Финансовое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:18, реферат

Описание

Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного регулирования.
Задачи:
1. Дать понятие и классификацию государственного (в частности – финансового) регулирования экономики.
2. Определить предпосылки и условия проведения эффективного государственного финансового регулирования.
3. Проанализировать влияние различных видов, форм и методов финансового регулирования на основные экономические показатели
4. Обосновать структуру финансовых регуляторов социально – экономической сферы и особенности их практического применения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

Личное подоходное налогообложение, помимо фискального  значения, выполняет важную социальную функцию - обеспечивает выравнивание доходов разных социальных групп населения. Эту же функцию выполняют и бюджетные расходы по социальным программам, в результате чего население с низкими доходами переходит в группу с более высокими, и несколько сокращается социальное неравенство. 

В финансовом регулировании могут также использоваться внебюджетные фонды. Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающая политика предполагает увеличение уровня обязательных платежей (за счет повышения ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, необлагаемых взносами во внебюджетные фонды), стимулирующая политика - обратные меры. 

В условиях стагфляции, то есть параллельного развития процессов  инфляции и падения объемов производства, чисто финансовое регулирование зачастую оказывается неэффективным. Финансовая система хотя и способна оказывать значительное влияние на денежно-кредитную систему, тем не менее сама по себе не гарантирует ее стабилизации (скорее напротив, оказывает дестабилизирующее воздействие, самым ярким проявлением которого является инфляция). Кроме того, одно финансовое регулирование не удовлетворяет полностью потребностей государства в рычагах воздействия на экономику, поэтому возникает необходимость в других регуляторах, в частности, в кредитно-денежных методах регулирования.  

Кредитно-денежное регулирование осуществляется государством при ведущей роли центрального банка. К его методам относят учетную  политику (изменение учетной ставки), регулирование обязательных минимальных  резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке. Основополагающая цель кредитно – денежной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Кредитно - денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это обозначает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов. 

Цель увеличения предложения денег достигается  путем экспансии, "политики дешевых  денег". Она применяется, как правило, как антикризисная мера, направленная на повышение совокупного спроса. Политика дешевых денег включает следующие действия Центрального банка: скупка государственных ценных бумаг, уменьшение учетной ставки, понижение нормы резервов. 

На сокращение предложения денег направлена так  называемая "политика дорогих денег" - продажа государственных долговых обязательств, повышение процентной ставки и нормы резервов. Политика дорогих денег применяется как антиинфляционная мера. 

Преимущества  кредитно-денежных методов (на которых  акцентировали внимание представители  неоклассической экономической школы):

позволяют эффективно бороться с инфляцией и бюджетным  дефицитом;

действуют значительно  быстрее бюджетных;

дают меньший  социально-политический резонанс (в  случае "непопулярных" мер).  

К недостаткам  кредитно-денежных методов регулирования следует отнести тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства.  

Теперь следует  остановиться на следующем, малоисследованном  секторе финансово-кредитной системы - страховании. Будучи частью финансово-кредитной системы, страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора. Такое мнение выражалось некоторыми российскими специалистами по теории финансов, в частности В.М. Родионовой, Е.В. Коломиным и др. Другая точка зрения (В.В. Шахова), согласно которой страхование - самостоятельная экономическая категория, также не исключает возможности его использования в качестве регулятора. Возможности страхования в этой области длительное время были ограничены относительно низким размером доли ВВП, перераспределяемой через страховой рынок по сравнению с бюджетом или кредитной системой.  

Однако устойчивый ежегодный рост доли страховых взносов  в ВВП РФ, достигший к 2001 г. более 2 %, заставляет задуматься о возможности  использования страховых инструментов регулирования. Рычаги воздействия на экономику через финансы и кредит привлечены уже практически полностью и масштабы их применения в сущности исчерпаны, тогда как потенциал страхования (причем не только как косвенного регулятора, но главное - и как инструмента стабилизации, защиты от непредвиденных потерь, то есть по его "прямому назначению") используется всего лишь на десятую часть от возможного. 

В развитых странах  страхование как инструмент государственного регулирования используется по нескольким направлениям. Например, антиинфляционное воздействие в развитых странах оказывает долгосрочное страхование жизни. Стимулируя проведение этого вида страхования, государство тем самым снижает избыточный спрос на другие товары, отвлекает из текущего оборота излишнюю денежную массу, находящуюся на руках у населения и, кроме того, содействует увеличению долгосрочных инвестиций страховщиков в экономику, что тоже является стабилизирующим фактором.  

Или другой пример - обязательное страхование ответственности автовладельцев. На первый взгляд, прямое назначение этого вида страхования - защита интересов пострадавших в результате ДТП. Однако поскольку условия страхования, лимиты ответственности, а главное - тарифные ставки устанавливаются централизовано, при непосредственном участии государственных органов, то при их помощи появляется возможность косвенно воздействовать на другие сферы экономической жизни. Например, практически во всех странах для владельцев старых машин действуют повышенные тарифы. С одной стороны, это объективно необходимо, так как риск их попадания несколько выше. Но главное - такая мера стимулирует приобретение новых автомобилей и отказ от эксплуатации старых. Тем самым, санкционируя повышение тарифов для старых автомобилей (в том числе иногда чуть больше, чем того требует реальная статистика рисков), государство косвенно увеличивает сбыт автомобилей и стимулирует развитие отечественного автомобилестроения (впрочем, и принимаются подобные решения не без участия крупных автомобильных концернов). Не говоря уже о стимулировании тем самым безопасности дорожного движения (каждый безаварийный водитель имеет значительные скидки), экологической безопасности и др. 

Не меньшим  потенциалом, чем коммерческий страховой  рынок, обладает сфера государственного страхования, а также негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной социальной политики. 

Все вышесказанное  иллюстрирует, какое значение для  рыночной экономики имеет действие финансовых регуляторов. Однако и в рыночной экономике есть сфера применения прямого административного регулирования, создающего нормальные условия использования экономических регуляторов. Нельзя абсолютизировать роль экономических регуляторов, так как только адекватное развитие правовой базы их применения дает должный эффект.  

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Эффективность процесса финансового регулирования  экономики и социальной сферы  зависит от способности государственных  структур комплексно осуществлять следующие  мероприятия:

систематически  совершенствовать формы организации финансовых отношений в целях усиления их регулирующего воздействия на воспроизводство;

своевременно  аккумулировать денежные средства, необходимые  для удовлетворения совокупных воспроизводственных  потребностей;

определять направления наиболее рационального расходования финансовых ресурсов и оценивать социально-экономическую эффективность их освоения;

выявлять причины  и принимать меры для устранения отклонений фактически складывающихся пропорций формирования и использования  средств общегосударственных денежных фондов от требуемых для нормального развития социально-экономических процессов;

проводить действенный  контроль за ходом финансового перераспределения  стоимости. 

Для построения эффективной системы государственного регулирования и рационального применения финансовых регуляторов целесообразно создание и постоянное обновление определенного набора базовых показателей (индексов), позволяющих адекватно оценивать и своевременно корректировать состояние экономики. 

Современный этап развития нашей страны требует совершенствования ценового регулирования, комбинированного проведения жесткой финансовой и более свободной экспансионистской денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики. Это предполагает активное использование государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного управления. Основной целью программирования должна быть координация государственных мероприятий, направленных на регулирование инвестиций, распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д. Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства финансового регулирования экономики, избегать несогласованности и противоречивости в проведении регулирующих мероприятий должен рассматриваться как один из способов рационализации направлений использования финансовых ресурсов и повышения действенности их влияния на воспроизводственный процесс. 

Отечественной системе финансового регулирования  экономики и социальной сферы  предстоит пройти многие этапы становления, но несомненно одно - подходы к решению  стоящих перед ней задач, к  оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения эффективности одноименного механизма и совершенствование соответствующего процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки. 

  

Приложение  

  

ЛИТЕРАТУРА 

  

1)      Качанова Е.А. Курс лекций "Государственные  и муниципальные финансы" 

2)      Костусенко И.И. Конечный спрос  и бюджет России // "Финансы  и кредит" № 19 (133) – 2003 октябрь  

3)      Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы,  денежное обращение и кредит 

4)      Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс:  принципы, проблемы и политика: Пер.  с 14-го англ. изд.-М.: ИНФРА-М, 2002.  

5)      Опальский А.П. Финансовое регулирование  воспроизводственного процесса  и экономическая безопасность "Финансы и кредит" № 19 (133) - 2003 октябрь 

6)      Финансовые, кредитные и страховые  элементы государственного регулирования  экономических процессов // "Финансовый  бизнес", 2001 г., № 7, с.11-19. 

7)      Финансы: Учебник / Под ред.  М.В.Романовского, Б.М.Сабанти, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт, 1999 

Информация о работе Финансовое регулирование экономики