Финансовое планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:18, лекция

Описание

Необходимость и сущность финансового планирования.
Виды финансовых планов.
Методы финансового планирования.
Финансовое прогнозирование, его содержание. Виды прогнозов.

Работа состоит из  1 файл

Лекция по фин. Фин.план.и прогн..docx

— 24.60 Кб (Скачать документ)

Тема  №4: «Финансовое планирование и прогнозирование»

      1. Необходимость и сущность финансового планирования.
      2. Виды финансовых планов.
      3. Методы финансового планирования.
      4. Финансовое прогнозирование, его содержание. Виды прогнозов.

    Финансовое  планирование – это деятельность по принятию решений, ориентированных на будущее.

1.  Необходимость и сущность финансового планирования.

Эффективное управление финансами возможно при  наличии планирования всех финансовых потоков, процессов и отношений.

Финансовое  планирование является исходной функцией управленческой деятельности. Оно призвано заложить основные ориентиры в функционировании и развитии территориального образования  или хозяйствующего субъекта на определенный срок.

Необходимость финансового планирования обусловлено  относительно самостоятельным движением  денежных средств, неопределенностью  рыночной среды и активным воздействием финансов на общественное воспроизводство.

Финансовое  планирование представляет собой составную  часть планирования экономики.

Специфика финансового планирования состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность экономических субъектов, а их финансовая деятельность (совокупность финансовых отношений), связанная с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.

Субъектом выступают органы управления финансами.

Финансовое  планирование основывается на системе  показателей, позволяющих определить   (спрогнозировать) социально-экономическое  развитие страны, региона, муниципального образования или конкретного  хозяйствующего субъекта, определить объем финансовых ресурсов, структуру  доходов и расходов, уровень дефицитности и так далее.

Цель  финансового планирования: обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес планами, с учетом рыночной конъюнктуры (ситуации на рынке) и тенденций развития.

В ходе финансового планирования решаются следующие задачи:

  1. Определение объема финансовых ресурсов и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий. Выявление резерва роста доходов.
  2. Определение объема и направление использования финансовых ресурсов, их ранжирование. Выявление экономики при осуществлении расходов.
  3. Обеспечение сбалансированности материальных, трудовых и денежных ресурсов.
  4. Установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными денежными фондами.

(Конкретные  задачи финансового планирования  определяются финансовой политикой.)

Финансовое  планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. (Романовский) 

Сбалансированностьоптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налогов и после уплаты по предприятиям, отраслям, регионам.

Финансовое  планирование – совокупность мероприятий  органов управления финансами по определению объема финансовых ресурсов, их распределению в рамках заданных пропорций для достижения и поддержания  сбалансированности и фин. устойчивости.

Значение:

финансовое  планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

обеспечивает  финансовыми ресурсами соц-экономические процессы;

позволяет определить жизнеспособность намеченных проектов.

Финансовое  планирование связано с одной  стороны с предотвращением ошибочных  действий в области финансов, с  другой стороны – с уменьшением  числа неиспользованных возможностей.

2. Виды финансовых планов

Финансовое  планирование осуществляется посредством  составления финансовых планов разного  объема, содержания и назначения.

Финансовый  план – это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и расходования финансовых ресурсов на планируемый период.

В зависимости  от горизонта планирования финансовые планы делятся на: перспективные, текущие и оперативные (в отечественной литературе).

Перспективный (или долгосрочный) охватывает период 3-5 лет. Он составляется по укрупненным  показателям (объем ВВП, ВНП, НД, уровень  инфляции, объем доходов и расходов консолидированного бюджета…), определяет пропорции развития, темпы расширенного воспроизводства. Очень часто перспективное  планирование отождествляют с прогнозированием.

Текущий охватывает финансовый год с 1.01. по 31.12., представляет собой конкретизацию  прогнозов.

Оперативный составляется для контроля за движением  фин.ресурсов на квартал, месяц, декаду.

В западной идеологии рассматриваются 2 уровня фин. плана: стратегический и тактический.

Стратегический  план представляет собой систему  целей финансовой деятельности в  виде общих количественных ориентиров.

Тактический – содержит конкретные мероприятия  по реализации стратегических направлений.

В зависимости  от субъектов планирования выделяют финансовые планы на макро- и на микроуровне.

К финансовым планам на макроуровне относят бюджетные планы, в том числе федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов. 

Бюджет  как финансовый план представляет собой  роспись доходов и расходов органов  государственной власти и местного самоуправления. В бюджете отражается движение доходов и расходов, их структура, формы и методы их образования.

