Финансовая служба организации, ее роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:22, контрольная работа

Описание

Финансовая служба это единое целое – бизнес процессы, происходящие на предприятие должны находиться в руках одного человека. В связи с особенностями в практике работы, законодательстве, системе образования, традициями и.т.д. на сегодняшний момент – это Финансовый директор- главный бухгалтер, одно лицо, одна должность.

Содержание

Теоретический вопрос 12 Финансовая служба организации, ее роль в современных условиях. 2
Задача 2 Расчет показателей финансовой устойчивости предприятия (организации) 11
Задача 11 Оценка структуры баланса и выявление признаков потенциального банкротства 14
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 47.79 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Теоретический вопрос 12 Финансовая служба организации, ее роль в современных условиях. 2

Задача 2  Расчет показателей финансовой устойчивости предприятия (организации) 11

Задача 11 Оценка структуры баланса и выявление признаков потенциального банкротства 14

Список использованной литературы 17

 

 

 

Теоретический вопрос 12 Финансовая служба организации, ее роль в современных условиях.

 

Финансовая служба это единое целое – бизнес процессы, происходящие на предприятие должны находиться в руках одного человека. В связи с особенностями в практике работы, законодательстве, системе образования, традициями и.т.д. на сегодняшний момент – это Финансовый директор- главный бухгалтер, одно лицо, одна должность.

Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с  принципами управления, сформулированными  при развитом социализме. Эффективное  управление предприятием требует знания не только технологии принятия управленческих решений, но и организационной структуры, в которой эффективное управление будет возможно. Ключевая роль при  этом отводится финансовой службе. Традиционно сложившаяся структура  финансовой службы на российских предприятиях сегодня уже не отвечает требованиям  времени. Она является тенью, которое  бросает наше социалистическое прошлое.

Прямое  копирование структуры западных компаний также невозможно в связи [10, с.15-18]:

практикой работы;

законодательством;

системой  образования;

традициями, стереотипами и т.д.;

В настоящее  время в России нет единой концепции  построения организационной структуры  финансовой службы. Через взаимоотношения  финансового директора (директора  по финансам и экономике) и главного бухгалтера можно выразить три варианта построения концепции: главный бухгалтер  подчиняется финансовому директору (западная концепция); существуют главный  бухгалтер и финансовый директор (эклектическая концепция); финансовый директор - главный бухгалтер одна должность (российская концепция).

Западная  концепции построения организационной  структуры финансовой службы предполагает, что бухгалтерская служба во главе  с главным бухгалтером входит в финансовую службу, и главный  бухгалтер подчиняется финансовому  директору [8, c.10].

Рис.1  Взаимоотношения финансового директора и главного бухгалтера

Финансовый  директор является менеджером, главный  бухгалтер – технический специалист по ведению учета и составлению  финансовой отчетности. Взаимоотношения финансового директора и главного бухгалтера показано на рис. 1. Однако, в России применение данной концепции противоречит Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ  «О Бухгалтерском учете», согласно ст. 7 «Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации..». Кроме того, именно главный бухгалтер несет ответственность «… за движение имущества и выполнение обязательств», что подтверждается его подписью на документах - «…Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению». Таким образом, финансовый директор не несет никакой ответственности, так как в соответствии с российским законодательством под финансовыми документом не требуется подписи финансового директора [22 c.13].

Постановлением  Минтруда РФ от 12 ноября 2010г. № 75 в Квалификационный справочник введены должность и  должностная инструкция финансового  директора. Согласно этой инструкции основной задачей финансового директора является укрепление финансовой устойчивости предприятия.

Наиболее  подходящим выходом из создавшейся  ситуации является совмещение должности  главного бухгалтера и финансового  директора.

Отечественная практика сводится к наличию 3 подразделений: бухгалтерской службы, финансового  отдела и планово-экономического отдела. Эти подразделения представляют собой три группы разных людей: бухгалтеров, финансистов и экономистов, взаимоотношения  между ними были испорчены еще  в советские времена. Их взаимодействие в финансовой деятельности напоминают знаменитых лебедя, рака и щуку. В  зависимости от силы позиции руководителя службы - Финансового директора, Главного бухгалтера и начальника планово-экономического отдела (Главного экономиста), каждый из них натягивает одеяло в свою сторону  [15, c.17].

Задача  финансового отдела сводятся  к  следующим направлениям – поиск  денежных средства при их нехватке и поиск мест для вложения временно свободные денежные средства. Касса  и Расчетные счета - это бухгалтерская  служба, вследствие особенностей законодательства. В России же на предприятиях нет  обычно излишков денежных средств и  нет фондового рынка, где можно  было найти свободные средства. Поэтому  у наших финансистов нет работы на российских предприятиях.

К основным направлениям финансовой работы на предприятии относятся финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

Текущая оперативная деятельность финансовой службы предприятия предполагает следующие основные направления: расчеты с покупателями, поставщиками, претензионная работа с контрагентами в случае возникновения разногласий в осуществляемых расчетах, ведение кассовых и других банковских операций, финансово-кредитное и оперативное планирование и контроль, экономический анализ, операции с ценными бумагами. В зависимости от размеров предприятия и объемов деятельности по каждому из направлений численность работников финансовой службы может существенно отличаться, но перечисленные направления деятельности, как правило, характерны для любого предприятия независимо от его размеров. Оперативная работа финансовой службы призвана в первую очередь обеспечить получение (оплату) средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и предоставленные услуги. С этой целью контролируется процесс выпуска и отгрузки продукции, своевременное выставление счетов-фактур покупателям, своевременное и качественное оформление платежно-расчетных документов, а также выбор форм расчетов, обеспечивающих надежность оплаты [11, c.17].

Контрольно-аналитическая  работа финансовой службы на предприятии представляет собой одно из важнейших направлений деятельности. Без систематического и оперативного контроля за ранее принятыми управленческими решениями невозможно обеспечить достижение запланированных результатов, эффективную работу предприятия. Опыт оптимального управления свидетельствует о целесообразности выделения на крупных предприятиях специальной службы внутреннего контроля (аудита) за осуществляемыми хозяйственными и финансовыми процессами, состоянием экономики предприятия. В качестве основных объектов анализа выступают финансовое состояние, выполнение планов продаж, прибыли и рентабельности, качество использования основных фондов и оборотных средств.

Аналитическая работа финансовых служб  на предприятии направлена на выявление и мобилизацию резервов, экономию затрат и повышение эффективности использования всех имеющихся ресурсов. Прежде всего речь идет об изыскании возможностей наиболее рационального применения основных и оборотных фондов. В рыночных условиях особого внимания требуют вопросы организации продаж (сбыта) продукции, поскольку именно здесь, в конечном счете, формируется финансовый результат. Возможности собственного производства, отношения с покупателями, условия расчетов, ответственность сторон, претензионная работа - все это направления оперативной и контрольно-аналитической работы финансовых менеджеров, требующей знаний не только по организации финансов, но и специфики данного производства, особенностей взаимодействий служб и подразделений внутри предприятия и вне его [7, c.17].

Сопоставление достижений с показателями, заложенными  в бизнес-план, анализ процессов и ситуаций, лежащих в основе полученных результатов, позволяют разрабатывать комплекс адекватных мероприятий по корректировке ранее намеченного, обеспечивающих предприятию устойчивое финансовое положение и сохранение его позиций на рынке. Анализ и оценка финансово-экономических и производственных процессов, происходящих внутри предприятия и за его пределами, позволяют составлять прогнозы развития рыночных ситуаций и на их основе составлять производственные и финансовые планы. Моделирование ситуаций обеспечивает многовариантность планов, что снижает уровень принимаемых рисков. Тесное взаимодействие всех служб и подразделений предприятия, координация усилий со стороны финансистов обеспечивают четкую направленность на достижение запланированного результата всего коллектива работников. Это дает дополнительную мотивацию специалистам, нацеленность на эффективную совместную работу, служит основанием для разработки систем поощрения как всего коллектива, так и его отдельных членов [3, c.14].

Операционный анализ системы «затраты-выручка-прибыль» позволяет не только выявить взаимодействие каждого компонента, но и управлять с помощью финансов другими производными названной системы. Так, уровень доходности-рентабельности предполагает построение соответствующих систем управления затратами, ценообразования, налоговой политики, предопределяет своевременность и полноту расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами. С другой стороны, систематический контроль за поступающей выручкой, уровнем затрат и прибылью является залогом устойчивого финансового положения, нормального кругооборота ресурсов предприятия.

Рассмотрим  общую картину организации финансов на ЗАО «Автотранс».

Финансовый директор, как один из руководителей высшего звена, отвечает за конкретную область деятельности предприятия — экономику и финансы — и, следовательно, осуществляет руководство всей финансово-экономической службой данного предприятия. Финансовый директор подчиняется генеральному директору, его основная задача сводится к управлению финансово-экономическим состоянием предприятия, разработке финансовой политики и укреплению финансовой устойчивости.

В реализацию этой задачи, в частности, входит:

  • разработка системы бюджетов, а также построения унифицированных аналитических балансов;
  • управление финансовыми потоками и составление бюджета собственных денежных средств, достижение профицита платежного баланса;
  • анализ финансовой устойчивости на основе баланса движения дохода, имущества и финансовых ресурсов предприятия, построения графика финансовой устойчивости и определение отклонений от требований, предъявляемых банком к заемщику кредитных ресурсов;
  • экономическое обоснование производственной программы и бизнес-планов с целью оптимизации величины платежного ресурса и накопленного долга;
  • контроль за финансовым рычагом в структуре активов и капитала, обоснование потребности в собственных и заемных денежных средствах;
  • управление оборотным капиталом;
  • экономическое прочтение бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, оперативной и управленческой отчетности;
  • контроль за движением материальных, финансовых и документарных потоков;
  • текущее и оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия в реальном режиме времени;
  • координация работы и руководство финансово-экономической службой, ее подразделениями, разработка механизма взаимодействия с другими службами и подразделениями;
  • разработка стандартов на документы внутренней отчетности;
  • разработка методических положений, должностных инструкций и системы премирования;
  • формирование надежной и гибкой организационной структуры управления финансово-экономической службы, а также подбор персонала, его обучение и аттестация и т.д.

Финансовый директор на ЗАО «Автотранс» имеет экономической и бухгалтерское образование, а так же большой опыт работы в соответствующей должности на крупных коммерческих предприятиях и соответствующих методических наработок. Весь этот «багаж» знания и опыта, он умело применяет на ЗАО «Автотранс», создав при этом хорошо отлаженный механизм движения материальных, финансовых и документарных потоков, а так же отлаженную работоспособную структуру управления финансовой службы.

Эта организационная структура  регламентируется положением о финансово  службе и должностными инструкциями ведущих специалистов:

бухгалтерия несет ответственность  за ведение бухгалтерского, финансового и налогового учета, подготовку отчетности и применение действующих стандартов учета;

финансовая группа ведет учет собственного и заемного капитала, решает вопросы  кредитования и инвестиций, анализирует  доходность проектов, акций и соответствующие риски, определяет потребность в оборотных средствах и направления вложения собственного капитала;

аналитическая группа осуществляет текущее  и оперативное управление, анализ и оценку финансовой устойчивости предприятия  на основе документов внутренней отчетности, анализа и аудита;

отдел автоматизации нацелен на повышение эффективности работы предприятия за счет автоматизации расчетов, установки различных программных продуктов и разработки алгоритмов, а также создания внутренней информационной сети, профилактики оборудования и защиты базы данных.

Новым в организационной структуре  управления финансово-экономической  службы является аналитический отдел  — отдел внутренней отчетности, анализа и аудита, поскольку бухгалтерия  финансовый отделы существовали и раньше со своими устоявшимися и традиционными задачами, а создание такого отдела вызвано необходимостью проведения управленческого учета, анализа и аудита, оперативного и текущего управления в реальном режиме времени при существующем уровне автоматизации расчетов и методическом обеспечении.

Такой подход в функционировании организационной  структуре финансового отдела ЗАО «Автотранс» позволяет понять весь объем работ, осуществляемых этой службой, разграничение полномочий, а также документооборот и показатели, за которые отвечает тот или иной отдел. В свою очередь, укрупненная система бюджетов и отчетов, действующая между финансовым и аналитическим отделами, дает возможность судить в комплексе о движении всех информационных потоков в разбивке на материальные, финансовые и документарные. Из этих информационных потоков формируется сводный перечень входных и выходных документов с указанием исполнителей и сроков представления, в основу которого положены часто повторяющиеся задачи, а поэтому механизм решения этих задач процедурно отработан.

Информация о работе Финансовая служба организации, ее роль в современных условиях