Финансовая система страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений . В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3

Понятие финансовой системы страны. Основные дискуссионные вопросы её состава и структуры………………………………………………………………………3
Понятие финансовой системы………………………………………………………...3
Состав и структура финансовой системы…………………………………………….4
Основные дискуссионные вопросы …………………………………………………..6

Анализ и характеристика структурных подразделений финансовой системы страны……………………………………………………………………………………….7
Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие……………………………7
Государственные и муниципальные финансы и их составляющие………………..13
Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или структурный элемент других сфер…………………………………………………………………..17
Направление изменения финансовой системы РФ…………………………………..21

Заключение………………………………………………………………………………..24

Список используемой литературы………………………………………………………..25

Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

      Самостоятельного  юридического лица и независимые  от бюджетов соответствующих  органов власти.

     Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высшей власти,  в которых регламентируется из деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

     Внебюджетные фонды  представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

  • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются в основном за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются  Бюджетным кодексом РФ
  • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
  • из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ (Закон Российской Федерации от 15 июля 1992г. №3301-1).

     Внебюджетные фонды  – это форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для  финансирования не включаемых  в бюджет некоторых общественных  потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

     Основными социальными  и экономическими внебюджетными  фондами являются:

- Пенсионный фонд Российской  федерации 

- Фонд социального страхования Российской Федерации

- Государственный фонд занятости  населения Российской Федерации

- Фонд обязательного медицинского  страхования

- Российский фонд технологического  развития и отраслевые внебюджетные  фонды НИОКР

- Фонд инвестирования жилищного строительства

     Многие авторы, вместе  с финансами государственного  бюджета и внебюджетных фондов  выделяют такое звено как государственный  кредит.

     Под государственным  кредитом понимается совокупность  экономических отношений государства  с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

     Если государство  берет на себя ответственность  за погашение займов или выполнение  других обязательств, взятых физическими  и юридическими лицами, то оно является гарантом.

     Кредитные отношения,  в которых государство выступает  в качестве гаранта, не обязательно  приводят к такому изменению.  Если должник своевременно и  в полном объеме выполняет  свои обязательства, то гарант  не несет никаких дополнительных затрат.

     Но чаще всего государственные  гарантии распространяются на  ненадежных заемщиков и приводят  к расходованию средств централизованных  денежных фондов.

     Государственный кредит  является экономической категорией, которой присущи одновременно  черты кредита и финансов. Государственный кредит является одним из видов кредита, характеризуется срочностью, платностью и возвратностью.

     Средства привлекаются  государством на какой-либо определенный  срок. Через определенный период  времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.

     Государственный кредит  отличается от таких основных  форм кредита, как банковский  и коммерческий, обеспечением. При  предоставлении банковского или  коммерческого кредита в качестве  обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, всё имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо её доход.

     Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на финансовых рынках,  а также на производство и занятость.

     Государственные займы  образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика. Государственные займы классифицируются следующим образом:

  • В зависимости от субъектов заемных отношений государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления.
  • В зависимости от места размещения – на внутренние и внешние.
  • В зависимости от обращения на рынке государственные займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Первые свободно обращаются на рынке ценных бумаг, вторые – нет. Рыночные займы обычно используются для финансирования дефицита бюджета.
  • В зависимости от срока привлечения средств государственные займы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
  • В зависимости от обеспеченности долговых обязательств государственные займы бывают закладными и беззакладными. Закладные займы обеспечиваются конкретными доходами или имуществом. Беззакладные обеспечиваются всей платежеспособностью элемента.
  • В зависимости от характера выплачиваемого дохода различают процентные, выигрышные и беспроцентные (целевые) займы.
  • В зависимости условий обращения различают займы ч правом досрочного погашения и без него.
  • По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.

        Под управлением  государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

     В более конкретном  смысле управление государственным  кредитом можно понимать как  деятельность государства по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлении. Кредитов и гарантий.      

