Финансовая система Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:17, реферат

Описание

Финансовая система любого государства включает в себя следующие звенья:

1. Государственный бюджет;

2. Местные бюджеты;

3. Государственный кредит;

4. Специальные государственные фонды;

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система Швеции.docx

— 31.08 Кб (Скачать документ)

 

Система налогообложения  доходов частных лиц и капитала была крайне  неоднородна и предусматривала  дифференцированное налогообложение  финансовых поступлений от имущества  разного типа. Так, налог на банковские депозиты и доходы по облигациям  был чрезвычайно большим. Дивиденды, полученные по котирующим акциям, облагались налогом по высоким ставкам, тогда  как доходы от прироста рыночной стоимости  этих же акций – по очень низкой. Действовало правило, согласно которому 100% дохода от прироста рыночной стоимости акций в случае их продажи облагались налогом, если акции находились в собственности менее двух лет, 40%  дохода, если срок владения превышал два года.

 

С 1 января 1991 года в Швеции вступила в силу новая система  налогообложения, одобренная парламентом  страны в июне 1990 года. Подготовка налоговой  реформы заняла несколько лет  и на последнем этапе в основном велась в четырех специальных  комитетах, занимавшихся налогообложением доходов частных лиц, доходов  корпораций, косвенными доходами и  корректировкой налоговой системы  с учетом инфляции.

 

Основными целями проведенной  налоговой реформы были следующие:

 

- устранить негативные  социально-экономические последствия  действовавшей налоговой системы;

 

- содействовать экономическому  росту и повышению национального  благосостояния за счет стимулирования  трудовой активности, повышения  мобильности на рынке труда  и капитала;

 

- создать условия для  роста заработной платы без  существенного увеличения инфляции;

 

- снизить налоговое бремя  для всех категорий трудящихся  при сохранении общего объема  поступлений в государственный  и местный бюджет, достаточного  для поддержания высокого уровня  социальной защищенности населения;

 

- создать условия для  равного налогообложения непосредственного  трудового дохода и различных  категорий дохода на капитал;

 

- ограничить рост потребления  за счет заемных средств и  стимулировать накопление;

 

- ограничить возможности  высокооплачиваемых слоев населения  уклоняться от уплаты налогов  путем “налогового планирования”  и обеспечить равное налогообложение  лиц с равным уровнем доходов;

 

- гармонизировать национальную  налоговую систему с налоговыми  системами  стран, входящих  в ОЭСР, и прежде всего членов  ЕС.

 

С января 1991 года почти 80% трудящихся, имеющих годовую зарплату менее 170 тыс. крон, прекратили выплачивать  государственный и платят только коммунальный (местный) налог.  Для  доходов более 170 тыс.крон устанавливается ставка государственного подоходного налога в размере 20%. Таким образом, для лиц со “сверхдоходами” максимальная ставка подоходного налога снизилась с 72 до 50%, для среднеоплачиваемых работников – с 40 до 30%, а для малооплачиваемых групп (с доходом менее 90 тыс.крон) благодаря сохранению необлагаемых налогом пособий фактическая ставка подоходного налога составляет менее 24%.

 

Реформа системы косвенных  налогов в основном свелась к  незначительному повышению размера  налога на добавленную стоимость  и расширению выбора товаров и  услуг, попадающих под этот вид налогообложения. В дореформенный период этот налог, составляющий  23,46%  номинальной  цены, охватывал около 70% объема личного  потребления. Теперь он распространен  на энергию, услуги  парикмахерских, салонов красоты, контор по управлению недвижимостью, использование средств связи и т.д., что должно увеличить поступления в бюджет на 20 млрд. крон.

 

Налог на прибыль акционерных  компаний снижен с 57 до 30%. Ограничены возможности  вывода из-под налогообложения средств  на уплату процентов и вознаграждение акционерам. Отменена корректировка  размера налогооблагаемого дохода корпораций на основе переоценки стоимости  товарно-материальных запасов. Выравнены налоговые условия финансирования капиталовложений за счет собственных и заемных средств. Корпорации получили право направлять часть прибыли в так называемый специальный заемный фонд выравнивания налогов, формируемый в зависимости от размера акционерного капитала.

 

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

 

 

И  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ

 

Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется  как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения  на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис  шведской модели. Под смешанной экономикой  понимается сочетание, соотношение  и взаимодействие основных форм собственности  в капиталистическом рыночном хозяйстве  Швеции: частной, государственной и  кооперативной.

 

Важнейшая роль государственного сектора в Швеции – аккумуляция  и перераспределение значительных денежных средств на социальные и  экономические цели согласно концепции  шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное  правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму  собственности.

 

Государственный сектор и  государственная собственность  – разные понятия. Особенностью Швеции является наибольшая разница в размерах среди развитых капиталистических  стран. Под государственной собственностью принято понимать предприятия, принадлежащие  государству полностью или частично (смешанная собственность).  Удельный вес  государственной собственности  в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства  в экономическую  жизнь, Швеция занимает среди развитых  капиталистических  стран первое место.

 

Коммунальная собственность  весьма ограниченна и по закону разрешена  в сфере коммунальных услуг и  жилищном строительстве.

