Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:31, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается понятия «финансовое планирование» и «финансовое прогнозирование», их место в системе управления финансами, описываются их основные цели и задачи, субъекты и объекты, методы осуществления. Рассмотрены основные виды финансовых планов и их особенности как на макро-, так и на микроуровне, определено место финансового плана в бизнес-плане. Показаны этапы финансового планирования и прогнозирования. Также, выявлены основные проблемы финансового планирования в Российской федерации и направления его совершенствования.
Введение
Любая экономическая деятельность представляет собой сложное явление, которое предусматривает постоянное взаимодействие между хозяйствующими субъектами. В их распоряжении находятся различные ресурсы — материальные, финансовые, трудовые. Для успешной деятельности хозяйствующим субъектам необходимо осуществлять управление своими ресурсами, в т.ч. и финансовыми. Под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Управление финансами представляет собой процесс воздействия на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Неотъемлемой частью управления финансами является финансовое планирование и прогнозирование.
В процессе финансового планирования определяется сколько, когда, из каких источников поступит финансовых ресурсов и в каких объемах, по каким направлениям и когда эти ресурсы будут израсходованы. Финансовое планирование и прогнозирование имеют свою методологию. Их объектом являются финансовые ресурсы и финансовые отношения. Субъектами — как органы государственной власти, так и отдельные хозяйствующие субъекты или их подразделения. Результатом финансового планирования является составление финансового плана. Финансовое планирование производится как на макро-, так и на микроуровне.
Финансовое планирование в системе управления играет исключительную роль, поскольку с его помощью можно комплексно охарактеризовать все стороны деятельности хозяйствующего субъекта, связанные с планомерным формированием и использованием денежных доходов. В современных условиях финансовое планирование и прогнозирование имеет огромное значение, поскольку работать в рыночных условиях без проработанной стратегии и тактики развития невозможно, а их разработка подразумевает широкое применение планирования и прогнозирования.
В данной курсовой работе рассматривается понятия «финансовое планирование» и «финансовое прогнозирование», их место в системе управления финансами, описываются их основные цели и задачи, субъекты и объекты, методы осуществления. Рассмотрены основные виды финансовых планов и их особенности как на макро-, так и на микроуровне, определено место финансового плана в бизнес-плане. Показаны этапы финансового планирования и прогнозирования. Также, выявлены основные проблемы финансового планирования в Российской федерации и направления его совершенствования.
1. Содержание и задачи финансового планирования
Экономическое развитие общества представляет собой многофакторный и противоречивый процесс. На процесс общественного воспроизводства влияет множество факторов: количество и качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпринимательские способности субъектов хозяйствования, научно-технический прогресс и многие другие. Процесс общественного воспроизводства — противоборство различных сил природного и общественного характера, которые создают условия для проявления различных непредвиденных событий, нарушающих условия функционирования и развития экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования, что влияет на финансовые показатели их деятельности и обуславливает необходимость регулировать отношения между ними. Поэтому, в целях поддержания стабильности финансового положения государства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования производится управление финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. Под финансами в данном случае понимают совокупность денежных отношений по поводу распределения ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования и государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.
Финансовые ресурсы — совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домохозяйств, иначе говоря, это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. В связи с тем, что в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то «управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности». Т.е. финансы и финансовые отношения выступают как объект управления. Под субъектами управления
Введение…………………………………………………
1. Содержание и задачи финансового планирования
2. Виды финансовых планов и методы финансового планирования
3. Пути совершенствования финансового планирования
3.1 Зарубежный опыт финансового планирования и прогнозирования
Заключение
Список использованной литературы
Бюджетные
учреждения, создаваемые органами
государственной власти и
Сметы могут быть нескольких видов:
индивидуальные
сметы составляются для
общие сметы
составляются для группы
сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупки оборудования, строительства, ремонта и т.д.);
сводные
сметы объединяют в себе
В смете
бюджетного учреждения
реквизиты
учреждения (его наименование; бюджет,
из которого проводится
свод расходов
(фонд зарплаты; материальные затраты;
фонд производственного и
свод доходов
(финансирование из бюджетов; дополнительные
платные услуги населению;
производственные показатели учреждения;
расчеты
и обоснования расходов и
«Бюджетные учреждения сначала составляют проекты смет на основе показателей, доводимых до них соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, таких, как задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельные объемы финансирования и индексы дефляторы по отдельным статьям сметы». В проекте сметы доходов и расходов приводится поквартальная разбивка показателей на планируемый год. Утверждение сметы доходов и расходов происходит после принятия закона о бюджете на очередной финансовый год, когда на основании уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств, доводимых до бюджетных учреждений органами, исполняющими бюджет, учреждения уточняют показатели проектов смет. Утвержденная смета доходов и расходов является основным плановым документом для финансирования бюджетных учреждений.
С составлением смет бюджетных учреждений решаются следующие задачи:
обеспечение
бюджетных учреждений
анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
контроль за эффективным и экономным расходованием средств.
Основное преимущество составления смет — простота и понятность этого вида финансового планирования. «К недостаткам смет доходов и расходов можно отнести:
Неопределенность
объема и структуры
Предоставление
бюджетных средств
Преобладание внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям;
Отсутствие процедур оценки результативности бюджетных расходов».
Некоммерческие
организации иных (кроме бюджетных
учреждений) организационно-правовых
форм могут составлять как
смету доходов и расходов, так
и баланс доходов и расходов.
Обычно смету доходов и расходо
Финансовое
планирование как процесс
Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах. На этом этапе применяется метод экономического анализа, который позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:
горизонтальный
анализ, в ходе которого сравниваются
текущие показатели плана с
показателями за прошлый
вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет;
факторный
анализ, который заключается в
выявлении влияния отдельных
факторов на финансовые
На данном
этапе финансового
Расчет плановых
показателей — числовых
В практике
финансового планирования
экстраполяция — заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных расчетов, так как он имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста, не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
индексный
— предполагает широкое
нормативный — суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. «Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами)». В основном, нормативный метод планирования применяется при составлении смет доходов и расходов бюджетных учреждений.
программно-целевой
— позволяет оценить и выбрать
предпочтительные варианты
Третий этап
— составление финансового
На этом этапе часто используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана уставных документов; установить пропорции по направлениям использования средств, получателям и др.
В рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. Критериями выбора могут быть как минимум приведенных затрат, минимум времени на оборот капитала, максимум прибыли — на микроэкономическом уровне, так и максимум доходов бюджета, минимум текущих расходов бюджет, максимальная эффективность расходов бюджета, максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета — на макроэкономическом уровне.
3. Пути совершенствования финансового планирования
Зарубежный опыт финансового планирования и прогнозирования
За рубежом
в практике финансового
«В зарубежной литературе, посвященной вопросам финансового планирования, обычно различают две схемы работ по составлению бюджетов: по методу break-down (сверху вниз) и по методу build-up (снизу вверх)». По методу break-down работа по составлению бюджета начинается «сверху», т.е. руководство фирмы определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем, по мере продвижения на более низкие уровни структуры эти показатели все более детализируются и включаются в планы подразделений. При применении метода build-up порядок действий иной. Расчет показателей производится сначала на уровне подразделений, и затем только руководители сводят эти показатели в единый бюджет.
Методы break-down и build-up представляют собой две противоположные тенденции, поэтому ряд специалистов рекомендует использовать только один из этих методов. Однако некоторые специалисты считают, что наиболее эффективно планирование по принципу «сразу всеми»40, сущность которого состоит в одновременном использовании обоих методов.
Зарубежные
методики финансового
Операционный
бюджет (operating budget) используется для
расчета затрат на
Финансовый бюджет (financial budget) используется для анализа финансовых условий подразделения с помощью анализа соотношения активов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыльности. Бюджет денежных средств (cash budget) используется для планирования и управления денежным потоком, содержит ожидаемые поступления и платежи денежных средств за установленный период, помогая поддерживать баланс денежных средств, не допуская как скопления неработающих денег, так и их дефицита.
Бюджет капиталовложений (capital expenditure budget) описывает ключевые долгосрочные планы и приобретаемые основные средства. Бюджет классифицирует проекты по целям.
Дополнительный бюджет (supplemental budget) предусматривает финансирование расходов, не включенных в основной бюджет.
Некоторые
специалисты выделяют ряд
За рубежом
для разработки основного
Пути совершенствования
На уровне
хозяйствующих субъектов
На макроуровне
частично основные направления
финансового планирования и
На данный
момент в целях обеспечения
преемственности и предсказуемо
Информация о работе Финансовое планирование в системе управления финансами