Финансовая система: сущность, структура, принципы построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и

структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции

ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

- раскрытие основных звеньев финансовой системы;

- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного

бюджета на примере Российской Федерации;

- выявить основной принцип формирования финансовой политики

государства;

- раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

для курсовой 1.docx

— 56.77 Кб (Скачать документ)

внебюджетных  фондов  осуществляется  Федеральным  казначейством  Российской

Федерации. БК РФ включает в число государственных  внебюджетных фондов РФ:

       - пенсионный фонд Российской  Федерации;

       - фонд социального страхования  Российской Федерации;

       - федеральный фонд обязательного  медицинского страхования;

       - государственный фонд занятости  населения Российской Федерации.

      Следовательно, целевые федеральные  бюджетные фонды,  средства  которых

консолидируются в федеральном бюджете это:

       - федеральный дорожный фонд Российской  Федерации;

       - федеральный экологический фонд  Российской Федерации;

       - государственный фонд борьбы  с преступностью;

       - фонд воспроизводства минерально-сырьевой  базы;

       - фонд развития Федеральной пограничной  службы Российской Федерации;

       - фонд Министерства Российской  Федерации по атомной энергии;

       - фонд развития таможенной системы  Российской Федерации;

       - федеральный фонд Государственной   налоговой  службы  и  Федеральной

         службы налоговой полиции Российской  Федерации;

новым законодательством  не включаются в состав государственных  внебюджетных

фондов. Причина  состоит в том, что в настоящее  время  средства  большинства

целевых  фондов  консолидируются  в   бюджет   и   сами   фонды   утрачивают

самостоятельность.

      Таким образом, реформирование  системы внебюджетных фондов  РФ  идет  в

двух   направлениях:   часть    внебюджетных    фондов    утрачивают    свою

самостоятельность, их средства включаются в состав  бюджета,  а  сами  фонды

передаются  в  состав  финансовых  органов,  вторая  часть  фондов  сохраняет

юридическую самостоятельность, но  включается  в  состав  бюджетной  системы

Российской  Федерации.  Таким  образом,  происходит  процесс   централизации

финансовых   средств   в    руках    государства,    устраняется    излишняя

полицентричность  финансовой системы. 
 
 

      СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ 
 

6 ФОРМИРОВАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ  ФИНАНСОВ 
 

      В любом обществе  государство   использует  финансы  для   осуществления

своих функций  и  задач,  достижения  определенных  целей.  Важную  роль  в

реализации  поставленных целей играет финансовая  политика.  В  процессе  ее

выработки и претворения в жизнь обеспечиваются  условия  выполнения  задач,

стоящих перед обществом; она  выступает  активным  орудием  воздействия  на

экономические интересы.

      Содержание финансовой политики  многогранно.  Она  включает  следующие

важнейшие звенья:

- выработку  научно обоснованных концепций  развития финансов. 

   Они  формируются на  основе  изучения  требований  экономических  законов,

   всестороннего  анализа состояния развития хозяйства,  перспектив  развития

   производительных   сил   и   производственных   отношений,   потребностей

   населения;

- определение  основных направлений использования  финансов на перспективу  и

   текущий  период; при этом исходят из  путей достижения поставленных  целей,

   предусмотренных   экономической   политикой,   учитываются   международные

   факторы,  возможности роста финансовых  ресурсов;

-  осуществление   практических   действий,   направленных   на   достижение

   поставленных  целей.