 

Государственная собственность  принимает форму либо акционерных  компаний, либо государственных предприятий. Последние – принадлежащие государству  компании со значительной свободой действия в вопросах  финансов и занятости. Решения в области цен принимаются  ими самостоятельно.  Они должны покрывать издержки и приносить  прибыль на вложенный капитал.

 

В середине 1982 года  на денежный рынок Швеции был введен новый  краткосрочный государственный  инструмент – векселя государственного долга. За первые 6 месяцев объем  торговли достиг 37 млрд крон,  и этот инструмент для финансирования государственного заимствования привлек широкий спектр инвесторов среди нефинансовых компаний и институтов рынка капиталов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 

В последние годы увеличилась  и доля выплат по процентам по государственному долгу Швеции: с 7% в 1980 году до 9% в 1989 году   (58 млрд. крон). Правда, государственный  долг стал снижаться (за 1986-1989гг. – с 631 до 600 млрд. крон, в том числе  иностранный – со 126 до 95 млрд. крон) в связи с исчезновением дефицита бюджета.  Если в 1982 году он составлял 13% ВВП (87 млрд. крон), то в 1988 году было активное сальдо (впервые с 1962г)[8].

 

Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение  и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру, транспорт и связь (по 5%).

 

Основные сферы расходов ландстингов – здравоохранение, некоторые формы образования, помощь инвалидам и поддержка сельского  хозяйства, промышленности и торговли. На здравоохранение приходится 75% всех расходов.

 

Основа шведской системы  социального страхования – различные  виды социальных пообий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 году переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования доостигли 134 млрд крон.

 

Финансирование государственных  расходов в Швеции комплексное. Различные  части государственного сектора  имеют собственные источники  доходов. Кроме того, ландстинги, коммуны  и сектор социального страхования  получают дотации в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов – косвенные  налоги.

 

В 1988 году налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные  государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (все доходоы – 378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - взносы на социальное страхование.

 

Для местных властей основной источник финансирования (60%) – подоходные налоги. Государственные трансферты коммунам в 1988 году составили 67 млрд крон, что соответствует 25% доходов коммун (270 млрд крон), и являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогообложения, помощью и субсидиями на инвестиции.

 

В секторе социальных услуг  взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование – основной источник доходов (всего 162 млрд крон), составивший 97 млрд. крон, или 60% в 1988 году.Доходы по процентам Всеобщего Пенсионного Фонда составили 35 млрд крон.

 

Суммарные доходы государственного сектора в 1988 году составили 706 млрд крон, которые на 64% состояли из налогов, а активное сальдо государственного сектора – 39 млрд крон. Бюджет коммун вселся с дефицитом в 6 млрд крон. Активное сальдо сектора социального страхования – 28 млрд крон, а центрального правительства – 17 млрд крон. Таким образом, активное сальдо всего государственного сектора составило 3% ВВП, а его финансовое положение заметно улучшилось с 1982 года.

 

Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющх половину сферы услуг, доля государства – 92%, в том числе в здравоохранении – 91,9%, образовании и НИОКР – 88,7%, социальном страховании – 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний – 56%[9].

 

Государственный сектор важен  для повышения эффективности  экономики. Этому способствуют, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные  государственные  услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко  видно взаимодействие частного и  государственного секторов: рст доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг населению и частным экономическим агентам, что в свою очередь способствует эффективности всей экономики, где основу составляет частный сектор.

 

4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

 

 

Швеция, избравшая принцип  всеобщего благосостояния, расширила  государственный сектор экономики  до такого размера, что делает страну уникальной и в этой области: 1/3 самодеятельного  населения занята в государственном  секторе, что находит свое отражение  в исключительно высоких ставках  налогообложения. Суммарные государственные  расходы, включающие как издержки на  государственный сектор, так и  трансфертные платжи, составляют  свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место в мире. Можно охарактеризовать  эту часть шведской модели как социализацию основных потребностей, таких, как образование т здравоохранение.

 

Социальное страхование  составляет основной элемент шведской социальной политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции, как это подчеркивается в официальных документах, - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными).  Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь.

 

Система страхования здоровья является прежде всего инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она дает возможность людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует как финансовый инструмент и инструмент государственного управления.

 

Система социального страхования  финансируется из государственных  и местных налогов, налогов с  предпринимателей, трудящихся и работающих не по найиу, доходов по процентам и вычетов из капитала из различных фондов. Главный источник (свыше 40%) – взносы с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной плат. Распределение средств ведется через Конторы Социального Страхования.

 

В соответствии с программой дополнительных служебных пенсий, введенной  в 1960 году, был создан Всеобщий пенсионый фонд, целью которого было возмещение ожидавшегося сокращения частных сбережений. Предприниматели должны делать взносы в ВПФ за свох работников. Эти взносы в 1960 году составляли 3% заработной платы и к 1981 году выросли до 12,25%. К 1988 году эта доля снизилась до 10,6%.

 

Поскольку взносы и доходы по процентам превышали выплаты  средств из фонда, были аккумулированы огромные резервы, составившие в 1988 году 310 млрд. крон. Поэтому ВПФ оказывает  решающее воздействие на рынок капиталов  и держит около 1/3 общей суммы  шведских облигаций. 52% средств ВПФ размещено в жилищное строительство, 29% - в ценные бумаги центрального правительства и 15% в частные облигации.

Информация о работе Финансовая система Швеции