Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:28, реферат

Описание

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения "финансы". Финансы - историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.
На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.
Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материа

Содержание

Содержание
Введение
1. Основные проблемы в функционировании финансовой системы РФ
2. Финансовая система зарубежных государств
3. Перспективы совершенствования финансовой системы в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансы и кредит.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Высшим  контрольным органом ФРГ в  области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета [4, c.154].  

Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим  целям экономической политики и  опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.  

3. Перспективы совершенствования  финансовой системы  в РФ 

Совершенствование финансовой системы должно проводиться не в отдельных ее составных частях, а систематически, т.е. всех элементов: банковского сектора, фондового рынка, госбюджета и т.д. рассмотрим основные направления изменения финансовой системы. 

Изменение финансовой политики в аспекте инновационного развития страны обусловливает решение ряда задач: повышение в течение среднесрочного периода (к 2011 г.) потенциала расходов бюджетной системы России до 50-55% ВВП (среднеевропейский уровень), направление его прироста (около 20% ВВП) на ускоренное инновационное развитие уже в предстоящем среднесрочном отрезке; переход к инновационно-инвестиционному типу антиинфляционной политики на основе эквивалентной и сбалансированной взаимосвязи потока денежных ресурсов и потока товарных (инновационных) ресурсов с активным развитием внутреннего инновационного рынка и интенсивным использованием инновационного потенциала мирового рынка, инновационного рынка отдельных развитых стран Запада и Востока [11, c.13]. 

Основные  факторы подавления инфляции лежат  в сфере инновационной деятельности предприятий и ускорения развития отечественного производства. Именно они обеспечивают достижение баланса между ростом денежного предложения и ростом товарного предложения. 

Следует оперативно пересмотреть политику использования  нефтегазовых доходов, преодолеть уклон в сторону их «стерилизации» и вымышленные, необоснованные опасения «перегрева» российской экономики и «голландской болезни». Нефтегазовые доходы - это главные конкурентные преимущества России в мировом развитии, поэтому политика их «стерилизации» под «лозунгом» антиинфляционной борьбы означает на деле «стерилизацию» наших преимуществ и блокирование ускоренного инновационного развития [11, c.13]. 

Чтобы не допустить развертывания нового платежного кризиса с неизбежным бартером и взаимозачетами, следует изменить федеральный закон о Центральном банке РФ и вменить ему функцию прямого кредитования коммерческих банков и предприятий по ставке рефинансирование ЦБ РФ бюджетного дефицита, федерального бюджета и бюджетов регионов-доноров. 

Учитывая  опыт реализации национальных проектов, позволивших синтезировать бюджетные  и материальные потоки, считать целесообразным многократное увеличение финансирования приоритетных национальных проектов (программ), как эффективного инструмента инвестиционно-социальной государственной политики. 

Повысить  качественность бюджетных проектировок и прогнозов правительственных  ведомств, поскольку опыт показывает, что фактические параметры бюджетных  доходов и расходов, бюджетного профицита, инфляции существенно не совпадают с законодательными или прогнозными, причем нередко сознательно заниженными, при этом оценка работы ведомств и применение мер ответственности к их руководству в этом аспекте не осуществляется [11, c.14]. 

Не следует  рассматривать как основательные аргументы финансовых властей против снижения ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 10-12%: уменьшение ставки НДС до 10% не привело бы к снижению доходов и расходов федерального бюджета, а только сократило бы бюджетный профицит в 2007 г. до 1184 млрд. руб. вместо 1796,1 млрд. руб., который был направлен в стабилизационный фонд [11, c.14]. 

Сокращение  бюджетного профицита для целей  инновационного развития за счет снижения налогового давления на бизнес излишнего  НДС и увеличения вложений в человеческий потенциал полностью отвечает цели повышения конкурентоспособности России и при правильной финансовой политике не несет никакой угрозы инфляции. 

