Самостоятельного
юридического лица и независимые
от бюджетов соответствующих
органов власти.
Государственные внебюджетные
фонды создаются на базе соответствующих
актов высшей власти, в которых регламентируется
из деятельность, указываются источники
формирования, определяются порядок и
направления использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды
представляют собой составную часть финансовой
системы РФ и обладают рядом особенностей:
- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
- денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируются в основном за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
- отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются Бюджетным кодексом
РФ
- денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению
Правительства или специально уполномоченного
на то органа (Правление фонда);
- из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ (Закон Российской Федерации
от 15 июля 1992г. №3301-1).
Внебюджетные фонды
– это форма перераспределения
и использования финансовых ресурсов,
привлекаемых государством для
финансирования не включаемых
в бюджет некоторых общественных
потребностей и комплексно расходуемые
на основе оперативной самостоятельности
строго в соответствии с целевыми назначениями
фондов.
Основными социальными
и экономическими внебюджетными
фондами являются:
- Пенсионный фонд Российской
федерации
- Фонд социального страхования
Российской Федерации
- Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации
- Фонд обязательного медицинского
страхования
- Российский фонд технологического
развития и отраслевые внебюджетные
фонды НИОКР
- Фонд инвестирования жилищного
строительства
Многие авторы, вместе
с финансами государственного
бюджета и внебюджетных фондов
выделяют такое звено как государственный
кредит.
Под государственным
кредитом понимается совокупность
экономических отношений государства
с физическими и юридическими лицами,
при которых государство выступает в качестве
заемщика, кредитора и гаранта.
Если государство
берет на себя ответственность
за погашение займов или выполнение
других обязательств, взятых физическими
и юридическими лицами, то оно
является гарантом.
Кредитные отношения,
в которых государство выступает
в качестве гаранта, не обязательно
приводят к такому изменению.
Если должник своевременно и
в полном объеме выполняет
свои обязательства, то гарант
не несет никаких дополнительных
затрат.
Но чаще всего государственные
гарантии распространяются на
ненадежных заемщиков и приводят
к расходованию средств централизованных
денежных фондов.
Государственный кредит
является экономической категорией,
которой присущи одновременно
черты кредита и финансов. Государственный
кредит является одним из видов кредита,
характеризуется срочностью, платностью
и возвратностью.
Средства привлекаются
государством на какой-либо определенный
срок. Через определенный период
времени заимствованная сумма должна
возвращаться с процентами.
Государственный кредит
отличается от таких основных
форм кредита, как банковский
и коммерческий, обеспечением. При
предоставлении банковского или
коммерческого кредита в качестве
обеспечения обычно выступают
какие-либо конкретные ценности. При заимствовании
средств государством обеспечением служит
вся платежеспособность государства,
всё имущество, находящееся в его собственности,
имущество данной территориальной единицы
или какой-либо её доход.
Регулирующая функция
государственного кредита проявляется
в том, что, вступая в кредитные отношения,
государство воздействует на состояние
денежного обращения, уровень ставок на
финансовых рынках, а также на производство
и занятость.
Государственные займы
образуются в результате деятельности
государства в качестве заемщика. Государственные
займы классифицируются следующим образом:
- В зависимости от субъектов заемных отношений государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления.
- В зависимости от места размещения – на внутренние и внешние.
- В зависимости от обращения на рынке государственные займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Первые свободно обращаются на рынке ценных бумаг, вторые – нет. Рыночные займы обычно используются для финансирования дефицита
бюджета.
- В зависимости от срока привлечения средств государственные займы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
- В зависимости от обеспеченности долговых обязательств государственные займы бывают закладными и беззакладными. Закладные
займы обеспечиваются конкретными доходами
или имуществом. Беззакладные обеспечиваются
всей платежеспособностью элемента.
- В зависимости от характера выплачиваемого дохода различают процентные, выигрышные и беспроцентные (целевые) займы.
- В зависимости условий обращения различают займы ч правом досрочного погашения и без него.
- По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.
Под управлением
государственным кредитом понимается
формирование одного из направлений финансовой
политики государства, связанной с его
деятельностью в качестве кредитора, заемщика
и гаранта.
В более конкретном
смысле управление государственным
кредитом можно понимать как
деятельность государства по подготовке
к выпуску и размещению долговых обязательств
государства, регулированию рынка государственных
ценных бумаг, обслуживанию и погашению
государственного долга, предоставлении.
Кредитов и гарантий.
Анализируя вышесказанное
можно сделать вывод, что государственный
кредит входит в состав финансов государственного
бюджета. Так как государственный кредит
представляет собой форму денежных отношений
между государством, юридическими и физическими
лицами, а также является перераспределителем
дохода с образованием и использованием
главного централизованного бюджетного
фонда страны. Такие критерии определения
свойственны государственному бюджету.
Вавилов в своей
системе выделят финансы государственных
(унитарных, казенных) предприятий
в сферу государственных и муниципальных
финансов. Он обосновывает это тем, что
«без финансов государственных (унитарных,
казённых) предприятий сфера государственных
и муниципальных финансов не полная».
