Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение финансового планирования предприятия, рассмотрение процесса разработки бизнес-плана, методов финансового планирования, видов финансовых планов и их роль в управлении предприятием.
Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана………………………..4
1.1. Понятие и сущность финансового планирования………………………..4
1.2. Содержание бизнес-плана и его роль в деятельности предприятия…….5
1.3. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………………...16
2. Методы финансового планирования………………………………………..18
2.1. Основные методы финансового планирования…………………………18
2.2. Этапы финансового планирования……………………………………….20
3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……….24
3.1. Стратегическое финансовое планирование……………………………...24
3.2. Текущее финансовое планирование……………………………………...26
3.3. Оперативное финансовое планирование…………………………………29
Заключение…..…………………………………………………….……….…….33
Список использованной литературы……….………………………….……….34
Все
три вида финансового планирования
находятся во взаимосвязи и осуществляются
в определенной последовательности. Первоначальным
этапом финансового планирования является
перспективный план, который определяет
задачи текущего планирования. В свою
очередь, текущее планирование финансовой
деятельности создает основу для эффективного
оперативного планирования.[4, c.237]
3.1. Перспективное финансовое планирование
Этот тип финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.
Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств. С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:
Надо
отметить, что на всех этапах финансового
планирования, огромное значение имеет
использование правдивой и реальной информации
о состоянии предприятия, а также его текущей
деятельности.
3.2. Текущее финансовое планирование
Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. Разработку финансового плана целесообразнее начинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённый результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия.
Разработка этого плана происходит в несколько этапов:
Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя методами:
Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.
Процесс текущего финансового планирования обычно начинается с прогнозирования объема будущих продаж. Правильно определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, а также для эффективного распределения средств и должного контроля над запасами. Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогноз продаж составляется на период от года до пяти лет. В свою очередь годичные планы разбиваются на квартальные и месячные. Чем короче периоды прогноза продаж, тем точнее и конкретнее должна быть информация, содержащаяся в них. Прогнозы продаж могут быть рассчитаны в натуральном и денежном выражении. В любом случае они являются хорошим инструментом, помогающим определить влияние таких факторов, как: цена, объем производства и инфляция на потоки наличности предприятия.
Бюджет – это главный финансовый план компании. Общий, или главный бюджет включает:
Основные этапы подготовки бюджета:
Эта схема представляет собой упрощенную схему составных частей
общего
бюджета фирмы.
3.3.
Оперативное финансовое
планирование
В целях контроля за поступлением фактической выручки и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее.
Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов [4, с. 339]. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите. Целью разработки платежного календаря является определение конкретной последовательности и сроков осуществления всех расходов предприятия, что позволяет сбалансировать потоки денежных средств и обеспечить своевременное перечисление платежей в бюджет и нормальное финансирование хозяйственной деятельности. При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно взаимодействует с бухгалтерской службой, которая обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия (организации), об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, а также о расчетах с поставщиками и подрядчиками. В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Информационной базой платежного календаря выступают: план реализации продукции; смета затрат на производство; план капитальных вложений; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; договоры; внутренние приказы; график выплаты заработной платы; счета-фактуры; установленные сроки платежей для финансовых обязательств. Процесс составления платежного календаря можно разделить на шесть этапов:
Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями будет означать недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры: перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период; ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции; принять меры по изысканию дополнительных источников. Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги.
Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план. Кассовый план (бюджет) – это план оборота наличных денежных средств предприятия, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу [3, с. 253].
Регулярное составление и исполнение кассового плана призвано обеспечить финансовый контроль за движением наличных денежных средств на предприятии, их эффективное использование и своевременное получение.Кассовый план начинает разрабатываться на предстоящий квартал в рублях, как правило, за 50 дней до начала планируемого квартала. Следует иметь в виду, что примерно в эти же сроки, - за 45 дней до начала следующего квартала, коммерческие банки обычно требуют предоставления кассового плана от своих клиентов юридических лиц [3, с. 254].
Коммерческий банк анализирует достоверность показателей кассового плана и в необходимых случаях (с согласования предприятия) производит корректировку расчета [6, с. 285]. Кассовый план предприятия, фирмы, компании, как оперативный плановый финансовый документ для внутреннего пользования, выступает как план движения наличных денег и состоит из четырех разделов.