      Финансовая   политика   как   специфическая    область    человеческой

деятельности  относится к категориям надстройки. Между нею  и  экономическим

базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая

политика  порождается экономическими отношениями;  общество  не  свободно  в

выработке и проведении политики; последняя  обусловлена экономикой. С другой

стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса,  финансовая

политика  обладает  определенной  самостоятельностью;  у  нее  специфические

законы  и логика развития. В силу этого  она оказывает  обратное  влияние  на

экономику, состояние финансов. Это влияние  может  быть  различно:  в  одних

случаях   посредством   проведения   политических   мероприятий   создаются

благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

      Политические  решения  должны  приниматься  по  законам   экономической

логики, на основе четкого  расчета  и  предвидения  последствий  проведения

намеченных  финансовых мероприятий, что позволит  избежать  частых,  нередко

непредсказуемых изменений в финансовой  политике  и  создаст  благоприятные

условия для  деятельности  предприятий.  В  связи  с  этим  важно  отметить

огромное  значение достаточного объема достоверной  информации о  протекающих

в экономике  и социальной сфере процессах, результатах  проведения  тех  или

иных  мероприятий  финансовой  политики.  Информация  наряду   с   выводами

финансовой  и политэкономической наук должна составлять необходимую базу для

выработки эффективной финансовой политики. В  ней  важно  соблюдать  принцип

обратной  связи,  служащий  надежной  основой  для  проверки   правильности

финансовой  политики, позитивности ее влияния  на  развитие  экономической  и

социальной  сфер жизни общества.

      Финансовая  политика  должна  преследовать  цель  повышения   объема  и

эффективности использования финансовых ресурсов. Рост  финансовой  отдачи  -

это как  лакмусовая бумажка для проверки действенности  финансовой  политики.

Отказ от учета повышения  эффективности  использования  финансовых  ресурсов

при разработке и проведении финансовой политики может  привести к  распылению

средств,   сокращению   источников   удовлетворения    постоянно    растущих

экономических и социальных  потребностей  общества.  Например,  в  последние

десятилетия большие и постоянно растущие  суммы  денежных  средств  ежегодно

вкладывались  в  сельское  хозяйство,  капитальное   строительство.   Однако

производство    сельскохозяйственной    продукции     увеличилось     крайне

незначительно, снижалась эффективность капитальных  вложений.  Эти  и  другие

факты игнорировались  при  выработке  финансовой  политики,  что  привело  к

резкому ухудшению финансового положения  нашей страны.

      При выработке  финансовой  политики  следует  исходить  из  конкретных

исторических  условий. Они должны учитывать специфику  каждого этапа  развития

общества,  особенности  как  внутренней,  так  и  международной  обстановки,

реальные  экономические  и  финансовые   возможности   государства.   Прямая

зависимость  намеченных  и  осуществленных  расходов  от  объема  финансовых

ресурсов  является свидетельством элементарного  финансового  благоразумия  и

должна  поддерживаться на всех  уровнях  хозяйствования.  Несоблюдение  этого

важнейшего  требования приводит к появлению  и  увеличению  дефицита  бюджета,

государственного  долга, инфляционным процессам.

      Целью  концепции  финансовой  политики,  разработанной  в   современных

условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа  на  основе

развития  хозяйства,  всемерного   повышения   эффективности   общественного

производства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется  не

только   в   изыскании   возможностей   увеличения   финансовых    ресурсов,

направляемых  на повышение благосостояния народа, но и в принципиально  новом

подходе к главной  цели  экономической  политики.  Уровень  жизни  выступает

теперь  величиной,  определяющей  развитие   производства,   направление   и

структуру использования финансовых ресурсов.

      Большое значение для подъема  экономики и  расширений  на  этой  основе

финансовых  возможностей страны имеет привлечение  в ее экономику  иностранных

инвестиций.  Они  могут  осуществляться  в  различных  форма.  Мировой  опыт

доказывает  огромную действенность прямых иностранных  инвестиций.

      Удовлетворение тех или иных  потребностей  обеспечивается  только  при

условии наличия финансовых ресурсов. Это  означает, что  финансовая  политика

разрабатывается и проводится  с  учетом  реальных  финансовых  возможностей.

Расходы могут расти только при  увеличении  финансовых  ресурсов.  При  этом

акцент   с   субсидирования   потребления   смещается   на    финансирование

производства.  Все   мероприятия   экономической   и   финансовой   политики

направлены  на предоставление возможности населению  повышать свои  доходы,  с

одной   стороны,   и   создание   благоприятных   условий    для    развития

предпринимательской деятельности - с другой. В соответствии с  кардинальными

изменениями финансовой политики перестраивается  финансовый  механизм.  Цель

перестройки   финансового   механизма   -   усилить   его   воздействие   на

эффективность  общественного  производства  на  основе   развития   рыночных

отношений,  обеспечить  повышение  эффективности  использования   финансовых

ресурсов. В основу перестройки финансового  механизма положены  принципиально

Информация о работе Финансовая система: сущность, структура, принципы построения