Я считаю, что такое объяснение не достаточно,
и не даёт права финансы государственных
предприятий выделять в сфере государственных
и муниципальных финансов, так как по закону
это одна из организационно-правовых форм
коммерческих организаций:
«Унитарным предприятием
признается коммерческая организация,
не наделенная правом собственности на
закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия является
неделимым и не может быть распределено
по вкладам (долям, паям), в том числе между
работниками предприятия».
Профессор Ковалёва
в предложенной финансовой системе выделяет
еще два звена в сфере государственные
и муниципальные финансы: фонд страхования
и фондовый рынок.
Фонд страхования
является одним из внебюджетных
фондов и не ясна причина,
по которой его можно выделить
как отдельное звено.
Фонд социального
страхования Российской Федерации
(ФССР) создан в целях обеспечения
и повышения контроля за правильным
и эффективным расходованием
средств социального страхования
Указом Президента Российской
Федерации «О фонде социального
страхования Российской Федерации» от
7 августа 1991 г.№822 и является самостоятельным
государственным финансово-кредитным
учреждением. Управление Фондом социального
страхования РФ осуществляется Правительством
РФ при участии общероссийских объединений
профсоюзов.
Положение о ФССР
утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации от 12 февраля
1994г.№101. Этот документ регламентирует
организацию и функционирование
фонда.
Средства фонда образуются
за счет:
- Страховых взносов работодателей (администраций предприятий,
организаций, учреждений и иных хозяйствующих
субъектов независимо от форм собственности);
- Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение
по государственному социальному страхованию;
- Доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
- Добровольных взносов физических и юридических лиц.
- Ассигнований из федерального бюджета РФ;
- Прочих доходов.
Страховые взносы
не начисляются на: средства избирательных
фондов кандидатов в депутаты
федеральных органов государственной
власти, представительных и исполнительных
органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления,
полученные и израсходованные на проведение
избирательных компаний; доходы, полученные
от избирательных комиссий; фонд оплаты
труда иностранных физических лиц, привлекаемых
на период реализации целевых социально-экономических
программ жилищного строительства, создания,
строительства и содержания центров профессиональной
переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных
с военной службы, и членов их семей; выплаты
по договорам гражданско-правового характера
(подряда и др.)
Страховые взносы
в ФССР регулируются постановлением
Правительства Российской Федерации
и уплачиваются: бюджетным учреждениям
– один раз в месяц в срок,
установленный для выплаты заработной
платы за вторую половину месяца; всеми
предприятиями и внебюджетными организациями
– два раза в месяц в сроки, установленные
для получения заработной платы как за
первую, так и за вторую половину месяца;
лицами, нанимающими отдельных граждан
по договорам, - ежемесячно 5-го числа месяца,
следующего за месяцем выплаты заработной
платы; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
и родовыми (семейными) общинами малочисленных
народов Севера с 1 января 1995г. – один раз
в год не позднее 1 апреля следующего года.
Средства фонда направляются
на:
- Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
- Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников
и членов их семей, а также на другие цели
государственного социального страхования,
предусмотренные законодательством (частичное
содержание санаториев-профилакториев,
санаториев и оздоровительных лагерей
для детей и юношества, лечебное питание;
частичное финансирование мероприятий
по внешкольному обслуживанию детей, оплаты
проезда к месту лечения, отдыха и др.);
- Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
- Проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального
страхования и охраны труда;
- Осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Средства фонда используются
только на целевое финансирование
перечисленных мероприятий. Не
допускается зачисление средств
социального страхования на личные
счета застрахованных.
Фондовый рынок —
составная часть финансового
рынка, на котором осуществляются
операции с ценными бумагами.
Фондовый рынок по
сути мало чем отличается от
других видов рынков. Здесь тоже
действуют продавцы, покупатели и
посредники, проводятся реклама и маркетинговые
исследования.
Специфика заключается
в самом товаре. Ценные бумаги
– это форма существования
капитала. Она отличается от производительной,
товарной, денежной форм. Капитал
в виде ценной бумаги может передаваться,
обращаться на рынке как товар, заменять
деньги в расчетах и, что самое важное,
приносить доход. У владельца ценной бумаги
самого капитала как бы нет, и есть все
права на него, зафиксированные в форме
ценной бумаги.
Итак, фондовый рынок
похож на рынок любого другого товара.
Обычные товары производятся, а ценные
бумаги выпускаются в обращение. Для всех
рынков необходимо продвижение товара
к покупателю, а для фондового рынка –
продвижение ценных бумаг к инвестору.
Основной этого рынка являются товарный
рынок, деньги и капитал.
Для того, чтобы владелец
капитала смог принять участие
в инвестировании, нужно иметь
достаточный объем капитала. Такой
объем капитала редко можно
получить сразу. Обычно этому
предшествует процесс накопления.
Последний может выражаться в объединении
небольших капиталов в один большой или
в приумножении, приросте капитала. Еще
одним вариантом накопления достаточного
объема капитала может быть приобретение
его взаймы на некоторое время с условием
возвратности. Накопить капитал или получить
его можно в финансовой сфере деятельности,
на финансовых рынках.