Финансово-кредитная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:31, реферат

Описание

В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств.

Работа состоит из  1 файл

Финансово кредитная система.docx

— 53.58 Кб (Скачать документ)

Финансово-кредитная  система государства

В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств.

Банки, страховые организации  и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют  на коммерческой основе средства. Предприятия  имеют возможность делать вклады в банк на рублевые или валютные счета, на депозиты, приобретать или  продавать ценные бумаги и т.д. Каждое предприятие на основе глубокого  изучения конъюнктуры финансового  рынка с учетом действующего законодательства по его регулированию формирует  оптимальный портфель финансовых вложений и заимствований.

При выборе вариантов операций на финансовом рынке его субъектами учитываются различия между ценами продаж и покупок, ставками привлечения  и предоставления кредитов, которые  определяются как законами рынка, так  и мерами государственного регулирования  в лице органов законодательной  и исполнительной власти РФ, Центрального банка России, а также органов  экономического управления в регионах.

По своей структуре  финансовый рынок делится на несколько  сегментов:

- рынок кредитов (денежных  ресурсов национальной валюты);

- фондовый рынок (рынок  ценных бумаг);

- валютный рынок.

Рынок кредитов (денежных ресурсов национальной валюты). Общие принципы современной кредитной политики устанавливаются законодательством  о банках и банковской системе, указами  Президента РФ. Непосредственно рынок  кредитов регулируется Центральным  банком РФ, который определяет денежно-кредитную  политику, тогда как коммерческие банки призваны воплощать ее в  жизнь. Коммерческие банки независимы, но действуют в единой денежно-финансовой системе и поэтому вынуждены  подчиняться правилам регулирования  и надзора, установленным законодательством  и ЦБ РФ. К нормам регулирования, затрагивающим интересы клиентов коммерческих банков, относятся:

- обязательное отчисление  средств (в рублях и валюте) в резервный фонд ЦБ;

- получение кредитов под  проценты из резервного фонда.

Все банки отчисляют средства в резервный фонд ЦБ. Из этого  фонда в критических ситуациях  банки получают кредиты под проценты на уровне учетной ставки. Нормы обязательных резервов составляют: по счетам до востребовании — 20%, по срочным обязательствам — 15%, по текущим валютным счетам — 2%. Обязательные нормы резерва необходимы для обеспечения достаточной ликвидности коммерческих банков, контроля банковской деятельности. Их размер зависит от активности этих банков в области долгосрочного кредитования и степени рискованности банковского кредитования. Наличие множества рисков невозврата средств заставляет отбирать объекты для финансирования по результатам аудита по жестким международным стандартам. Независимо от кредитополучателя, сроков, гарантов инвестиции должны иметь высокие (до 100%) резервные покрытия, обеспечиваться ликвидным залогом.

ЦБ осуществляет контроль за коммерческими банками и по другим направлениям: накопление ими собственного капитала, усиление гарантийных обязательств, обеспеченность кредитного портфеля, проведение операционных действий по наличному и валютному обороту и т.д.

В чистом виде рынок кредитов представлен на межбанковском уровне и на уровне взаимоотношений коммерческих банков с предприятиями и населением. ЦБ РФ уходит от прямого целевого кредитования отраслей, заменяя этот способ распределения  централизованных кредитных ресурсов кредитными аукционами. Центральный  банк организует кредитный аукцион  с объявлением минимальной процентной ставки, а результаты аукциона позволяют  фиксировать ее реальную величину. Учетная ставка ЦБ влияет на динамику рыночных ставок, одновременно и аукционные торги корректируют учетную ставку.1

В условиях рынка при осуществлении  экономической политики выявляются возможности воздействия на денежный рынок с целью его регулирования. Основой для осуществления государственного регулирования денежного спроса и предложения является банковская система. В России она представляет собой двухуровневую систему  с Центральным банком и коммерческими  банками, которые отбираются и лицензируются  государственными органами. Это позволяет  государству проводить последовательную политику, воздействуя экономическими методами на денежный спрос и предложение через банковскую систему.

В настоящее время в  России самая высокая в мире процентная ставка по кредитам, векселям и депозитам. Она устанавливается на уровне не более чем 5 процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки.

Величина процентной ставки влияет на стимулы получения коммерческими  банками ссуд. Учетная ставка должна быть относительно низкой и стабильной (колебания не должны превышать 15—20% в год). В этом случае у банков и заемщиков снижаются риски по кредитным операциям. Запаздывание с регулированием учетной ставки увеличивает спрос на деньги, тормозит долгосрочное кредитование. Банкам нельзя долгое время кредитовать под проценты, которые ниже темпа инфляции, т.е. субсидировать экономику за свой счет.

Официальные данные о движении цен весьма ненадежны, поэтому о  реальности учетной ставки лучше  судить, сопоставив ее с динамикой  курса твердой валюты.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии  ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.

Рынок ценных бумаг (РЦБ). Федеральным  органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области  РЦБ является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (Федеральная  комиссия). Ее полномочия не распространяются на эмиссию долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ. Основные функции Федеральной комиссии:

- разработка направлений  развития рынка ценных бумаг;

- утверждение стандартов  эмиссии ценных бумаг, проспектов  эмиссии;

- установление обязательных  требований к ведению реестра;

- лицензирование профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг. Подавляющую часть ценных  бумаг составляют государственные  долговые обязательства, удостоверяющие  отношения займа, должником которого  выступает государство (органы  власти и управления). Так, государственные  краткосрочные облигации (ГКО)  выпускаются в целях антиинфляционного  финансирования расходов бюджета.  Оборот по ГКО намного превышает  оборот по всем остальным ценным  бумагам вместе взятым. ГКО существуют  в безбумажной электронной форме;  срок обращения 3, 6 и 12 месяцев.  Цены на ГКО устанавливают  в Минфине РФ, продаются они  по цене ниже номинала. Приобретают  ГКО банки, страховые компании, промышленные и др. предприятия.  Аукционные торги могут идти  ежедневно. Коммерческие банки  торгуют ГКО по лицензии ЦБ  РФ и поддерживают вторичный  рынок этих бумаг. Для физических  лиц минимальная сумма продажи  ГКО 10-15 тыс. руб. Доход от  ГКО обеспечивает разница между  ценой продажи и номиналом.  Доход определяется по формуле:

где Д — доходность к погашению;

Н — номинал;

П — покупная цена;

т — количество дней до погашения;

С — ставка налога.

Торговля ГКО проводилось  в г.Москве через дилеров межбанковской валютной биржи. Территориальные отделения Центрального банка выполняли функции финансовых брокеров, принимали заявки на покупку и продажу ГКО.

В последние годы государство  все более активизирует политику на финансовом рынке. Минфин РФ конструирует эмиссии разных видов ценных бумаг, приспосабливаясь к меняющейся ситуации и удовлетворяя интересы инвесторов и населения. Пока не сложился полноценный  рынок корпоративных ценных бумаг  государственные ценные бумаги остаются вне конкуренции как по доходности, так и по надежности сохранения заемного капитала.

Вексель сочетает свойства ценной бумаги, долгового обязательства  и расчетного средства. Он предполагает обоюдное согласие покупателя и продавца на отсрочку платежа — продавец получает не деньги, а гарантию уплаты в будущем.

Нормативными актами вексель  определяется как ценная бумага, удостоверяющая необусловленное обязательство  векселедателя (плательщика) выплатить  владельцу векселя (векселедержателю) определенную сумму денег, как средство оформления товарного кредита в  виде отсрочки уплаты денег.

Интерес к векселю как  средству кредитно-расчетных отношений  повысился с принятием Указа  Президента РФ от 19 декабря 1993 г. № 1662 «Об  улучшении расчетов в хозяйстве  и повышении ответственности  за их своевременное проведение».