Начиная с 2008 г. бюджеты формируются и  утверждаются на 3летний период.

Они составляются органами исполн. власти на основе бюджетного послания Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития страны и основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Бюджеты предназначены для фин.обеспечения  расходных обязательств органов  гос. власти и МСУ. Они утверждаются орг. Законодательной власти в форме закона или решения (на местном уровне).

Бюджеты формируются в целях удовлетворения общественных потребностей, а

бюджеты государственных внебюджетных фондов в целях реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинскую  помощь.

Одним из направлений бюджетной реформы (Концепция реформирования бюджетного процесса Постановление Правительства  №249 от 22 мая 2004)

 является  разработка и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Под бюджетированием понимается система формирования и исполнения бюджета, отражающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами. Ст. «Финансы» №8/2008 год (БОР как инструмент…)

На  микроуровне к ф/планам относят баланс доходов и расходов, сводный бюджет организации, смету доходов и расходов, бюджетную смету.

Гл.целью  фин. планирования в ком. Орг. Является обоснование стратегии его развития с позиции компромисса между  доходностью и риском, а т/же определение  необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.

Ком. организации  составляют баланс доходов и расходов на календарный год с поквартальной  разбивкой. Он отражает действительное движение денежных средств, притоки  и оттоки денежных средств по всем направлениям деятельности, что позволяет  контролировать реальность поступления  средств и обоснованность расходов, определить потребности в заемных  средствах. Баланс включает информацию о состоянии и объеме фин.ресурсов и их использовании: 1 р. – Доходы и пост; 2 р. – Расх. И отчисления; 3 р. – Платежи в бюджет и ВБФ. Фин.план д.б. сбалансирован. Для проверки правильности расчетов показателей баланса к нему составляется проверочная таблица, по строкам – детализируются виды и объемы ф/рес., а по графам - направления их использования.

В современных  условиях коммерческие организации  разрабатывают бюджеты. Система  бюджетов включает бюджеты структурных  подразделений, налоговый бюджет, бюджет движения денежных средств, бюджет доходов  и расходов. Порядок формирования сводного бюджета представлен в  уч. Грязной (109) и Романовского(408 стр.). Значение бюджетирования: повышение управляемости, обеспечение прозрачности финансовых потоков, получение оперативной информации, снижение затрат, принятие грамотного решения о расширении деятельности.

 Финансовое  планирование некоммерческих организаций  осуществляется в форме сметы  доходов и расходов. Целью составления  финансовых планов неком. орг-ми является определение объема финансовых ресурсов, необходимых для выполнения уставных целей и задач.

Бюджетные учреждения разрабатывают бюджетную  смету (ст. 221 БК)+ уч. Грязновой

 3. Этапы и методы финансового планирования.

Финансовое  планирование охватывает несколько  этапов:

    1. Анализ показателей финансового плана (за предыдущий и текущий период)
    2. Расчет плановых показателей
    3. Составление финансового плана как документа.

    На 1этапе ф/пл. применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей, выявить основные закономерности и тенденции развития, а также резервы роста финансовых ресурсов. В рамках экономического анализа проводится

    Горизонтальный  анализ (динамика, темпы роста),

    вертикальный (структура, доля отдельных показателей  в общем объеме, сравнить плановые показатели с фактическими),

    факторный (выявить влияние отдельных факторов на финансовые показатели) и другие виды анализа.

    На втором этапе осуществляется расчет плановых показателей. Он базируется на использовании прогнозных документов, когда уточняются и конкретизируются прогнозные показатели, определяются различные варианты финансовых планов и выбирается оптимальный.

    Несколько методов:

а) Метод экстраполяции. Базовые показатели корректируются на относительно устойчивый темп их роста (метод от достигнутого). Очень простой.

    Недостатки:

    • Не ориентирует на выявление роста доходов
    • Не способствует экономии финансовых ресурсов
    • Не учитывает влияние отдельных факторов в плановом периоде

б) Нормативный. Расчет плановых показателей осуществляется на основе заранее установленных норм и нормативов. Такие нормативы: ставки налогов, нормы амортизационных отчислений, МРОТ и другие.

При помощи норм и нормативов регулируются финансовые взаимоотношения государства с  хозяйствующими субъектами и населением. Финансирование затрат на нормативной  основе распространяется на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, ЖКХ.

в) Программно-целевой. Расчет плановых показателей осуществляется в рамках бюджетной программы. Для программ характерно наличие цели, четко сформулированных задач, определение источников финансирования, сроков реализации и конечный результат.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование