Финансовая стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Финансовое состояние предприятия - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.
Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче - увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.
Таким образом, устойчивое финансовое положение формируется всей экономической деятельностью предприятия, а его уровень свидетельствует о качестве управления и, в частности, финансового управления.

Работа состоит из  1 файл

и еще пример газпром.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач, другими словами - достижение частных стратегических целей.

Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия. Например, взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на год. Оперативная финансовая стратегия - это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами, т.е. стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности; разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает:

-валовые доходы и поступления средств: расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам;

-валовые расходы: платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками.

Такой подход создает возможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами.

Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени. Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Выработка финансовой стратегии развития предприятия обеспечивает эффективное распределение и использование всех ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение предприятия на рынке в конкурентной среде. Финансовая стратегия предприятия состоит из кредитной стратегии (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками), и инвестиционной стратегии (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных направлений финансирования, размещение мобилизованных средств);

 

1.5 Основные принципы финансовой стратегии организации

В процессе разработки финансовой стратегии предприятия необходимо руководствоваться тремя основными принципами:

- простота;

- постоянство;

- защищенность.

Простота финансовой стратегии предприятия предполагает, что она должна быть элементарна по своему построению для восприятия всеми сотрудниками предприятия вне зависимости от того, в каком подразделении они работают. Это позволяет надеяться, что действия всех работников предприятия будут направлены на достижение общих целей его развития.

Постоянство финансовой стратегии предприятия обусловлено тем, что в случае коренных изменений в процессе реализации другие функциональные подразделения предприятия не смогут сразу перестроиться, что приведет к «дисбалансу» в функционировании предприятия.

Защищенность финансовой стратегии предприятия предполагает, что она спроектирована с определенным «запасом прочности», учитывая возможные возмущения внешней среды. Наличие финансовых резервов, четкая скоординированность функциональных стратегий и означает с точки зрения реализации стратегических целей развития.

 

1.6 Финансовое планирование

Успешная реализация финансовой стратегии в значительной степени определяется становлением и развитием системы финансового планирования, включающей кратко-, средне- и долгосрочное планирование.

Долгосрочное финансовое планирование должно предусматривать планирование структуры капитала и его связанности. Оно тесным образом связано с инвестиционным планированием.

Главная задача долгосрочного финансового планирования – обеспечить предприятию долгосрочное структурное равновесие. Это дает возможность при возникновении определенного дисбаланса принимать своевременные меры. Целью структурного поддержания ликвидности является обеспечение предприятию возможности финансировать свою деятельность путем привлечения собственного, заемного капитала. Потенциальные кредиторы предприятия оценивают его на основе использования специальных финансовых показателей, таких как, коэффициент ликвидности. В рамках долгосрочного финансового планирования следует заложить определенную сбалансированность планов. Финансовая система балансов на перспективу основана на инвестиционных бизнес-проектах, рассчитанных с учетом дисконтированных денежных потоков средств, авансированных за счет собственных и заемных капитализированных ресурсов.

Планирование структуры баланса позволяет оценивать финансовые возможности предприятия и на ранних стадиях предсказывать потенциальную готовность кредиторов предоставлять заемный капитал. Вместе с тем планирование структуры баланса не может отразить. Находятся ли в состоянии равновесия долгосрочные поступления и выплаты в сфере оборота инвестиций и долгосрочного финансирования для того же планируемого периода. Для этих целей долгосрочное балансовое финансирование необходимо дополнить обобщенным (интегрированным) финансовым планированием, ориентированным на потоки платежей.

Долгосрочное финансовое планирование должно дополняться среднесрочным, предусматривающим уточнение планируемых выплат и поступлений, их объемов и сроков. В содержательном отношении среднесрочный финансовый план деятельности предприятия должен предусматривать согласование и контроль за выплатами и поступлениями по всем сферам его деятельности. Вследствие этого данный план выполняет интегрирующую функцию. Среднесрочный финансовый план должен иметь скользящий характер, который ориентируется на основные потоки платежей на предприятии. Этот план должен служить основой для обеспечения текущей ликвидности и дополнять долгосрочный финансовый план. Кроме того, среднесрочный финансовый план должен предоставлять возможность для своевременного распознавания либо недостатка, либо избытка финансовых средств на предприятии. Примерная структура среднесрочного финансового плана представлена в таблице 1.1

                                                                                                   

                                                                                                Таблица 1.1

Примерная структура среднесрочного финансового плана приведена

п/п

Наименование раздела

Содержание

1

Оборот

В данном разделе находит отражение основной финансовый поток предприятия, который обеспечивает текущие поступления с оборота, соответствующие его текущей деятельности.

2

Текущие внешние для предприятия платежи

Этот раздел отражает платежи предприятия, которые не связаны непосредственно с его основной деятельностью

3

Инвестиционная деятельность

В данном разделе плана отражаются поступления и выплаты от долгосрочной инвестиционной деятельности предприятия

4

Платежи, связанные с заемным финансированием

В данном разделе планируются все поступления и выплаты – погашение долгов и получение новых кредитов, которые должны произойти в течении планируемого периода.

5

Платежи от неосновной деятельности

В данном разделе планируются поступления и выплаты от неосновной для предприятия деятельности, которые влияют на результаты его функционирования.

6

Налоговые платежи

Данный раздел отражает планируемые выплаты налогов

7

Прочие платежи

В данном разделе планируются преимущественно дивидендные платежи для акционерных обществ, а также возможные поступления от увеличения собственного капитала.

 

Наиболее детальное финансовое планирование осуществляется в рамках краткосрочного финансового плана. Этот план должен отражать финансовые резервы, которыми может располагать предприятие. В качестве таких резервов могут предусматриваться:

- ликвидные средства, которые превышают заранее предусмотренную величину;

- мобилизованное имущество предприятия (например, средства от продажи финансовых активов);

- расширение кредитных линий;

- краткосрочное расширение базы собственного капитала предприятия.

 

2.ФИНАНСОВАЯ  СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ  НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»

2.1 Характеристика предприятия

Основой для исследования  финансовой стратегии предприятия является финансовая отчетность предприятия. В нашем случае таковой отчетностью является баланс ОАО «Газпром» за 2005, 2006,2007,2008 года. Открытое акционерное общество "Газпром" - крупнейшая газовая компания мира, занимающаяся геологоразведкой и добычей газа, его транспортировкой и переработкой, а также реализацией газа в России и за ее пределами. "Газпром" располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских - 60%. Запасы газа "Газпрома" оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость - в 182,5 млрд долларов. На "Газпром" приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. В 2006 году предприятия Группы "Газпром" добыли 556 млрд куб. м, что на 1 млрд. куб. м выше уровня добычи в 2005 году. "Газпрому" принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа - Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы "Газпром" обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 году поставку 316,3 млрд куб. м газа в 79750 населенных пунктов России. "Газпром" экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2006 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии - 101 млрд. куб. м.

По уровню рыночной капитализации Газпром вошел в пятерку крупнейших энергетических компаний мира. Основным видом хозяйственной деятельности ОАО “Газавтоматика” ОАО “Газпром” (головная организация) является проведение НИОКР и инжиниринговых работ, которые составляют 97 % выручки от продажи продукции (работ, услуг) Общества. НА данном этапе, ОАО “Газавтоматика” ОАО “Газпром” занимает ведущее место в области автоматизации управления предприятиями газовой промышленности, осуществляет разработку, производство, внедрение на объектах газовой промышленности специальных средств измерений, систем автоматики и телемеханики, создает информационные автоматизированные системы управления различного уровня, проводит монтажно-наладочные работы, техническое обслуживание систем и средств автоматизации, метрологическое обеспечение средств измерений.

 

2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Источником информации для анализа хозяйственной деятельности является бухгалтерская и статистическая отчётность предприятия за 2005-2008 года, в частности: "Бухгалтерский баланс" - форма №1; "Отчёт о прибылях и убытках" - форма №2. Исходные данные для анализа производственной деятельности представлены в таблице 2.1, при этом производится расчет темпов изменения показателей с помощью базисного индекса.

Базисный индекс рассчитывается по формуле 2.2.1

,(1)

где I0 – базисный индекс показателя;

П - значение исследуемого показателя в отчетном периоде, тыс.руб.;

П0 – значение исследуемого показателя в базовом периоде, тыс. руб.

Среднее значение показателя определяется по формуле 2.2.2

, (2)

где  - среднее значение показателя в исследуемом периоде, тыс.руб.;

П1, П2…Пn – значение показателя за соответствующий период, тыс.руб.;

n – количество анализируемых периодов.

                                                                                                        Таблица 2.1

Динамика абсолютных показателей деятельности ОАО "Газпром"

Показатель

Ед.

Измер.

Периоды исследования

Среднее значение

2005 год.

2006 год

2007 год

2008 год

1

2

3

4

5

6

7

Выручка

абс.

630 093 974

870 815 385

1 185 836 552

1 238 200 696

981236652

баз.

1

1,382040491

1,361754251

1,044157978

1,19698818

Стоимость

основных средств

абс.

2229550813

2621661110

2645448112

3304293805

2700238460

баз.

1

1,175869639

1,009073256

1,249048806

1,108497925

Стоимость оборотных средств

абс.

996329975

1053049511

1326338156

1 718 131 749

1273462348

баз.

1

1,056928465

1,259521174

1,29539495

1,152961147

Среднесписочная

численность

абс.

3000

3502

3547

3804

3463,25

баз.

1

1,01285

1,072456

1,167333

1,063159599

Себестоимость

в т.ч. по статьям

абс.

-230 230 566

-312 051 897

-431 706 449

-520 822 541

-373702863,3

баз.

1

1,355388654

1,383444399

1,206427521

1,236315143

Материальные

затраты

абс.

115 115 283

156025948,5

215853225

260411271

129293790,4

баз.

1

1,355388654

1,383444402

1,20642752

0,558620817

Затраты на

оплату труда

абс.

80 580 698

109218164

151097257

182287889

90505653

баз.

1

1,355388656

1,383444397

1,20642752

0,558620815

Амортизация

абс.

4604611

6241038

8634129

10416451

5171751,75

баз.

1

1,355388761

1,383444389

1,206427539

0,558620792

Прочие затраты

абс.

29929974

40566747

56121838

67706930

33616385,25

баз.

1

1,355388648

1,383444376

1,206427523

0,558620813

Прибыль (убыток)

от продаж

абс.

228 081 156

375 891 106

318 119 690

651 921 053

393503251,3

баз.

1

1,64805858

0,846308106

2,049294883

1,385915392

Информация о работе Финансовая стратегия предприятия