Политика  новой финансовой стабилизации и  инновационного поворота нуждается  в пересмотре предельно либерализованного режима вывоза из страны государственного и частного, акционерного, в том числе банковского, капитала. Этот режим целесообразно модифицировать в отношении придания ему задач инновационного обеспечения экономического развития российской экономики и ограничить собственно бегство капитала в различных, в том числе скрытых, его формах [11, c.15]. 

В современной  финансовой системе России большую  роль играет банковский сектор. Он является основным источником денежных ресурсов для частных предприятий, одним из основных игроков на фондовом рынке. В этой связи хотелось бы выделить основные направления совершенствования банковского сектора в финансовой системе. 

1. Крайне  важно дальнейшее совершенствование  законодательства, определяющего полномочия  и возможности осуществления отдельных банковских операций небанковскими финансовыми институтами. 

2. Необходимо  увеличение как совокупного капитала  и реальных активов банковской  системы, так и отдельных коммерческих  банков. Активы российской банковской  системы в 2006 г. чуть превысили 342 млрд долл. Соотношение капитала банковского сектора и ВВП в России составляет всего 6,7%, тогда как в развитых странах этот показатель превышает 40%: доля активов банковского сектора-45% ВВП, в странах Еврозоны-265%, Японии - 550% (максимальный уровень достигнут в Швейцарии -910%) [8, с.16]. Что касается уровня концентрации российского банковского сектора, то он сопоставим с зарубежными странами: на долю пяти крупнейших российских банков приходится 43,6% совокупных активов банковской сферы, тогда как в странах Еврозоны этот показатель равен 41%, а в отдельных странах Восточной Европы - от 25% в Германии, до 75% во Франции и 80% в Нидерландах [8, с.16]. Однако в области регулирования сделок по слияниям и поглощениям в банковской сфере должна использоваться более осторожная политика. Можно ориентироваться на методы, используемые развитыми странами, в которых действуют ограничения как по максимальной величине рыночной доли создаваемого в результате слияния банка (не более 30-35% рынка), так и по совокупной доле четырех-пяти крупнейших банков страны (60-70%). 

3. Сохранение  ограничения доли участия иностранного  капитала. Согласно условиям вступления  России в ВТО, доля средств  нерезидентов повышена с 25 до 50% (в 1990-е гг. этот показатель составлял 12%), а затем планируется полностью отменить такое ограничение [8, с.17]. Для большинства развитых европейских стран характерна незначительная доля средств нерезидентов в банковском секторе (около 20%), при этом иностранным банкам разрешается осуществлять все виды банковских операций, но при выполнении требований по минимальной величине депозитов клиентов - физических лиц (например, не менее 100 тыс. долл.). Вместе с тем, следует признать позитивным решение о внесении в законодательство норм, определяющих уведомительный порядок приобретения одного процента акций кредитных организаций и разрешительный порядок приобретения более десяти процентов акций кредитных организаций как для резидентов, так и для нерезидентов. 

4. Необходимо  создать условия для долгосрочного долгового внешнего финансирования организаций, в том числе за счет расширения используемых инструментов лизинга, проектного финансирования и прочее. 

5. Сохранение  присутствия государства в нескольких  банках, осуществляющих кредитование реального сектора и физических лиц. 

6. Совершенствование  платежной системы страны. С одной  стороны, важным представляется  расширение Банком России системы  валовых расчетов в режиме  реального времени, совершенствование  системы тарифов, внедрение единых  стандартов электронных документов и др. С другой стороны, необходимы изменения в позиции Банка России по регулированию частных платежных систем, с помощью которых производятся внутри- и межбанковские расчеты (пока же банк выступает только в качестве консультанта) [8, с.17]. 

7. Содействие  созданию в стране специализированных  кредитных организаций: инвестиционных  и ипотечных банков, кредитных  союзов, функционирующих в том  числе на рынке микрокредитования  [8, с.18]. В развитых странах для  этих целей созданы специализированные инвестиционные банки, деятельность которых подпадает под особый режим законодательного регулирования, в том числе и в области налогообложения. 

8. Усиление  контроля за деятельностью коммерческих  банков со стороны регулирующих  органов, а также разработка и внедрение системы оценки и предотвращения рисков банковской системы и др. Определенные подвижки в этом направлении имеются: с 1 января 2008 года каждый коммерческий банк курируется представителем Центрального Банка России. 

9. Наладить  систему рефинансирования коммерческих банков, с предоставлением им возможности привлечения необходимых денежных средств на долгосрочной основе на внутреннем рынке, а не за рубежом. 

В отношении  фондового рынка большую роль играет программа совершенствования  и и регулирования развития фондового рынка на 2008-2012 гг.  

В данном документе в качестве основной цели развития фондового рынка на период до 2012 г. определены консолидация и  повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры. Действительно, без обладающих высокой устойчивостью, развитыми технологиями и достаточным собственным капиталом бирж, расчетно-депозитарных, клиринговых и учетных институтов, управляющих компаний, страховых компаний, пенсионных фондов, банков невозможно обеспечить аккумулирование, быстрое и эффективное распределение финансовых средств и активов, обеспечить их сохранность и рост, особенно в условиях быстро разворачивающихся и глубоких потрясений на ведущих зарубежных финансовых рынках, в мировой финансовой системе в целом [6, с.62]. 

Программа предполагает значительное повышение  качества работы, внутренней эффективности  перечисленных выше институтов финансовой инфраструктуры. В частности, это  подразумевает значительное улучшение  систем внутреннего контроля и управления рисками, обеспечение способности своевременно выявлять мошенничества, злоупотребления, конфликты интересов и обеспечивать соответствующие действия по предотвращению или ликвидации их негативных последствий [6, с.62]. В мире накоплен достаточно разработанный арсенал рекомендаций в отношении того, как организуется такая работа. Для того чтобы этот арсенал активно внедрялся и постоянно совершенствовался в российских институтах финансовой инфраструктуры, необходимы два фактора: во-первых, ужесточение контроля со стороны регулирующих органов за соблюдением этими организациями соответствующих стандартов и применение серьезных санкций за допущенные нарушения; во-вторых, значительное повышение прозрачности работы этих организаций, прежде всего управляющих компаний и банков. 

Мерами, которые приведут к общему повышению  прозрачности, должны стать как достижение организациями прозрачности информации о своей структуре собственности, о главных управленческих процессах  и решениях, составе ключевого  управленческого персонала, так  и своевременное публичное раскрытие результатов проверок деятельности этих организаций органами регулирования по основным параметрам. На наш взгляд, ни существующие в настоящее время санкции за нарушения, чреватые потерей этими организациями своей устойчивости и банкротством, ни раскрытие ими информации о важнейших аспектах своей деятельности, ни обнародование органами регулирования результатов проверок, прежде всего в случаях выявления серьезных нарушений, не обладают достаточно дисциплинирующей силой. 

Раскрытие соответствующей информации позволит инвесторам учитывать политику того или иного инвестиционного института в отношении рисков, в том числе рисков корпоративного управления эмитентов, и принять взвешенное решение в отношении передачи в управление своих средств, а инвестиционные институты это стимулировало бы к продуманному осуществлению управления принятых ими средств [6, с.63]. 

Консолидация  институтов финансовой инфраструктуры необходима. Однако она должна сопровождаться резким повышением эффективности работы антимонопольных органов и других органов государственного регулирования - как фондового рынка (ФСФР), так и банковского сообщества (Банк России). До сих пор в России всякая консолидация на любом рынке сопровождалась резким повышением цен, которые потребители были вынуждены платить за товары или услуги, предлагаемые такими укрупненными структурами. И это с учетом того, что тарифы на многие финансовые услуги и сейчас являются завышенными (достаточно вспомнить ставки по потребительскому кредитованию, размер вознаграждения некоторых управляющих компаний, штрафы за досрочный вывод средств и т. п.) [6, с.62]. Очевидно, что продолжение такой негативной традиции в условиях консолидации институтов финансовой инфраструктуры приведет не к расширению масштаба финансового рынка, а к концентрации вокруг небольшого числа богатых клиентов. В свою очередь это не будет способствовать устойчивости рынка и направлению средств рядовых граждан на инвестирование и накопление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовая система