Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:48, реферат

Описание

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации. Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура финансовой системы РФ…………………………...4
2. Централизованные финансы…………………………….…………………6
2.1Бюджетная система……………………………………………….……..6
2.2Государственные внебюджетные фонды……………………………..15
2.3Государственный кредит………………………………………………20
3. Децентрализованные финансы……………………………………………26
3.1 Финансы домохозяйств………………………………………………..27
3.2 Финансы предприятий………………………………………………...30
3.2.1Коммерческие организации и предприятия…………………….30
3.2.2Некоммерческие организации…………………………………...36
Заключение…………………………………………………...…………………..43
Список использованных источников…………………………………………...45

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система РФ.docx

— 62.48 Кб (Скачать документ)

Самофинансирование  — принцип осуществления финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, при котором  не только текущие расходы, но и капитальные  вложения, а также финансирование социально-экономического развития предприятия  и расходы будущих периодов обеспечиваются из собственных источников финансирования.

Самофинансирование  тесно связано с полной финансовой самостоятельностью предприятия, когда  ему предоставлено право самостоятельно распоряжаться своими финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами, изыскивать и внедрять в оборот заемные  средства, исходя из экономической  выгоды.

Принцип материальной заинтересованности в результатах  коммерческой деятельности на предприятии  проявляется в получении прибыли  как источника материального  поощрения за достигнутые положительные  результаты деятельности предприятия  и его коллектива.

Экономическая ответственность предприятия определяется установленной в законодательном  порядке системой финансовых санкций  за невыполнение обязательств перед  бюджетом, целевыми фондами и другими  предприятиями, банками. Предприятия  несут ответственность по своим  обязательствам собственным имуществом.

 

3.2.2 Некоммерческие организации

 

Некоммерческие  организации имеют существенные финансовые отличия от коммерческих. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме  потребительских кооперативов (потребительских  обществ), общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, благотворительных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных законом.

Потребительским кооперативом является добровольное объединение  граждан и юридических лиц  на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Потребительский кооператив как некоммерческая организация  согласно ст. 116 и ст. 50 ГК РФ может  быть создан в виде кооператива, потребительского союза, потребительского общества.

Потребительское общество создается и действует  на основе следующих принципов:

- добровольное вступление в потребительское общество и выход из него;

- обязанность уплаты вступительного и паевого взносов;

- демократичность управления потребительским обществом;

- взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической выгоды;

- ограничение размеров кооперативных выплат;

- доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

- забота о более полном удовлетворении платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления.

Потребительские общества объединены в районные, областные, краевые, республиканские союзы  и Центрсоюз РФ, образуя систему  организаций потребительской кооперации.

Потребительская кооперация — социально ориентированная  организация. Она содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районах страны, активно  участвует в международном кооперативном  движении, обсуждении социальных проблем.

Деятельность  потребительского кооператива финансируется  не за счет государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных  и паевых взносов членов кооператива.

Источниками финансовых ресурсов потребительского общества являются:

- вступительные и паевые взносы пайщиков;

- прибыль, полученная от торговой и иной деятельности;

- заемные и привлеченные денежные средства, полученные в порядке государственной поддержки.

Доходы потребительского общества, полученные от торговой и  иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты.

В потребительском  кооперативе формируются денежные фонды: паевой фонд; неделимый; развития потребительской кооперации; резервный  и иные фонды в соответствии с  уставом потребительского общества.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения  граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Финансовые ресурсы фонда формируются из средств, передаваемых фонду его учредителями.

Фонды занимаются предпринимательской деятельностью, соответствующей уставным целям. Для  этого фонды создают хозяйственные  общества или участвуют в них. Фонды обязаны ежегодно публиковать  отчеты об использовании своего имущества. Надзор за деятельностью фонда, принятием органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства осуществляет попечительский совет фонда. Попечительский совет фонда работает на общественных началах.

Учреждением признается организация, созданная собственником  для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций  некоммерческого характера и  финансируемая учредителем полностью  или частично.

Учреждения имеют  смету, утверждаемую собственниками, и  отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.

Общественные  учреждения, созданные и финансируемые  собственниками, в отношении закрепленного  за ними имущества осуществляют право  оперативного управления. В РФ создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. При отсутствии прибыли в некоммерческой организации ее финансирование осуществляют участники (учредители) либо иные собственники.

В России получили распространение разные формы некоммерческих благотворительных организации:

1. Благотворительная общественная организация представляет собой основанное на членстве добровольное общественное объединение граждан на основе общности интересов для совместного осуществления благотворительной деятельности.

2. Благотворительный фонд — благотворительная организация, не имеющая членства, учрежденная физическими или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, социальные и иные общественно полезные цели, закрепленные в уставе.

3. Благотворительное учреждение — учреждение, созданное для решения задач благотворительности собственником, финансирующим его полностью или частично и закрепляющим имущество на правах оперативного управления.

4. Благотворительная ассоциация (союз) — добровольное объединение благотворительных общественных организаций, фондов.

ГК РФ для  некоммерческих благотворительных  организаций не предусмотрена необходимость  формирования уставного капитала, в  то же время регистрирующие органы государственной власти требуют  его внесения для тех организаций, которые создаются за счет средств  учредителей.

В процессе реализации уставных целей некоммерческие благотворительные  организации используют денежные средства и иное имущество, источники формирования которых можно разделить на две  группы:

- целевые поступления в денежной и натуральной форме;

- доходы от предпринимательской деятельности.

Целевые поступления  составляют вступительные и членские взносы для общественных объединений, их союзов и ассоциаций благотворительных  организаций, основанных на членстве. За счет них покрываются административно-хозяйственные  расходы. Членские взносы относятся к регулярным поступлениям от учредителей. Законодательством не предусмотрены требования к порядку сбора и размеру взносов. Размер взносов и перечислений определяется учредительными документами или решением органов управления либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).

Форма предоставления государственных и муниципальных  средств на финансирование деятельности благотворительных организаций  имеет прямой или косвенный характер. Прямое финансирование — это оплата социального заказа, выполняемого некоммерческой организацией; косвенное финансирование осуществляется в виде предоставления налоговых льгот.

Доходы от предпринимательской  деятельности благотворительной организации  могут быть от производства товаров, оказания услуг, внереализационных  операций.

Профессиональные  союзы — массовые демократические  организации трудящихся, объединенных на основе общих интересов по роду их деятельности в производстве, сфере  обслуживания, культуры, управления. Финансы  профессиональных союзов сохраняют  все черты финансов некоммерческих организаций, но имеют свою специфику, вытекающую из целей деятельности профессиональных союзов.

Финансовые средства профессиональных союзов формируются  из вступительных и ежемесячных  членских взносов, поступлений от культурно-просветительных  и иных источников.

Профессиональные  союзы для осуществления уставных функций используют собственные, а  также привлеченные и заемные  денежные средства.

К собственным  средствам профсоюзных организаций  относятся членские взносы, доходы от деятельности собственных организаций  и учреждений. Размер членского взноса с каждого члена профсоюза установлен в размере 1 %.

Финансы профсоюзных организаций - это замкнутые перераспределительные отношения между их членами, отдельными первичными, отраслевыми, территориальными профсоюзными организациями при решении уставных задач и выполнения целей профсоюзов. Финансы профсоюзов и входящих в эту систему организаций, учреждений, предприятий складываются из трех групп финансовых отношений.

Первая группа — это отношения, возникающие  между профсоюзными организациями  и их членами, носящие двусторонний характер: члены профсоюзов уплачивают вступительные и членские взносы и получают от профсоюзов материальную помощь.

Вторую группу составляют финансовые отношения профсоюзов с предприятиями, организациями, учреждениями по начислениям на заработную плату  и отчисления в пользу профсоюзов на проведение культурно-массовой работы и др.

Третья группа — это отношения внутри системы  профсоюзов.

Профсоюзы обладают полной финансовой самостоятельностью и не несут перед государственным  бюджетом никаких обязательств по своей  основной деятельности (кроме собственных  организаций, принадлежащих профсоюзам, которые вносят в бюджет налоговые  платежи наравне со всеми организациями). Профсоюзы применяют сметное финансирование с использованием перераспределения собственных средств между звеньями профсоюзной системы. Сметы доходов и расходов профсоюзных организаций составляются на всех уровнях профсоюзной системы. Право распределения денежных средств профсоюзов принадлежит избранным профсоюзным органам, которые несут ответственность за своевременное поступление средств, их сохранность и правильное использование по смете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги  изложенному, можно сказать, что  финансовая система включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом.

Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых  способствует образованию и использованию  соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей  компетенции финансовую деятельность.

Роль финансовой системы сводится к правовому  регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы  можно контролировать эффективность  и соответствие правовой формы экономическому содержанию.

Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую  перспективу - рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет  лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический  рост, конечно, возможен, однако сделать  его устойчивым нельзя. 

Финансовая система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

Финансовая система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее  круг соответствующих понятий и  категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее  будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие  будут вызывать финансовые государственные  мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Электронный  каталог [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://studentu-vuza.ru/finansovoe-pravo/lektsii/ponyatie-i-sostav-finansovoy-sistemyi-rf.html

2. Электронный  каталог [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://финансы-кредит.рф/finansistam/ponyatie-sostav-finansovoy-sistemyi-rossiyskoy.html

Информация о работе Финансовая система РФ