данной организации. Финансы организации подразделяются на :
- Финансы коммерческих организаций
- Финансы некоммерческих организаций
Всю
совокупность финансовых отношений
организаций бизнеса можно
- связанные с формированием уставного капитала хозяйствующего субъекта;
- связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг (например, поставщик - покупатель);
- между хозяйствующими субъектами, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;
- между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, вышестоящей организацией, союзами и ассоциациями, членом которых он является при выполнении взаимных финансовых обязательств;
- между хозяйствующими субъектами и государственным бюджетом и внебюджетными фондами при уплате налогов и сборов, получении средств из бюджета, предоставлении налоговых льгот, применении финансовых санкций;
- между хозяйствующими субъектами и банковской системой в процессе хранения денег в банке, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит и т. д.
- между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательского риска и ответственности.
Домашние хозяйства - совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Домашние хозяйства вступают в финансовые отношения с государством при уплате налогов и получении из централизованных финансовых ресурсов пенсии, пособий и др. средств; с банками при размещении временно свободных денежных средств, получении кредита и использовании других банковских услуг; с эмитентами и продавцами ценных бумаг при их покупке и продаже и т.п.
Децентрализованные финансы используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение страны.