Финансовое планирование в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматривается понятия «финансовое планирование» и «финансовое прогнозирование», их место в системе управления финансами, описываются их основные цели и задачи, субъекты и объекты, методы осуществления. Рассмотрены основные виды финансовых планов и их особенности как на макро-, так и на микроуровне, определено место финансового плана в бизнес-плане. Показаны этапы финансового планирования и прогнозирования. Также, выявлены основные проблемы финансового планирования в Российской федерации и направления его совершенствования.



Введение
Любая экономическая деятельность представляет собой сложное явление, которое предусматривает постоянное взаимодействие между хозяйствующими субъектами. В их распоряжении находятся различные ресурсы — материальные, финансовые, трудовые. Для успешной деятельности хозяйствующим субъектам необходимо осуществлять управление своими ресурсами, в т.ч. и финансовыми. Под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Управление финансами представляет собой процесс воздействия на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Неотъемлемой частью управления финансами является финансовое планирование и прогнозирование.
В процессе финансового планирования определяется сколько, когда, из каких источников поступит финансовых ресурсов и в каких объемах, по каким направлениям и когда эти ресурсы будут израсходованы. Финансовое планирование и прогнозирование имеют свою методологию. Их объектом являются финансовые ресурсы и финансовые отношения. Субъектами — как органы государственной власти, так и отдельные хозяйствующие субъекты или их подразделения. Результатом финансового планирования является составление финансового плана. Финансовое планирование производится как на макро-, так и на микроуровне.
Финансовое планирование в системе управления играет исключительную роль, поскольку с его помощью можно комплексно охарактеризовать все стороны деятельности хозяйствующего субъекта, связанные с планомерным формированием и использованием денежных доходов. В современных условиях финансовое планирование и прогнозирование имеет огромное значение, поскольку работать в рыночных условиях без проработанной стратегии и тактики развития невозможно, а их разработка подразумевает широкое применение планирования и прогнозирования.
В данной курсовой работе рассматривается понятия «финансовое планирование» и «финансовое прогнозирование», их место в системе управления финансами, описываются их основные цели и задачи, субъекты и объекты, методы осуществления. Рассмотрены основные виды финансовых планов и их особенности как на макро-, так и на микроуровне, определено место финансового плана в бизнес-плане. Показаны этапы финансового планирования и прогнозирования. Также, выявлены основные проблемы финансового планирования в Российской федерации и направления его совершенствования.










1. Содержание и задачи финансового планирования
Экономическое развитие общества представляет собой многофакторный и противоречивый процесс. На процесс общественного воспроизводства влияет множество факторов: количество и качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпринимательские способности субъектов хозяйствования, научно-технический прогресс и многие другие. Процесс общественного воспроизводства — противоборство различных сил природного и общественного характера, которые создают условия для проявления различных непредвиденных событий, нарушающих условия функционирования и развития экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования, что влияет на финансовые показатели их деятельности и обуславливает необходимость регулировать отношения между ними. Поэтому, в целях поддержания стабильности финансового положения государства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования производится управление финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. Под финансами в данном случае понимают совокупность денежных отношений по поводу распределения ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования и государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.
Финансовые ресурсы — совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домохозяйств, иначе говоря, это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. В связи с тем, что в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то «управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности». Т.е. финансы и финансовые отношения выступают как объект управления. Под субъектами управления

Содержание

Введение…………………………………………………
1. Содержание и задачи финансового планирования
2. Виды финансовых планов и методы финансового планирования
3. Пути совершенствования финансового планирования
3.1 Зарубежный опыт финансового планирования и прогнозирования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

 Бюджетные  учреждения, создаваемые органами  государственной власти и органами  местного самоуправления, в соответствии  с бюджетным кодексом РФ, обязаны  составлять смету доходов и расходов.

 Сметы могут  быть нескольких видов:

 индивидуальные  сметы составляются для отдельного  учреждения или для проведения  отдельного мероприятия;

 общие сметы  составляются для группы однотипных  учреждений или мероприятий;

 сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупки оборудования, строительства, ремонта и т.д.);

 сводные  сметы объединяют в себе индивидуальные  сметы и сметы на централизованные мероприятии, т.е. это сметы в целом по ведомству18.

 В смете  бюджетного учреждения отражаются:

 реквизиты  учреждения (его наименование; бюджет, из которого проводится финансирование; подпись лица, утвердившего смету;  печать учреждения и т.д.);

 свод расходов (фонд зарплаты; материальные затраты;  фонд производственного и социального  развития; фонд материального поощрения  и другие фонды.);

 свод доходов  (финансирование из бюджетов; дополнительные  платные услуги населению; оказание  услуг по договорам с организациями; прочие поступления);

производственные  показатели учреждения;

 расчеты  и обоснования расходов и доходов.

«Бюджетные  учреждения сначала составляют проекты  смет на основе показателей, доводимых  до них соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, таких, как задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельные объемы финансирования и индексы дефляторы по отдельным статьям сметы». В проекте сметы доходов и расходов приводится поквартальная разбивка показателей на планируемый год. Утверждение сметы доходов и расходов происходит после принятия закона о бюджете на очередной финансовый год, когда на основании уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств, доводимых до бюджетных учреждений органами, исполняющими бюджет, учреждения уточняют показатели проектов смет. Утвержденная смета доходов и расходов является основным плановым документом для финансирования бюджетных учреждений.

 С составлением  смет бюджетных учреждений решаются следующие задачи:

 обеспечение  бюджетных учреждений государственным  финансированием;

 анализ предполагаемых  проектов расходов и отчетов  об использовании средств;

 контроль  за эффективным и экономным  расходованием средств. 

 Основное  преимущество составления смет — простота и понятность этого вида финансового планирования. «К недостаткам смет доходов и расходов можно отнести:

 Неопределенность  объема и структуры ассигнований, выделяемых на очередной финансовый  год главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств;

 Предоставление  бюджетных средств преимущественно  на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет;

Преобладание  внешнего контроля за соответствием  кассовых расходов плановым показателям;

Отсутствие процедур оценки результативности бюджетных расходов».

    Некоммерческие  организации иных (кроме бюджетных  учреждений) организационно-правовых  форм могут составлять как  смету доходов и расходов, так  и баланс доходов и расходов. Обычно смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные организации; у остальных финансовый план формируется в виде баланса доходов и расходов. Организационно-правовой и методический аспекты финансового планирования в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм в настоящее время максимально приближены к порядку, характерному для коммерческих организаций.

 Финансовое  планирование как процесс составления  финансового плана проходит ряд  основных этапов:

 Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах. На этом этапе применяется метод экономического анализа, который позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

 горизонтальный  анализ, в ходе которого сравниваются  текущие показатели плана с  показателями за прошлый период, а также плановые показатели  с фактическими;

вертикальный  анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

 трендовый  анализ, проводимый в целях выявления  тенденций изменения динамики  финансовых показателей путем  сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет;

 факторный  анализ, который заключается в  выявлении влияния отдельных  факторов на финансовые показатели.

   На данном  этапе финансового планирования  метод экономического анализа  позволяет: «выявить факторы и  причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению».

 Расчет плановых  показателей — числовых величин,  выражающих конкретные задания  по формированию и использованию  финансовых ресурсов. Плановые показатели  делятся на утверждаемые, т.е.  обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

 В практике  финансового планирования используются  следующие методы расчета показателей  финансовых планов:

 экстраполяция  — заключается в определении  финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных расчетов, так как он имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста, не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;

 индексный  — предполагает широкое использование  системы разнообразных индексов  при расчете плановых финансовых  показателей. Его использование  обусловлено развитием рыночных отношений, в особенности наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и другие. Из них наиболее важен один из индексов роста цен — индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены), на основе которого определяется реальный объем ВВП;

нормативный —  суть его состоит в том, что  плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных  нормативов. «Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами)». В основном, нормативный метод планирования применяется при составлении смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

 программно-целевой  — позволяет оценить и выбрать  предпочтительные варианты развития. В основе этого метода планирования  лежат три основных понятия  — цель, программа и ресурсы.  «Под целью понимается либо  состояние, в котором сложная  система должна оказаться в процессе управляемого развития, либо набор требований, которым в этом случае она должна удовлетворять». Цель конкретизируется в нескольких задачах. Программа — упорядоченный комплекс мероприятий, направленный на достижение целей управления. Выполнение мероприятий, предусмотренных программой предполагает затраты различных ресурсов: финансовых, материальных, людских. Обычно происходит сочетание различных источников финансирования такой программы, например, финансирование как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации и различных инвестиционных фондов. Программно-целевой метод планирования применяется при разработке целевых программ. Федеральная целевая программа — увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического и культурного развития РФ. Федеральные целевые программы направлены на решение проблем по пяти основным направлениям: наука и инновационные технологии, развитие инфраструктуры, безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды, новое поколение, региональные. Федеральные целевые программы рассчитаны на несколько лет. Например, общий объем необходимых расходов на реализацию мероприятий по модернизации транспортной системы Российской Федерации в период 2002 - 2011 годов составляет 5163,5 млрд. рублей в ценах соответствующих лет. А на федеральные целевые программы в 2008 году в общем из федерального бюджета было выделено 747 млрд. руб.

Третий этап — составление финансового плана  как документа, обязательного для  исполнения. Производится его утверждение уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе  часто используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими  из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана уставных документов; установить пропорции по направлениям использования средств, получателям и др.

В рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется  метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. Критериями выбора могут быть как минимум приведенных затрат, минимум времени на оборот капитала, максимум прибыли — на микроэкономическом уровне, так и максимум доходов бюджета, минимум текущих расходов бюджет, максимальная эффективность расходов бюджета, максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета — на макроэкономическом уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути  совершенствования финансового планирования

      Зарубежный опыт финансового  планирования и прогнозирования

 За рубежом  в практике финансового планирования  хорошо зарекомендовали себя  методы управления финансами,  основанные на системе бюджетирования. Бюджет в этом случае представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товаров, реализации производственной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация отдельных мероприятий.

 «В зарубежной  литературе, посвященной вопросам  финансового планирования, обычно  различают две схемы работ  по составлению бюджетов: по методу break-down (сверху вниз) и по методу build-up (снизу вверх)». По методу break-down работа по составлению бюджета начинается «сверху», т.е. руководство фирмы определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем, по мере продвижения на более низкие уровни структуры эти показатели все более детализируются и включаются в планы подразделений. При применении метода build-up порядок действий иной. Расчет показателей производится сначала на уровне подразделений, и затем только руководители сводят эти показатели в единый бюджет.

 Методы break-down и build-up представляют собой две противоположные тенденции, поэтому ряд специалистов рекомендует использовать только один из этих методов. Однако некоторые специалисты считают, что наиболее эффективно планирование по принципу «сразу всеми»40, сущность которого состоит в одновременном использовании обоих методов.

 Зарубежные  методики финансового планирования  предполагают, что в основе бюджетирования  лежит подготовка главного бюджета,  состоящего из интегрированных  друг с другом и отражающих  различные стороны деятельности: операционного, финансового, бюджета денежных средств, капиталовложений, дополнительного.

 Операционный  бюджет (operating budget) используется для  расчета затрат на производимую  продукцию или оказываемые услуги, позволяя проанализировать производственные  и операционные аспекты деятельности организации.

Финансовый  бюджет (financial budget) используется для  анализа финансовых условий подразделения  с помощью анализа соотношения  активов и обязательств, денежного  потока, оборотного капитала, прибыльности. Бюджет денежных средств (cash budget) используется для планирования и управления денежным потоком, содержит ожидаемые поступления и платежи денежных средств за установленный период, помогая поддерживать баланс денежных средств, не допуская как скопления неработающих денег, так и их дефицита.

Бюджет капиталовложений (capital expenditure budget) описывает ключевые долгосрочные планы и приобретаемые  основные средства. Бюджет классифицирует проекты по целям.

 Дополнительный  бюджет (supplemental budget) предусматривает  финансирование расходов, не включенных в основной бюджет.

 Некоторые  специалисты выделяют ряд других  бюджетов: приростной (incremental budget), добавочный (add-on budget), скобочный (bracket budget), модифицированный (stretch budget), пооперационное бюджетирование (activity based budget), стратегический бюджет (strategic budget), целевой (target budget). Однако перечисленные виды бюджетов представляют собой скорее методы бюджетирования.

   За рубежом  для разработки основного бюджета  необходимо составить множество  так называемых поддерживающих  бюджетов.

        Пути совершенствования финансового  планирования и прогнозирования  в России.

 На уровне  хозяйствующих субъектов основными  направлениями совершенствования финансового планирования является широкое применение различных финансовых прогнозов, совершенствование долгосрочного планирования и прогнозирования, использование зарубежных методик с предварительной их адаптацией к российским условиям, автоматизация управленческого учета.

 На макроуровне  частично основные направления  финансового планирования и прогнозирования  выражаются в ежегодном Бюджетном  послании Президента РФ.

 На данный  момент в целях обеспечения  преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию, т.е. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период. В целях обеспечения достоверности экономического прогнозирования как одной из основополагающих предпосылок для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно повысить надежность и расширить горизонт прогноза социально-экономического развития, повысить его качество.

Информация о работе Финансовое планирование в системе управления финансами