Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:16, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и
структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции
ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного
бюджета на примере Российской Федерации;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики
государства;
- раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.
Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их
называют постоянными.
В зависимости от цели
фонды подразделяют на следующие:
- научно-исследовательские;
- экономические;
- социальные фонды;
- фонды личного и
- военные фонды;
- инвестиционные фонды.
Основная часть специальных фондов образуется либо за счет
государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные
специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии
или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и
имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов
юридических
и физических лиц.
1.2
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК
Центральное место в
государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный
кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму
образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций государства и местного
самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для
государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает
государственной власти возможность содержания государственного аппарата,
армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных
экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как
правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и
взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой
системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем
СССР, в силу монополии государственной собственности на средства
производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее
задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные
финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций;
даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались
как доходы государства.
Кардинальные изменения в
статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную
трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и
следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными
финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки
стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое
перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего
применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла
проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной
властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и
соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным
направлением модернизации государственных финансов стало расчленение
единого государственного бюджета времен развитого социализма на три
самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и
местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых
отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному
способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и
валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это
привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее
бюджетном устройстве.
БК РФ дает следующее
на экономических отношениях и государственном устройстве Российской
Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято
понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень – федеральный
бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21
республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных
бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские
бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
третий уровень – местные
районных, поселковых и сельских бюджетов).
Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее
государственным устройством – в унитарных государствах бюджетная система
имеет два уровня – государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в
унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней
(нижестоящих
государственных и
входят
в бюджеты вышестоящих уровней)
принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы
(общегосударственные
финансы) не включались в
законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» т.е. свод
бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6
БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого
субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных
образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют
получить полное представление о всех доходах и расходах региона или
Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и
статистических целей.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень
бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план
государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения
национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,
необходимые
для регулирования
социальной политики на территории всей России. При составлении проекта
бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов
бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом
необходимости
осуществления избранной
говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.
Государственный внебюджетный
денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для
реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану
здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и
доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются
законодательными (представительными) органами в форме закона (решения)
аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета.
Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет
обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной
собственности.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации
внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь
самостоятельным элементом российской финансовой системы
(общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные
фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов
Федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования,
расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ;
порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных
фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется
нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных
Информация о работе Финансовая система: сущность, структура, принципы построения