Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - изучение финансового планирования предприятия, рассмотрение процесса разработки бизнес-плана, методов финансового планирования, видов финансовых планов и их роль в управлении предприятием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана………………………..4
1.1. Понятие и сущность финансового планирования………………………..4
1.2. Содержание бизнес-плана и его роль в деятельности предприятия…….5
1.3. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………………...16
2. Методы финансового планирования………………………………………..18
2.1. Основные методы финансового планирования…………………………18
2.2. Этапы финансового планирования……………………………………….20
3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……….24
3.1. Стратегическое финансовое планирование……………………………...24
3.2. Текущее финансовое планирование……………………………………...26
3.3. Оперативное финансовое планирование…………………………………29
Заключение…..…………………………………………………….……….…….33
Список использованной литературы……….………………………….……….34

Работа состоит из  1 файл

Финансовое планирование на предприятии.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

 

      Все три вида финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются  в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является перспективный план, который определяет задачи текущего планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для эффективного  оперативного планирования.[4, c.237]  

3.1. Перспективное финансовое  планирование

     Этот тип финансового  планирования используется для определения  важнейших показателей, пропорций  и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный  характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.  Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

     Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое  определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных  тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

     Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

  • прогноза отчета о прибылях и убытках;
  • прогноза движения денежных средств;
  • прогноза бухгалтерского баланса.

     Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

     Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств. С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

     После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:

  • определение источников долгосрочного финансирования;
  • формирование структуры и затрат капитала;
  • выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Надо  отметить, что на всех этапах финансового  планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности. 

3.2. Текущее финансовое  планирование

    Текущее финансовое планирование является планированием  осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

    Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. Разработку финансового плана целесообразнее начинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённый результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия.

    Разработка  этого плана происходит в несколько  этапов:

  • рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений
  • определяется сумма затрат
  • определяется выручка от реализации продукции.

    Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя методами:

  • прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.
  • косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом этого метода является прибыль.

    Заключительным  документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец  планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.

    Процесс текущего финансового планирования обычно начинается с прогнозирования  объема будущих продаж. Правильно  определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, а также для эффективного распределения средств и должного контроля над запасами. Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогноз продаж составляется на период от года до пяти лет. В свою очередь годичные планы разбиваются на квартальные и месячные. Чем короче периоды прогноза продаж, тем точнее и конкретнее должна быть информация, содержащаяся в них. Прогнозы продаж могут быть рассчитаны  в натуральном и денежном выражении. В любом случае они являются хорошим инструментом, помогающим определить влияние таких факторов, как: цена, объем производства и инфляция на потоки наличности предприятия.

Бюджет  – это главный финансовый план компании. Общий, или главный бюджет включает:

  • прогнозный балансовый отчет;
  • прогнозный отчет о прибылях и убытках;
  • кассовый план фирмы.

        Основные этапы подготовки бюджета:

    1. подготовка прогноза продаж;
    2. определение ожидаемого объема производства:
    3. расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов;
    4. определение движения денежных средств и расчет финансовых показателей;
    5. составление планируемых финансовых отчетов.

Эта схема  представляет собой упрощенную схему  составных частей

общего  бюджета фирмы. 

3.3. Оперативное финансовое планирование 

    В целях контроля за поступлением фактической  выручки и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее.

    Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов [4, с. 339]. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите. Целью разработки платежного календаря является определение конкретной последовательности и сроков осуществления всех расходов предприятия, что позволяет сбалансировать потоки денежных средств и обеспечить своевременное перечисление платежей в бюджет и нормальное финансирование хозяйственной деятельности. При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно взаимодействует с бухгалтерской службой, которая обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия (организации), об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, а также о расчетах с поставщиками и подрядчиками. В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

  • организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
  • формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;
  • ежедневный учет изменений в информационной базе;
  • анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
  • расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной нестыковки денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
  • расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;
  • анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия [6, с. 280].

    Платежный календарь составляется на квартал  с разбивкой по месяцам и более  мелким периодам. Информационной базой  платежного календаря выступают: план реализации продукции; смета затрат на производство; план капитальных вложений; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; договоры; внутренние приказы; график выплаты заработной платы; счета-фактуры; установленные сроки платежей для финансовых обязательств. Процесс составления платежного календаря можно разделить на шесть этапов:

  1. происходит выбор периода планирования – это квартал или месяц, а на предприятии, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декады);
  2. планирование объема реализации продукции осуществляется с помощью специальной методики с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменения остатков годовой продукции;
  3. производится расчет объема возможных денежных поступлений (доходов);
  4. оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде;
  5. определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;
  6. подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток средств или излишек.

    Превышение  планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями будет означать недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры: перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период; ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции; принять меры по изысканию дополнительных источников. Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут  быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги.

    Кроме платежного календаря на предприятии  должен составляться кассовый план. Кассовый план (бюджет) – это план оборота наличных денежных средств предприятия, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу [3, с. 253].

    Регулярное  составление и исполнение кассового  плана призвано обеспечить  финансовый контроль за движением наличных денежных средств на предприятии, их эффективное использование и своевременное получение.Кассовый план начинает разрабатываться на предстоящий квартал в рублях, как правило, за 50 дней до начала планируемого квартала. Следует иметь в виду, что примерно в эти же сроки, - за 45 дней до начала следующего квартала, коммерческие банки обычно требуют предоставления кассового плана от своих клиентов юридических лиц [3, с. 254].

    Коммерческий  банк анализирует достоверность  показателей кассового плана  и в необходимых случаях (с  согласования предприятия) производит корректировку расчета [6, с. 285]. Кассовый план предприятия, фирмы, компании, как оперативный плановый финансовый документ для внутреннего пользования, выступает как план движения наличных денег и состоит из четырех разделов.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии