Финансовая система Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:35, реферат

Описание

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев и элементов непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих её осуществлению. Состоит из финансовых институтов (организации, учреждения осуществляющие и регулирующие финансовую деятельности, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающие все виды денежных агрегатов – количество денег, безналичные формы денег (деньги на счетах аккредитивов, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, векселей, опционов.

Работа состоит из  1 файл

фин.сист.великобритании.docx

— 31.97 Кб (Скачать документ)

    1.2.2. Местные бюджеты   Великобритании 

     Проект  местного  бюджета составляет комитет   местного совета и на сессии  утверждает его. В отличие от  других стран, местные органы  представляют центральному Правительству  не весь бюджет, а только его  смету расходов, которая финансируется  за счет субсидий из бюджета.  Исполнение возложено на финансовые  комитеты советов.

     Фонды социального  страхования не проходят обычной  бюджетной процедуры. Они составляются  отдельной сметой по директивам  Казначейства.

     Управление  национализированными отраслями  осуществляют Управление предприятиями  и Совет. Основные их функции  определены статусом. Контроль деятельности  Управления и подведомственных  им предприятий возложен на министра, который назначает состав Управления и рассматривает программу капитальных вложений. Расходы на капитальные вложения выделяются в отдельную смету с указанием источников покрытия. Получение внешних источников финансирования санкционируют министр и Казначейство. Планы капитальных вложений утверждает Парламент. [2,  c. 385, c. 390-391]

     Доходная  база  местных бюджетов состоит из  следующих источников:

- национального налога  на имущество, используемое в  коммерческих целях;

- местного налога на  имущество, используемое физическими  лицами в целях проживания. При  этом первый налог не является  местным налогом, а его ставка, база и порядок уплаты установлены  центральным Правительством;

- муниципальный налог,  который определяется из стоимости  собственности;

- налог на хозяйственную  деятельность

- правительственные гранты.

     1.3. Система  межбюджетного  выравнивания  Великобритании 

     Система межбюджетного  выравнивания в Великобритании  достаточно сложна и различна  в разных составных частях  страны. В то же время, выделение  финансовой помощи базируется  на единых для всего государства  принципах. Существует два основных  вида финансовой поддержки: блок-гранты, которые в Англии и Уэльсе  называются грантами для увеличения  доходов, и гранты на специальные  цели.

     Гранты  для  увеличения бюджетных доходов   выделяются ежегодно, причем в  период, предшествующий определению  суммы  финансовой помощи. Центральное  Правительство  с учетом проекта  центрального бюджета  и прогноза  макроэкономической ситуации устанавливает  расходные нормативы для местных  органов власти на планируемый  период. Затем объем финансовой  поддержки определяется прямым  счетом как разница между суммой  расходов бюджета муниципального  образования, рассчитанной на  основе расходных нормативов, и  суммой доходов местного бюджета  от закрепленных за ним доходных  источников.

     Если  центральное  Правительство считает  приоритетным  финансирование какой-либо конкретной  статьи местного бюджета, то  выделяются средства в рамках  целевого гранта, которые не могут  быть потрачены на цели, не  оговоренные в условиях гранта.

     2. ДОХОДЫ И  РАСХОДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА  ВЕЛИКОБРИТАНИИ 

     2.1. Доходы государственного  бюджета Великобритании 

     Налоговые  поступления являются главным  источником доходов бюджетной  системы страны. Великобритания  первой вступила на путь налоговых  реформ среди ведущих стран  Запада. Существенные изменения  в налоговую систему Великобритании  внесла реформа 1973 г., в результате  которой произведена перестройка  подоходного налога и обложения  прибыли корпораций, введен налог  на добавленную стоимость, что  приблизило структуру налоговой  системы к системам других  стран общего рынка.

     В Великобритании  особенная налоговая  тактика,  во многом унаследованная от  Правительства М.Тэтчер.

     Современная  налоговая система состоит из  пяти крупных основных групп  налогов:

- прямые налоги на доходы (подоходный налог, налог на  капитал, налог    на наследство);

- косвенные  налоги  на доходы (наиболее крупным   источником дохода бюджета служит  НДС);

- налог  на деловую  активность;

- прочие  налоги.

     Основным  среди  прямых налогов является подоходный  налог, который дает 2/3 поступлений   от прямых налогов. Впервые  в Великобритании былвведен в  1779 г. Была принята шедулярная  форма построения подоходного  налога, которая предполагает деление  дохода на части (шедулы) в зависимости  от источника дохода (жалованье,  дивиденды, рента и т.п.). Каждая  из шести шедул облагается  особым порядком:

- А: доходы от имущества:  собственности на землю, строений, арендной платы от сдачи в  наем жилых домов;

- В: доходы от лесных  массивов, используемых в коммерческих  целях;

- С: доходы от государственных  ценных бумаг, по которым выплачиваются  проценты;

- D: прибыль от производственно-коммерческой  деятельности в торговле, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; доходы лиц свободных профессий;  доходы от ценных бумаг, не  облагаемых по шедуле С; доходы, полученные в виде процентов  по займам; доходы, полученные за  границей и переведенные в  Великобританию;

- Е: трудовые доходы: заработная  плата, пенсии, пособия;

- F: дивиденды и другие  распределяемые доходы компаний.

     Ставка  подоходного  налога в зависимости  от  дохода составляет 0%, либо минимальная   ставка 10% при сумме от 0 до ?4300, основная  — 22% при сумме от ?4301 до ?27100, максимальная  — 40% при сумме свыше ?27100. В  2008-09 году ставка была 10 % отменена, кроме доходов от сберегательных  вкладов, если остальные доходы  меньше 2320 фунтов в год. В 2009-10 году эта сумма повышена до ?2440.

     Компании  платят  налог на прибыль после вычета  определенного количества льгот  и необлагаемых сумм. Основная  ставка налога на прибыль с  предприятий – 30%. Сниженная ставка  налога (20%) применяется к небольшим  компаниям, годовые доходы которых  не превышают 300 000 фунтов стерлингов. Для небольших и средних компаний  в первый год деятельности  налоговые льготы на покупку  машин и оборудования составляют 40%.

     С 1999 г. была  введена в действие новая   система уплаты налогов. Согласно  этой системе около 20 тыс. крупных  компаний теперь платят налог  ежеквартально. Налог на корпорации, выплачиваемый авансом, который  платят компании, распределяющие  прибыль между акционерами, отменен.

     В особую  категорию выделены нефтедобывающие   комплексы, которые вносят в  бюджет 50% дохода, оставшегося после  уплаты налога по обычной ставке (раньше — 75%).     Все  расходы на научные исследования  полностью вычитаются из налогооблагаемой  прибыли.

     Налог на  прирост капитала взимается при   реализации определенных видов  капитальных  активов, которые  приносят прибыли (автомобили, жилье,  национальные сберегательные  сертификаты). Цель налога – ограничить размеры  и прибыльность спекулятивных  сделок.

     Налог на  наследство взимается с имущества,  переданного после смерти, а также   при дарении, сделанного в течении   семи лет до смерти. Налог на  наследство взимается с сумм  более 233 000 фунтов стерлингов  стоимости имущества, передаваемого  в наследство. Затем применяется  ставка 40%. Только 3% всех наследств  в год облагается этим налогом.  

  К прямым налогам  относят взносы на нужды социального  страхования, расходуемые на выплату  пенсий и пособий. 

     Среди косвенных  налогов все возрастающую роль  играет налог на добавленную   стоимость. Он дает около 17% бюджета  страны и занимает  второе место после  подоходного  налога. Лишь очень немногие товары  освобождены от налогообложения  НДС (продовольственные товары, детская  одежда, обувь и некоторые другие). С июня 1979 г. основная ставка  налога повышена с 8% до 15%. В  зависимости от видов поставляемых  товаров и услуг ставки налога  существенно варьируются. В настоящее  время существует три категории  ставок:

  - стандартная — 17,5%;

- пониженная – в размере  5% к топливу и электроэнергии, которые используются в домашнем  хозяйстве и благотворительных  заведениях;

- «нулевая ставка» к  большинству продуктов питания,  детской одежде и обуви, книгам  и газетам, продаже новых жилых  зданий и домов, используемых  в благотворительных целях, услугам  общественного транспорта, медикаментам  и инвалидным принадлежностям.

     Базой обложения  НДС выступает стоимость, добавленная  на каждой стадии производства  и/или реализации товаров/услуг.

     Крупные поступления  дают акцизы на горючее, табак,  пиво и спиртные напитки. Они   занимают второе место среди  косвенных  налогов (ставка 10—30%). Акциз на спиртные напитки  и горючее взимается в твердых  суммах с единицы товара (литра). Акциз на табачные изделия  устанавливается в виде процентной  ставки к цене товара.

     Кроме того, к косвенным налогам относятся   таможенные пошлины, гербовый  сбор, дорожный сбор, налог с игорного  бизнеса, сборы  с бегов. 

     С июля 1977 г.  все таможенные барьеры по  торговле Великобритании с другими  странами Общего рынка были  отменены и страна перешла  к единому внешнему тарифу  Сообщества по торговле с третьими  странами.

     Таможенные  пошлины взимаются с товаров,  прибывших в страну из государств, не входящих в Европейский  Союз, в соответствии с Общим  таможенным тарифом.

Финансовая система  Великобритании

Финансовая система  Великобритании включает в себя 4 традиционных звена:

-государственный  бюджет;

-местные бюджеты;

-специальные  внебюджетные фонды; 

-финансы государственных  предприятий;

Государственный бюджет страны состоит из двух частей:

1)консолидированного  фонда, который включает текущие  поступления средств и их расходование;

2)национального  фонда займов, куда входят доходы  и расходы государства, связанные  с движением капитала.

Основная часть  расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который формируется преимущественно  налоговыми поступлениями (95%). К неналоговым  поступлениям относят доходы от продажи  государственной собственности, административные взыскания.

Расходы консолидированного фонда можно подразделить по функциональному  назначению. Расходы консолидированного фонда государственного бюджета  Великобритании в (%):

-социальная защита - 118;

-образование  - 12;

-охрана правопорядка - 11;

-коммунальные  услуги - 7;

-транспорт и  коммуникации - 4;

-здравоохранение  - 50;

-оборона - 23;

-экономические  услуги - 14;

-общегосударственные  услуги - 13;

-другие - 76;

Приобретённой сферой расходов государственного бюджета  Великобритании в последнем десятилетии XX в. являлась социальная защита населения. В 1999 г. эта статья заняла 36% всех расходов бюджета. Особенностью Британии также  является увеличение к концу десятилетия  удельного веса расходов на образования (с 2 % в 1990 до 4% в 1999г.).

Доходная часть  национального фонда займов формируется  за счёт процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как  оплата за кредит, части прибыли  Банка Англии, средств некоторых  специальных фондов. Расходная часть  включает затраты на обслуживание государственного долга и некоторые другие.

Доходы двух фондов в 1999 г. составили 328278 млн.ф.ст. и превысили  сумму их расходов на 295 млн ф.ст., что и составило профицит государственного бюджета. Бюджет 2000г. был исполнен с  самым большим в истории страны профицитом - 2,7% ВВП. Причиной профицита  стало снижение затрат на пособия  по безработице благодаря сокращению числа безработных (4,3% в 1999г. до3,7 в 2000г.). Кроме того, в апреле 2000г. правительство  провело среди телекоммуникационных компании аукцион на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения, позволяющих владельцам мобильных телефонов получать видео- и интернет- услуги. Получение от продажи лицензий средства превысили  планируемые в бюджет поступления  в 7 раз и достигли 22,5 млрд. ф.ст., что  более 2% ВВП страны. Профицит бюджета  дал возможность пересмотреть некоторые  государственные программы 2001г. Изменения  в основном коснулись налоговой  системы, а также увеличения расходов на образование.

Бюджетный год, в  Великобритании начинается 1 апреля и  заканчивается 31 марта. В настоящее  время из местных бюджетов финансируется  всего 36% всех государственных расходов.

Структура расходов местных органов власти следующая  в (%):

-социальная защита - 3;

-образование  - 28;

-охрана правопорядка - 12;

-коммунальные  услуги - 5;

-транспорт и  коммуникации - 4;

-другие - 19;

Система межбюджетного  выравнивания Великобритании достаточно сложная и разная во всех составных  частях страны. В то же время финансовая помощь основана на принципах, единых для всей страны. Существует два  основных вида финансовой поддержки - блок-гранды (которые в Англии и  Уэльсе называются грантами для увеличения доходов) и гранды на специальные  цели. Гранты для увеличения бюджетных  доходов выделяются ежегодно. Перед  определением суммы финансовой помощи центральное правительство, исходя из проекта центрального бюджета  и прогноза макроэкономической ситуации, устанавливает расходные нормативы  для местных органов власти на планируемый год. Затем объект финансовой поддержки определяется как разница  между суммой расходов бюджета муниципального пользования, рассчитанной на основе расходных нормативов, и суммой доходов местного бюджета от закреплённых за ним доходных источников. Если центральное правительство видит приоритетным финансирование какой-либо конкретной статьи местного бюджета, то средства выделяются в рамках гранта, они могут быть потрачены только на оговоренные цели.

Информация о работе Финансовая система Великобритании