Вексель не подвержен инфляции, векселей нельзя выпустить больше, чем надо. Он обеспечен обязательствами  векселедателя. Его сила также в  установленном законом порядке  взыскания долга в случае отказа от платежа. При отсутствии средств  на счете должника кредитор, на которого приходится 30% и более просроченных .обязательств должника, приобретает право обратить сумму долга на имущество должника, включая недвижимость.

Векселедержатель   (владелец)  простым  векселем  кредитует  векселедателя (плательщика), который выплачивает в определенный срок долг векселедержателю.

Переводным векселем векселедатель  делает распоряжение третьему лицу (должнику векселедателя) об уплате долга, т.е. платит не векселедатель, а третье лицо, на которое переводит свое обязательство  векселедатель. Обычно этим лицом выступает  банк, который путем акцепта принимает  на себя обязательство оплатить по векселю и взимает комиссионный процент. И простой, и переводной векселя передаются из рук в руки с помощью индоссамента (специальной передаточной надписи на обороте векселя).

Предприятие, выписывающее товарный вексель, обеспечивает его  основными и оборотными средствами. Векселя надежных предприятий обращаются как средство платежа наравне  с деньгами. Коммерческие банки, учитывая векселя промышленных предприятий, обращают внимание на их обеспеченность, так как в противном случае предоставленные ЦБ РФ кредиты придется возвращать коммерческому банку  за счет своих средств. Банки стремятся  покупать векселя надежных предприятий.

Сроки действия товарных векселей единого образца дифференцируются в зависимости от отраслевой принадлежности заемщика. Они являются основанием для бесспорного взыскания задолженности  по поставкам, обеспечения банковских ссуд на оплату товарно-материальных ценностей. По истечению срока действия векселя  непогашенные обязательства предъявляются  к безусловному взысканию со счета  должника в судебном порядке.

Разновидностью товарного  векселя является коммерческий вексель, т.е. обязательство должника-покупателя продукции перед кредитором-поставщиком. Он используется для разрешения кризиса  неплатежей. Ввиду низкой платежной  дисциплины товарные векселя не получили пока широкого распространения.

Банки не только учитывают  векселя, выписанные физическими и  юридическими лицами, но и сами проводят эмиссию векселей, т.е. документов под  внесенные на депозит суммы. Банковский вексель удостоверяет то, что лицо внесло в банк депозит, который он обязуется погасить при предъявлении в срок векселя. Держатель банковского  векселя имеет право требовать  платежа не только от векселедателя (банка), но и от любого лица, чья подпись  есть на документе.

Предприятие, использующее банковский вексель, высвобождает денежные средства, погашает взаимную задолженность, экономит время на расчетах по сравнению  с перечислением безналичных  денег.

Банковский вексель обеспечен  уставным капиталом банка и зарезервированными в ЦБ РФ суммами. Однако сумма задолженности, которую банки должны погасить своими векселями, обычно во много раз превышает  финансовые активы банка. И если все  одновременно предъявят к оплате векселя, то у банка может образоваться дебетовое сальдо.

Процентный вексель выписывается без указания срока действия, т.е. оплачивается по предъявлению. Процентная ставка по векселю определяется финансовым рынком и изменяется еженедельно. Вексель, выписываемый на дату, является беспроцентным, или дисконтным (дисконт-скидка с  номинала), так как выписывается на большую сумму, чем за него платит покупатель.

Предприятие, выбирая стратегию  участия в операциях на РЦБ, изучает  финансовое состояние эмитентов  и других заемщиков (из каких источников они платят проценты и возвращают долги и т.д.). По запросу предприятия  как потенциального инвестора эмитент  обязан подготовить для него бизнес-справку. Надежнее иметь дело с крупными банками, выпускающими ценные бумаги, так как  у них собственная защита средств  дополняется обязательным резервированием  части привлеченных средств в Центральном банке.

Чтобы ориентироваться в  кратко- и долгосрочных тенденциях РЦБ, нужно проводить корреляционный анализ факторов, сопоставлять ставки рефинансирования с текущими депозитными  ставками, учитывать динамику курса  валют. Выигрывает на рынке ценных бумаг  тот, кто умеет предвидеть ситуацию на месяц вперед.

Валютный рынок. В настоящее  время валютный рынок функционирует  на основе сложившихся принципов  внутренней конвертируемости рубля. Юридические  и физические лица имеют право  собственности на валютные ценности и могут распоряжаться ими  без ограничения сумм и форм расчетов. Свободный обмен рублей на иностранную  валюту распространяется только на российских лиц (не допускается для иностранцев) и ограничивается текущими внешнеэкономическими операциями (торговлей, краткосрочными кредитами, переводом прибылей по инвестициям, денежными некоммерческими переводами), т.е. не включает инвестиционную деятельность.

Обмен рублей на иностранную  валюту в безналичной и наличной формах осуществляется по негосударственным каналам (через уполномоченные банки, обменные пункты, валютные биржи) по рыночным курсам. В качестве официального курса ЦБ, который в обязательном порядке должен использоваться участниками рыночного оборота в учетно-расчетных операциях, в том числе для налоговых целей, до последнего времени применялись котировки Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).

Международные расчеты (между  российскими лицами и иностранцами) ведутся через уполномоченные коммерческие банки в свободно конвертируемой валюте (при этом 50% экспортной выручки  подлежат обязательной продаже за рубли). Расчеты в рублях допускаются, но без каких-либо государственных  гарантий.

Режим внутренней конвертируемости рубля сложился после либерализации  торгово-экономических и валютных связей России с внешним миром. В  результате государство утратило контроль за валютным оборотом, отдав его во власть негосударственных структур. Действует, по существу, стихийный механизм распределения и перераспределения иностранной валюты внутри страны.

Более того, официально отдается приоритет свободно конвертируемым валютам в качестве платежных  средств по внешнеэкономическим  сделкам, не организована система международных  расчетов с использованием собственной  валюты. А главное заключается  в том, что внутренняя конвертируемость, т.е. возможность приобретения и  распоряжения иностранной валютой  при минимальном вмешательстве  государства, не приближает к внешней  конвертируемости, которая способствовала бы упорядочению связей экономики страны с мировым рынком. Идет процесс  ухода валюты с внутреннего рынка  и оседания ее в заграничных банках.

Свободный доступ к более  сильным валютам ведет к принижению роли национальной денежной единицы, превращению  рубля во второстепенную валюту.

С июля 1995 г. внутренний валютный рынок регулировался государством с помощью установления условно-фиксированного курса рубля, т.е. валютного коридора, а официальный его курс привязывался к курсу ММВБ. С 17 мая 1996 г. введен механизм установления официального курса рубля на основе котировок ЦБ РФ, исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом валютных рынках, динамики показателей инфляции и платежного баланса, положения на международных рынках иностранных валют, изменения величины государственных золотовалютных резервов. Ежедневно ЦБ РФ объявляет курсы покупки и продажи долларов CUT А по своим операциям на межбанковском и биржевом валютных рынках. При этом разница между этими курсами не должна превышать 1,5%. На основе этих курсов ЦБ РФ осуществляет валютно-обменные операции с банками, являющимися ведущими участниками межбанковского валютного рынка. Официальный курс рубля к другим свободно конвертируемым валютам и валютам основных внешних экономических партнеров России устанавливается с учетом динамики их обменного курса к доллару США на международных валютных рынках. Официальный курс рубля к прочим иностранным валютам» международным счетным и временным денежным единицам устанавливается ежемесячно с учетом динамики обменного курса этих валют к доллару США.

ЦБ РФ ограничивает колебания  текущего обменного курса рубля  на биржевом и межбанковском валютных рынках установленными пределами.

Переход к установлению официального обменного курса рубля на базе ежедневных котировок ЦБ РФ осуществляется в целях повышения стабильности валютного рынка, защиты отечественных  товаропроизводителей и сбережений населения. Правительство РФ и ЦБ намерены обеспечивать возможность беспрепятственной покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и поддерживать обменный курс рубля мерами бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики.

Одновременно предпринимаются  меры по переходу к полной конвертируемости рубля (Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 721 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля»).

Для того чтобы рубль признавался  на международных валютных рынках, необходимы динамичный экономический  рост, достаточные валютные резервы  для осуществления интервенции  Центральным банком на валютных рынках, ограничения доступа к иностранной  валюте в наличной форме и др. условия. Опыт стран, обеспечивающих полную   конвертируемость,   свидетельствует,   что   ей   предшествует   строгий административный контроль за движением иностранных валют со стороны государства:

твердые фиксированные курсы, обязательная 100%-ная продажа экспортных и иных валютных поступлений небольшому числу уполномоченных банков и другие меры.1

Рассмотрение экономической  политики указывает на необходимость  контроля за финансовой и банковской системой страны, так как все экономические процессы, с одной стороны, влияют на состояние этой системы, а с другой стороны, сами находятся под ее влиянием благодаря значительной экономической мощи, как правило, сосредоточенной в финансовых и банковских кругах. В этих условиях обычно создается государственное учреждение — центральный банк — с уставом, предоставляющим ему значительную независимость от правительства. Этот факт призван оградить центральный банк от попыток использовать денежную эмиссию для финансирования бюджетного дефицита. Изучение взаимоотношений правительства и центрального банка основано на сопоставлении прав и функций последнего с учетом того, что статус центрального банка значительно варьируется в зависимости от рассматриваемой страны.



 

 

 

 

1 Финансово-кредитная  система

1.1.ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Финансовая система —это совокупность относительно обособленных и одновременно взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, управляемых специальным финансовым аппаратом.

Понятие "финансовая система" употребляется  и в смысле совокупности финансовых учреждений страны.

Финансы,будучи инструментом стоимостного распределения валового национального продукта и части национального богатства) играют важнейшую роль в процессе как образования у государства и других хозяйствующих субъектов доходов, так и их использования для удовлетворения общественных потребностей, включая специфические потребности государственных и политических структур в денежных средствах.

Расширенное воспроизводство  и материальное стимулирование работников, удовлетворение социальных и иных потребностей общества органически связаны с  движением и потреблением финансовых ресурсов —материальных носителей финансовых отношений.

Финансы широко используются государством, другими хозяйствующими субъектами и для контроля за процессами образования доходов и их использования. Финансы выполняют для государства и для других хозяйствующих субъектов роль канала обратной связи, позволяя им получать оперативную информацию о ходе всего процесса кругооборота денежных средств и своевременно вносить соответствующие коррективы.

Итак, финансы один из мощнейших инструментов осуществления  государством своей политики, а финансовая политика составляет ее важнейшую часть.

1.2.КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

Понятие "кредитная система" употребляется в литературе в широком и узком смыслах.

В широком смысле кредитная система  определяется как совокупность кредитных  отношений и институтов, организующих эти отношения. (См.: Финансово-кредитный словарь. Т. 2.М., 1994.С. 116.)

В узком смысле кредитная система —это совокупность институтов, которые организуют кредитные отношения.

Кредит является формой движения ссудного капитала, т. е. денежных средств, отданных в ссуду  на условиях возвратности, платности  и срочности. (См., например: Общая теория денег и кредита. Учебник /Под ред. Е. Ф. Жукова. М., 1995.)Кредит служит для мобилизации, аккумуляции и перераспределения денежного капитала, позволяет экономить издержки участников хозяйственного оборота. Являясь неотъемлемым элементом товарно-денежных отношений, кредит оказывает огромное влияние на кругооборот капитала, на весь процесс общественного воспроизводства.

