Финансовая система Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:35, реферат

Описание

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев и элементов непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих её осуществлению. Состоит из финансовых институтов (организации, учреждения осуществляющие и регулирующие финансовую деятельности, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающие все виды денежных агрегатов – количество денег, безналичные формы денег (деньги на счетах аккредитивов, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, векселей, опционов.

Работа состоит из  1 файл

фин.сист.великобритании.docx

— 31.97 Кб (Скачать документ)

   1.ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА  ВЕЛИКОБРИТАНИИ 

     1.1. Структура  финансовой системы Великобритании  и ее особенности 

     Официальное  название Великобритании – Соединенное   Королевство Великобритании и   Северной Ирландии. В административно-территориальном   отношении Великобритания делится  на Англию, Уэльс, Шотландию и  Северную Ирландию. Денежная единица  фунт стерлингов (100 песо).

     Великобритания  – парламентская монархия. В стране  нет конституции в виде единого   основного закона. Конституционное   значение имеют законодательные  акты, принятые Парламентом, судебные  прецеденты. Королева считается  верховным носителем исполнительной  власти.

     Государственный  законодательный орган – Парламент,  состоящий из палаты лордов  и палаты общин. В условиях  отсутствия конституции  и  по положению «парламентского  суверенитета» Парламент не связан  принятыми ранее решениями и  может отменять акты конституционного  значения. Британские суды лишены  права пересматривать или отменять  акты Парламента и обязаны  при этом применять не положения,  вытекающие из международно-правовых  обязательств Великобритании, а  нормы парламентского статуса.        [2, c. 373]

     Государственное  устройство оказывает важное  влияние  на финансовую систему. 

     Великобритания, будучи по территориальному устройству  унитарным государством, применяет  для регулирования социально-экономического  развития бюджетно-налоговые инструменты,  аналогичные федеративным государствам. Неотъемлемой частью бюджетного  процесса является бюджетное  планирование, в процессе которого  используется программно-целевой  метод, обеспечивающий планирование  комплексных долгосрочных расходов  независимо от их ведомственной  принадлежности. [2,  c. 382-385]

     В период  с 1973 по 1975 гг. в стране была  проведена реформа местных органов  власти, в результате которой  вместо трехзвенной стала действовать  в основном двухзвенная система  управления местными органами  власти (графства и округа). Произошли  существенные изменения в структуре  и функциях местных административных  единиц. Так, территория Англии  и Уэльса стала подразделяться  на 53 графства, включающие 369 округов  (вместо 1400 до реформы). Всего в  стране 56 графств и 482 округа.

     Свою  систему  управления имеет Лондон: в его  состав входят особый район  Сити (финансовый центр страны) и  32 муниципальных района. К ведению  местных властей (графств и  муниципалитетов) относится общественная  безопасность. [3,  c. 282-285]

     В результате  этой реформы были упразднены  мелкие административные единицы  (укрупнение местных административных  единиц). Это вызвало сокращение  числа местных бюджетов и увеличение  их объемов. Усилилась роль  местных финансов. Доходы местных  бюджетов – второстепенные налоги, отдельные акцизы и сборы, доходы  от муниципальной собственности,  различные административные  и  лицензионные сборы. Но реформы  последних 15-20 лет значительно  снизили роль местных бюджетов  в экономике страны.

     Структура  местных органов власти в данный  момент различна во всех трех  частях Великобритании. В Англии  существует двухступенчатая   система местных органов власти. В 1992 году в Уэльсе и в  Шотландии была введена одноступенчатая  система органов местного самоуправления.

     Расходные  полномочия муниципальных органов   власти были значительно сужены  в  процессе проведенных реформ.  Так, после  второй мировой  войны за органами местного  самоуправления были закреплены  полномочия по финансированию  социальных услуг, транспорта, образования,  жилищно-коммунального хозяйства.  Впоследствии, после лишения местных  органов власти права на строительство  и приобретение жилья, после  выведения из-под контроля некоторых  типов образовательных учреждений, после приватизации местного  транспорта и коммунальных сетей,  расходные обязательства существенно  сократились. В настоящее время  из местных бюджетов финансируется  всего 36% всех государственных  расходов Великобритании. [2,  c. 382-385]

     Рассмотрим  более детально структуру существующей  финансовой системы Великобритании.

     На  современном  этапе финансовая система   Великобритании состоит из трех  звеньев:

     - двухуровневая  бюджетная система;

     - специальные  внебюджетные фонды;

     - финансы государственных  предприятий

Все звенья функционируют  автономно. Ведущее  звено – государственный  бюджет. Он сосредотачивает основную сумму  государственных доходов  и финансирует  функции Правительства. [2,  c. 382]

     Двухуровневая  бюджетная система Великобритании  состоит из государственного  бюджета и местных бюджетов.

     В Великобритании  насчитывается несколько десятков  крупных внебюджетных специальных  фондов. Наиболее значимые из  них:

- фонд национального страхования;

- пенсионные фонды государственных  предприятий;

- уравнительный валютный  фонд (для поддержания курса фунта  стерлингов);

- фонд департамента гарантии  экспортных кредитов;

- фонд национальной корпорации  по развитию научных исследований;

- фонд главного казначея (министра финансов), создаваемый  из остатков фондов министерств  и ведомств с целью поддержки  равновесия во всех фондах  и др.

     Из  специальных  фондов финансируется  около  1/3 государственных расходов.

     Важнейшее  значение имеет Фонд национального   страхования. Он создается за  счет взносов  работников, предпринимателей  и государственных дотаций. Взносы  на нужды социального страхования  дифференцируются в зависимости  от четырех классов:

- первый класс — лица  наемного труда и их работодатели (заработная плата до 54 фунтов  стерлингов в неделю освобождена  от уплаты взносов);

- второй класс — «самозанятые»,  не наемные работники (фермеры,  торговцы, лица свободных профессий,  заработная плата которых составляет 5,35 фунтов стерлингов в неделю);

- третий класс — взносы  добровольно перечисляются неработающими  гражданами или гражданами, которые  не могут быть отнесены к  первым двум классам;

- четвертый класс —  лица, уплачивающие взносы по  второму классу, если их доход  превышает определенную сумму,  в размере 6,3% от дохода.

     Положение  пенсионеров в Великобритании  значительно  хуже, чем в других  странах Западной Европы (Германии, Франции и др.). Размер пенсии  одинокого мужчины составляет  менее четвертой части среднего  заработка промышленного рабочего.

     В Великобритании  имеются государственные  предприятия,  взаимодействующие с  бюджетом (4 звено финансовой системы –  финансы государственных предприятий):

     - государственные  корпорации;

    - смешанные предприятия;

     - ведомственные  предприятия.

     Наибольшее  развитие получили государственные   корпорации, к которым относятся  национализированные отрасли промышленности  — угольная, электроэнергетическая,  газовая, сталелитейная, а также  железнодорожный транспорт, воздушные  авиалинии, почтовое ведомство  и др. Государственные корпорации  находятся в ведении центрального  правительства, поэтому их финансовые  отношения осуществляются с государственным  бюджетом. С местными бюджетами  они связаны только по линии  уплаты местных налогов. Деятельность  государственных предприятий Великобритании  отвечает стратегическим интересам  государства и не всегда основывается  на рыночных принципах, вследствие  чего они, как правило, убыточны. Наряду с государственными корпорациями  существует большое число предприятий  общественного пользования, некогда  созданных на местном уровне  в сфере коммунального хозяйства. [3,  c. 302-315]

    Говоря о структуре  финансовой системы Великобритании  нельзя не упомянуть о финансовом  аппарате, который осуществляет  оперативное управление финансами.  Он включает:

- Казначейство;

     - Управление  таможенных пошлин и акцизов;

     - Управление  внутренних доходов;

- Тайный совет, который  регулирует вопросы применения  налогового законодательства;

     - Банк Англии, который управляет государственным  долгом.

     1.2. Бюджетная  система Великобритании 

     1.2.1. Структура  государственного бюджета и его  составление  

     Бюджетная  система, состоящая из двух  уровней, включает государственный  бюджет и бюджеты местных уровней. [3,  c. 302-315]

     Государственный  бюджет состоит из двух частей: консолидированного фонда и национального  фонда займов. Управление по каждой  из двух частей осуществляется  раздельно.

     Консолидированный  фонд включает ежегодно утверждаемые  расходы и Фонд постоянных  расходов.

     Из  ежегодно  утверждаемых расходов финансируются   текущие затраты на оборону,  экономику, социальные цели, содержание  аппарата управления, субсидии местным  бюджетам, помощь развивающимся  стран. Из фонда постоянных  расходов выплачиваются проценты  по государственному долгу, финансируются  расходы по цивильному листу  (содержание королевского двора  и королевы), делаются взносы в  бюджет и другие фонды  Европейского  союза. [5,  c. 669-670]

     Бюджетный  процесс в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.  Он включает четыре стадии:

     - составление  проекта бюджета;

     - рассмотрение  и утверждение проекта бюджета;

     - исполнение  бюджета;

     - составление  отчета об исполнении бюджета  (эта стадия начинается после  31 марта, т.е. после окончания  финансового года).

     Проект  государственного  бюджета составляет Казначейство. При обсуждении бюджета канцлер  казначейства (министр финансов) дает  оценку закончившегося финансового  года, состояния платежного баланса,  сообщает о перспективах развития  страны, денежной политике, изменениях  в налоговой политике в новом финансовом году. Особенность проекта в том, что составляются обособленно две сметы – доходная и расходная.

     Варианты  изменений  в расходах обсуждаются в Министерстве  финансов и обычно включают:

     -  решение  социальных проблем;

- составление прогнозов  (на основе прошлогодних доходов  по налогам) на предстоящий  год;

- перевод требуемых доходов  в налоги;

- рекомендации по налогам  в экономический прогноз;

- постбюджетное прогнозирование  (как бюджет повлияет на экономику).

     Проект  государственного  бюджета, т.е. по факту составленная  смета доходов и расходов, рассматривается  кабинетом министров. Одобренный  правительством проект бюджета  поступает в Парламент, т.е.  Палату общин, который собирается  на специальную сессию для  вотирования смет.

       В начале  сессии Палата общин создает  два финансовых комитета:

  1) комитет путей и  средств изыскания  доходов,  который рассматривает предложения  Правительства об изменениях  в налогах. 2) комитет снабжения,  который обсуждает и утверждает  расходную смету

     В Палате  общин бюджет утверждается голосованием  по главам. В заключение выносится   общее постановление, в котором   указываются размеры ассигнований  на соответствующие цели.

     Утверждение  бюджета Палатой лордов и подписание  его королевой имеет чисто  формальное значение.

     Бюджетные  права английского Парламента  ограничены – члены верхней  и нижней палаты не имеют  права бюджетной инициативы. Правительство  имеет право изменять ставки  косвенных налогов в пределах 10%, НДС – 20%. Бюджетное право  королевы ограничивается только  подписанием бюджета.

     Исполнение  бюджета возложено на Казначейство  и министерства.

     Кассовое  исполнение  бюджета возложено на банк  Великобритании. Для получения отпущенных  по бюджету средств расходные  требования проходят через управление  главного плательщика (орган государственного  контроля) для проверки их соответствия  смете, после чего счета передаются  Генеральному контролеру.

     Генеральный  контролер-ревизор осуществляет  не только предварительный и  текущий, но и последующий контроль. После проверки ведомство генерального  контролера ставит визу на  каждом счете с разрешением  провести суммы со счета Казначейства  на счет главного плательщика.

     Заключительная  стадия бюджетного процесса —  составление отчета об исполнении  бюджета и предоставление его  для утверждения в Парламент.     [2,  c. 390-391]

Информация о работе Финансовая система Великобритании