     Анализируя вышесказанное  можно сделать вывод, что государственный кредит входит в состав финансов государственного бюджета. Так как государственный кредит представляет собой форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами,  а также является перераспределителем дохода  с образованием и использованием главного централизованного бюджетного фонда страны. Такие критерии определения свойственны государственному бюджету.

     Вавилов в своей  системе выделят финансы государственных  (унитарных, казенных) предприятий в сферу государственных и муниципальных финансов. Он обосновывает это тем, что «без финансов государственных (унитарных, казённых) предприятий сфера государственных и муниципальных финансов не полная». Я считаю, что такое объяснение не достаточно, и не даёт права финансы государственных предприятий выделять в сфере государственных и муниципальных финансов, так как по закону это одна из организационно-правовых форм коммерческих организаций:

      «Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия».

     Профессор Ковалёва в предложенной финансовой системе выделяет еще два звена в сфере государственные и муниципальные финансы: фонд страхования и фондовый рынок.

     Фонд страхования  является одним из внебюджетных  фондов и не ясна причина,  по которой его можно выделить  как отдельное звено.

     Фонд социального  страхования Российской Федерации  (ФССР) создан в целях обеспечения  и повышения контроля за правильным  и эффективным расходованием  средств социального страхования  Указом Президента Российской  Федерации «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 7 августа 1991 г.№822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.  Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

     Положение о ФССР  утверждено постановлением Правительства  Российской Федерации от 12 февраля  1994г.№101. Этот документ регламентирует  организацию и функционирование  фонда.

     Средства фонда образуются  за счет:

  • Страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
  • Доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
  • Добровольных взносов физических и юридических лиц.
  • Ассигнований из федерального бюджета РФ;
  • Прочих доходов.

     Страховые взносы  не начисляются на: средства избирательных  фондов кандидатов в депутаты  федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний;  доходы, полученные от избирательных комиссий; фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда и др.)

     Страховые взносы  в ФССР регулируются постановлением  Правительства Российской Федерации  и уплачиваются: бюджетным учреждениям  – один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца; всеми предприятиями и внебюджетными организациями – два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы как за первую, так и за вторую половину месяца; лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам, - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и родовыми (семейными) общинами малочисленных народов Севера с 1 января 1995г. – один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.

     Средства фонда направляются  на:

  • Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
  • Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплаты проезда к месту лечения, отдыха и др.);
  • Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
  • Проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • Осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

     Средства фонда используются  только на целевое финансирование  перечисленных мероприятий. Не  допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных.

   

     Фондовый рынок —  составная часть финансового  рынка, на котором осуществляются  операции с ценными бумагами.

     Фондовый рынок по  сути мало чем отличается от  других видов рынков. Здесь тоже  действуют продавцы, покупатели и посредники, проводятся реклама и маркетинговые исследования.

     Специфика заключается  в самом товаре. Ценные бумаги  – это форма существования  капитала. Она отличается от производительной, товарной, денежной форм. Капитал  в виде ценной бумаги может передаваться, обращаться на рынке как товар, заменять деньги в расчетах и, что самое важное, приносить доход. У владельца ценной бумаги самого капитала как бы нет, и есть все права на него, зафиксированные в форме ценной бумаги.

     Итак, фондовый рынок похож на рынок любого другого товара. Обычные товары производятся, а ценные бумаги выпускаются в обращение. Для всех рынков необходимо продвижение товара к покупателю, а для фондового рынка – продвижение ценных бумаг к инвестору. Основной этого рынка являются товарный рынок, деньги и капитал.

     Для того, чтобы владелец  капитала смог принять участие  в инвестировании, нужно иметь  достаточный объем капитала. Такой  объем капитала редко можно  получить сразу. Обычно этому  предшествует процесс накопления. Последний может выражаться в объединении небольших капиталов в один большой или в приумножении, приросте капитала. Еще одним вариантом накопления достаточного объема капитала может быть приобретение его взаймы на некоторое время с условием возвратности. Накопить капитал или получить его можно в финансовой сфере деятельности, на финансовых рынках.

Информация о работе Финансовая система страны