Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:56, курсовая работа
Исполнение федерального бюджета в 2010 году происходило в условиях восстановления экономического роста, благоприятной и стабильной ценовой конъюнктуры для основных товаров российского экспорта, постепенного сокращения численности безработных при ускорении роста потребительских цен во второй половине года и значительном оттоке капитала из страны.
Если в 2009 году отмечалось падение темпов роста по большинству основных показателей, характеризующих социально-экономического развитие России, то в 2010 году по сравнению с предыдущим годом произошло улучшение их динамики: индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности составил 105,7% (в 2009 году - 91,4%), индекс промышленного производства - 108,2% (90,7%), объем инвестиций в основной капитал - 106 % (84,3 %), грузооборот транспорта - 106,9 % (89,9 %), объем платных услуг населению - 101,5 % (97,5 %), оборот розничной торговли - 106,3 % (94,9 %). Однако докризисный уровень не был достигнут.
Исполнение федерального
бюджета в 2010 году происходило в
условиях восстановления экономического
роста, благоприятной и стабильной
ценовой конъюнктуры для
Если в 2009 году отмечалось падение темпов роста по большинству основных показателей, характеризующих социально-экономического развитие России, то в 2010 году по сравнению с предыдущим годом произошло улучшение их динамики: индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности составил 105,7% (в 2009 году - 91,4%), индекс промышленного производства - 108,2% (90,7%), объем инвестиций в основной капитал - 106 % (84,3 %), грузооборот транспорта - 106,9 % (89,9 %), объем платных услуг населению - 101,5 % (97,5 %), оборот розничной торговли - 106,3 % (94,9 %). Однако докризисный уровень не был достигнут.
Улучшение динамики показателей в основных секторах экономики способствовало увеличению объемов и темпов роста ВВП. В целом за 2010 год, по данным Росстата, номинальный объем ВВП в текущих рыночных ценах составил 44 939,2 млрд. рублей, темп роста реального объема ВВП в 2010 году по сравнению с 2009 годом - 104 % (в 2009 году по сравнению с 2008 годом - 92,2 %), индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам 2009 года- 111,4% (101,9%). Сдерживающее влияние на рост ВВП оказали сокращение производства продукции сельского хозяйства в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 11,9%, обусловленное значительными потерями урожая из-за аномально жаркого лета, а также снижение объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» (на 0,6 %).
Уровень инфляции в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года составил 8,8 % (в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года - 8,8 %). При этом в отличие от предыдущих лет значительный рост цен наблюдался во второй половине года и был обусловлен ростом цен на продовольственные товары.
Постепенное восстановление экономического роста позитивно отразилось на общей численности безработных, которая снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 10,9 % (с 6,3 млн. человек в среднем за 2009 год до 5,6 млн. человек в среднем за 2010 год). Уровень безработицы в процентах к экономически активному населению составил в 2010 году 7,5 % против 8,4 % в 2009 году.
Развитие российской экономики в 2010 году находилось под влиянием следующих внешних и внутренних факторов:
повышение относительно
2009 года мировых цен на основные
товары российского экспорта. В среднем
за 2010 год мировая цена на нефть
марки «Юралс» составила 78,2 доллара
США за баррель, что выше уровня 2009
года на 28 % (61,1 доллара США за баррель),
однако на 17,2 % ниже уровня 2008 года (94,4 доллара
США за баррель). Средняя экспортная
цена на природный газ в 2010 году находилась
на уровне 268,5 доллара США за 1 тыс. куб.
м и была на 7,7 % выше, чем в 2009 году (249,3 доллара
США за 1 тыс. куб. м), но на 24,1% ниже, чем
в 2008 году (353,7 доллара США за 1 тыс. куб.
м). Средняя мировая цена на медь увеличилась
в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 45,9
% (в 2009 году по сравнению с 2008 годом -падение
на 25,8 %) и превысила уровень 2008 года на
8,3 %, на никель - на 48,7 %, на 30,6 % и на 3,2% соответственно.
В результате в 2010 году объем экспорта
товаров составил 400,4 млрд. доллара США
и вырос по стоимости по сравнению с предыдущим
годом на 32 % (в 2009 году по сравнению с 2008
годом - падение на 35,7 %);
относительно высокий уровень консолидированного внешнего долга Российской Федерации, который составил на начало 2011 года 489,04 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с началом 2010 года на 21,8 млрд. долларов США. При этом международные резервы Российской Федерации по состоянию на 1октября 2011 года (479,4 млрд. долларов США) оказались на 9,64 млрд. долларов США меньше общего объема консолидированного внешнего долга Российской Федерации;
существенный объем вывоза капитала из страны, наблюдавшийся на протяжении последних трех лет. Величина чистого вывоза капитала частным сектором из России за 2008 - 2010 годы составила 223,8 млрд. долларов США (в 2008 году - 133,7 млрд. долларов США, в 2009 году - 56,1 млрд. долларов США и в 2010 году - 34 млрд. долларов США). Усиление оттока капитала из страны наблюдалось в I и IV кварталах 2010 года (14,9 млрд. долларов США и 19,6 млрд. долларов США соответственно);
сохранение выжидательной
позиции иностранных
постепенное увеличение
внутреннего инвестиционного
годом на 19,5 % (в 2009 году - на 9 %). Доля убыточных организаций в общем количестве организаций снизилась с 30,1 % в 2009 году до 27,8 % в 2010 году. Определенное позитивное влияние на инвестиционный спрос оказывало происходившее в течение года повышение уровня кредитования нефинансового сектора экономики со стороны банковской системы;
некоторое улучшение ситуации с внутренним потребительским спросом, обусловленное повышением активности населения на потребительском рынке вследствие увеличения темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения (на 4,2 %).
Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей, принятых в расчетах к федеральному бюджету на 2010 год, фактически сложившихся в 2010 году, и показателей за 2009 год в процентах к 2008 году представлен в следующей таблице.
Таблица
|
''Расчетно.
Позитивные изменения
социально-экономической
В 2010 году темп прироста
реальных располагаемых денежных доходов
населения составил 4,2 % против 2 % в 2009
году, реальная начисленная среднемесячная
заработная плата увеличилась на
5,2 % (в 2009 году - снижение на 3,5 %), реальный
размер назначенных пенсий вырос
на 34,8 % (в 2009 году - увеличение на 10,7 %).
Соотношение между
средними уровнями доходов 10 % наиболее
и 10 % наименее обеспеченной части населения
в 2010 году несколько ухудшилось и
составило 16,8 раза (в 2009 году - 16,7 раза).
По предварительным данным Росстата,
10 % наиболее обеспеченной части населения
имели 31,1 % общего объема денежных доходов
(в 2009 году - 31 %), а 10 % наименее обеспеченной
части населения - 1,9 % (1,9 %).
По-прежнему остается
значительной дифференциация уровней
заработной платы по видам экономической
деятельности. Так, в 2010 году уровень начисленной
среднемесячной заработной платы работников
текстильного и швейного производства
составил 48 % общероссийского уровня средней
заработной платы (в
2009 году - 48 %), сельского
хозяйства, охоты и лесного
хозяйства - 50 % (52 %), образования -
66 % (71%), здравоохранения и
Реализация Правительством
Российской Федерации в 2009 - 2010 годах
мер, направленных на социальную поддержку
населения и, в частности, пенсионеров,
позволила довести средний
2.1.3. Характерной
особенностью социально-
2010 году явился
восстановительный рост
улучшением ситуации
со спросом на внешнем рынке, так
и постепенным увеличением
В 2010 году по сравнению
с предыдущим годом прирост промышленного
производства (8,2 %) оказался на 4,2 процентного
пункта выше, чем увеличение ВВП (4 %).
Наиболее значительный
рост наблюдался в обрабатывающих производствах
- на 11,8% против снижения на 15,2% в 2009 году.
Существенное увеличение производства
зафиксировано по высокотехнологичным
видам экономической
Доходы федерального
бюджета в 2010 году составили 8 305,4 млрд.
рублей, что на 430,4 млрд. рублей, или
на 5,5 %, больше показателя, установленного
Федеральным законом от 2 декабря
2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями), расходы
- 10 117,4 млрд. рублей, что на 139,0 млрд.
рублей, или на 1,4 %, меньше законодательно
установленного показателя.
Превышение расходов
над доходами федерального бюджета
составило 1 812,0 млрд. рублей, что на
569,5 млрд. рублей, или на 23,9 %, меньше
установленной суммы.
Исполнение федерального
бюджета в 2010 году осуществлялось в
условиях дефицита федерального бюджета
и продолжающегося мирового финансового
кризиса, который оказал негативное
влияние на динамику основных характеристик
федерального бюджета.
В отчете об исполнении
федерального бюджета за 2010 год (в
составе пояснительной записки
к отчету) в отличие от предыдущих
лет представлена информация об изменении
бюджетных ассигнований на 2010 год
в разрезе субъектов бюджетного
планирования и главных распорядителей
средств федерального бюджета, приведены
данные об исполнении бюджетных ассигнований,
предусмотренных в 2010 году на реализацию
дополнительных мер по поддержке
отраслей экономики Российской Федерации,
рынка труда и отраслей социальной сферы,
по социальному обеспечению населения,
а также мероприятий по реализации проектов,
одобренных Комиссией при Президенте
Российской Федерации по модернизации
и технологическому развитию экономики
России, представлены динамика показателей
баланса исполнения федерального бюджета
за 2008 - 2010 годы и анализ отчета о финансовых
результатах деятельности по федеральному
бюджету за 2010 год.
Анализ доходов
федерального бюджета показал следующее.
На формирование
доходной части федерального бюджета
в 2010 году повлияли следующие изменения
законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах:
изменение ставок акцизов
на табачные изделия (сигареты с фильтром
- на 37 % к уровню 2009 года и на 14% к
ранее утвержденным ставкам 2010 года,
сигареты без фильтра - на 74 % и 36 % соответственно);
увеличение размеров
государственной пошлины за совершение
юридически значимых действий;
введение специфической
ставки вывозной таможенной пошлины
на никель в зависимости от изменения
мировых цен.
Кроме того, при формировании
объема доходов федерального бюджета
были учтены изменения бюджетного законодательства
в части увеличения норматива
зачисления в федеральный бюджет
дохода от уплаты НДПИ на нефть и
газовый конденсат с 95 % до 100 %, фактически
полученной Банком России прибыли по
итогам года, остающейся после уплаты
налогов и сборов с 50 % до 75 %, зачисление
в федеральный бюджет доходов
от управления средствами Резервного
фонда и ФНБ.
При определении
объема доходов федерального бюджета
учтены изменения бюджетного законодательства,
повлиявшие на изменение нормативов
распределения доходов между
бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации.
В соответствии с
Соглашением между
В соответствии с
Федеральным законом от 9 апреля
2009 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации
и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» суммы залогов
и авансов в счет предстоящих
таможенных платежей, уплачиваемые участниками
внешнеэкономической
В связи с уточнением
ожидаемых итогов социально-экономического
развития Российской Федерации в 2010
году федеральными законами от 23 июля
2010 г. № 185-ФЗ и от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ
увеличены доходы федерального бюджета
на 2010 год.
При корректировке
прогнозируемого объема доходов
федерального бюджета помимо влияния
факторов, связанных с изменением
величины макроэкономических показателей,
были учтены следующие изменения
бюджетного законодательства и законодательства
Российской Федерации о налогах
и сборах: