Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:48, реферат

Описание

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации. Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура финансовой системы РФ…………………………...4
2. Централизованные финансы…………………………….…………………6
2.1Бюджетная система……………………………………………….……..6
2.2Государственные внебюджетные фонды……………………………..15
2.3Государственный кредит………………………………………………20
3. Децентрализованные финансы……………………………………………26
3.1 Финансы домохозяйств………………………………………………..27
3.2 Финансы предприятий………………………………………………...30
3.2.1Коммерческие организации и предприятия…………………….30
3.2.2Некоммерческие организации…………………………………...36
Заключение…………………………………………………...…………………..43
Список использованных источников…………………………………………...45

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система РФ.docx

— 62.48 Кб (Скачать документ)

- сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по воп­росам социального страхования.

Средства ФСС  образуются за счет: сумм единого социального  налога; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС в ценные ликвидные государственные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований федерального бюджета РФ на покрытие определенных видов расходов и прочих доходов.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных  внебюджетных фондов, созданный для  финансирования медицинского обслуживания граждан России. Деятельность фонда  регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском  страховании граждан в РФ».

Среди основных функций фонда:

- выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

- финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

- контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

- финансово-кредитная деятельность для выполнения задач, предусмотренных Уставом Федерального фонда ОМС;

Основные задачи ФОМС:

- обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

- обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

- достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

Основным доходным источником ФОМС является единый социальный налог. Кроме того, доходы бюджета  ФОМС составляют поступления от единого  налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.

Основную часть  расходов ФОМС составляют расходы на выравнивание финансовых условий территориальных  фондов обязательного медицинского страхования, которым принадлежит  основная роль в финансовом обеспечении  здравоохранения территорий. В число  основных функций территориальных  фондов входят аккумулирование средств  на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль над их полным и своевременным  перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории.

 

2.3 Государственный кредит.

 

Определение - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта. Значение государственного кредита:

1)Средства, аккумулируемые  с помощью государственного кредита,  используются для финансирования  важнейших на конкретном этапе  развития общества расходов, а  также для сбалансирования доходов  и расходов бюджета;

2)Он выступает  инструментом сбалансирования и укрепления ДО в стране.

 Государственному  кредиту присущи признаки кредитных  отношений, но в то же время  существуют и определенные различия  его от других видов кредитов.

 Функции:

1)Распределительная;

2)Контрольная;

3)Регулирующая.

Регулирующая  функция проявляется в ходе сознательного  исполнения государством государственных  кредитных отношений для укрепления и регулирования ДО, для влияния  на производство и занятость населения. Это осуществляется путем размещения государственных займов среди различных  групп инвесторов.

 Посредством  государственного кредита можно  уменьшить уровень инфляции, т.к.  мобилизация временно свободных  денежных средств ФЛ уменьшит  их платежеспособность.

 С помощью  средств, аккумулированных в ходе  размещения государственных займов, государство в т.ч. осуществляет  поддержку предпринимательской  деятельности, МСБ и т.о. способствует  занятости населения. Особенно  это проявляется в том случае, когда государство в лице Правительства  вступает гарантом при получении  международных кредитов субъектами  МСБ.

 Контрольная  функция проявляется в процессе  контроля за мобилизации финансовых  ресурсов, а также их использованием (целевым, эффективным и рациональным). Особую значимость в контрольном  механизме государственного кредита занимает контроль за состоянием внутреннего и внешнего государственного долга.

Форма государственного кредита - внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые  выражают экономическую сущность государственного кредита.

 В зависимости  от характера операций, сопровождающих  мобилизацию финансовых ресурсов, различают формы государственного  кредита:

1)государственные  заимствования осуществляются в  форме прямых кредитов и займов:

- прямые кредиты - привлечение свободных средств инвесторов как внутри государства, так и за его пределами без продажи ценных бумаг.

- государственные займы - привлечение временно свободных денежных средств путем выпуска и реализации ценных бумаг. 

2)государственные  гарантии - предоставляются Правительством  по кредитам, выдаваемые банками  ЮЛ. Государственные гарантии по  внутренним и внешним займам  предоставляются Правительством  по согласованию с Президентом  на платной основе, и т.о. государство  гарантирует не только погашение  займов, но и выплату процентов  по ним. В случае неплатежеспособности  заемщика государство имеет полную  финансовую ответственность по  гарантированным обязательствам.

3)бюджетные  ссуды, займы, кредиты - предоставляются  субъектам хозяйствования, кроме  бюджетных организаций, а также  страховым и небанковским КФО  на финансирование инвестиций, инновационных  проектов и программ. Бюджетные  кредиты предоставляются вышестоящими бюджетами на краткосрочной и долгосрочной основе для финансирования временного кассового разрыва и для реализации инвестиционных проектов. Обязательным сопровождением этой формы отношений являются договоры, которые действуют с момента их заключения до полного выполнения заемщиком своих обязательств. Данная форма отношений является платной. Функционирование механизма государственного кредитования влечет за собой появление государственного долга.

Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну.

Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов  федерального бюджета для погашения  долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

Долговые обязательства  РФ могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства  РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 до 30 лет).

Государственный долг делится на капитальный и  текущий. Капитальный долг - это сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  проценты. Текущий долг - это расходы  по выплате доходов и погашению  обязательств.

Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему  долгу, а валютные - к внешнему. В  международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего  долга - как совокупного долга  резидентам.

В объем государственного внутреннего  долга РФ включаются:

- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

- объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

- объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ(совокупность долговых обязательств субъекта РФ; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ) и муниципальный государственный долг (совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну). Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.

Размеры и структура  государственного внутреннего долга  приведены в Программе государственных  внутренних заимствований РФ, субъектов  РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с  проектом бюджета на очередной финансовый год.

Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может  быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о  бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для  субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий  финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и  заемных средств, привлеченных в  текущем году. Для муниципальных  образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без  учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных  средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга  субъекта РФ или муниципального долга  не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.

В Российской Федерации  действует единая система учета  и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные  образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную  долговую книгу РФ.

 

3 Децентрализованные финансы

 

К децентрализованным относятся финансы организаций  бизнеса (хозяйствующих субъектов) и финансы домашних хозяйств.

Финансы организаций - это экономические отношения, возникающие  по поводу образования, распределения  и использования фондов денежных средств, обеспечивающих процесс воспроизводства, локализованный рамками данной организации. Финансы организации подразделяются на :

- Финансы коммерческих организаций

- Финансы некоммерческих организаций

Всю совокупность финансовых отношений  организаций бизнеса можно систематизировать  по следующим направлениям:

- связанные с формированием уставного капитала хозяйствующего субъекта;

- связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг (например, поставщик - покупатель);

- между хозяйствующими субъектами, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;

- между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, вышестоящей организацией, союзами и ассоциациями, членом которых он является при выполнении взаимных финансовых обязательств;

- между хозяйствующими субъектами и государственным бюджетом и внебюджетными фондами при уплате налогов и сборов, получении средств из бюджета, предоставлении налоговых льгот, применении финансовых санкций;

- между хозяйствующими субъектами и банковской системой в процессе хранения денег в банке, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит и т. д.

- между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательского риска и ответственности.

Домашние хозяйства  - совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Домашние хозяйства вступают в финансовые отношения с государством при уплате налогов и получении из централизованных финансовых ресурсов пенсии, пособий и др. средств; с банками при размещении временно свободных денежных средств, получении кредита и использовании других банковских услуг; с эмитентами и продавцами ценных бумаг при их покупке и продаже и т.п.

Децентрализованные  финансы используются для регулирования  и стимулирования экономики и  социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая  часть финансовых ресурсов. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение страны.

Информация о работе Финансовая система РФ