Кредит может  выступать как в качестве позитивного  фактора экономического роста, так  и оказывать в условиях товарного  перепроизводства негативное воздействие  на экономику. Такое же негативное воздействие  на экономику оказывает кредит и  в условиях высокой инфляции, поскольку увеличивает и без того избыточную массу денег в обращении. Одной из важнейших задач государственного управления финансово-кредитной системой, как известно, и является оптимизация этих процессов. (См.: Финансы /Под ред. В. М. Родионовой.М., 1994.С. 7-69)

1.3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

От понятия "кредитная система" вузком смысле следует отличать понятие "банковская система".

Во-первых, из совокупности институтов, которые организуют кредитные отношения, в банковскую систему включаются лишь кредитные организации. В то время как в кредитную систему в узком смысле слова включаются и различные финансовые органы, которые не являются кредитными организациями, но тем не менее одной из главных составляющих их деятельности является формирование кредитных отношений.

Во-вторых, в банковскую систему включаются и такие образования, как "союзы и ассоциации кредитных организаций", которые не входят в кредитную систему в узком смысле, а также "банковская инфраструктура", "банковский рынок", ряд элементов которых также не включается в "кредитную систему" в узком смысле.

Банковская система, являясь ключевым звеном рыночной экономики, оказывает  огромное, разностороннее воздействие  на жизнедеятельность общества в  целом.Она не только обеспечивает механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, но и является ключевым звеном расчетного и платежного механизма хозяйственной системы страны. (См.: Усоскин В. М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., 1994)

1.4. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

От состояния финансово-кредитной  системы государства существенным образом зависит степень защищенности и устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательная  способность и курс по отношению  к иностранным валютам, что имеет  первостепенное значение для государственного суверенитета.

Бесперебойное и  эффективное функционирование государственных  органов и учреждений, развитие суверенного  государства в целом напрямую зависят от процесса образования, распределения  и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, составляющих содержание финансовой деятельности государства.

Не менее важно  для него устойчивое, надежное функционирование банковской системы страны. Без такой  системы невозможно успешное осуществление  государственных экономических, социальных, политико-правовых, экологических и  других программ и проектов.

Для любого подлинно суверенного государства  вопросы управления финансово-кредитной  системой, разработка и проведение в жизнь единой денежно-кредитной  политики, защита, обеспечение устойчивой национальной валюты и национальной банковской системы, вопросы финансовой деятельности имеют стратегическое значение и всегда актуальны, составляя  часть содержания понятия "экономическая  безопасность государства".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Финансовая система  и ее структура.

2. Бюджетная политика.

3. Структура бюджетных  доходов и расходов и бюджетный  дефицит.

4. Суть налогов.

5. Функции налоговой  системы.

6. Виды налогов.

7. Кредит: содержание, принципы, функции и формы.

8. Виды банков, их  функции и принципы деятельности.

 

Финансы – важный элемент хозяйственного механизма, в основе которого – экономические рычаги.

Финансы – система экономических отношений по поводу формирования и использования фондов денежных ресурсов, которые возникают в процессе создания, распределения и использования денежных средств в ходе перераспределения национального дохода общества и служат для удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства.  

Финансы – эти также денежные фонды, которые создаются в процессе воспроизводства.

Субъекты  финансовых отношений – предприятия, общественные организации, государственные органы управления, государство, население страны. Финансы обеспечивают движение денежной массы от низовых звеньев к центру и обратно через фонды.

Финансы обслуживают  оборот фондов, охватывают налоговые  платежи, займы, лотереи, вложения и  т.д.

Финансы – это рычаг формирования темпов и пропорций общественного производства, управления социально-экономическими процессами в обществе. Они позволяют осуществлять контроль за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов в народном хозяйстве.

Финансовая  система состоит из финансов государства (общегосударственный бюджет), местных финансов, финансов предприятий; финансов общественных организаций, финансов внебюджетных фондов; финансов населения.

  1. Государственные финансы – главный элемент в структуре финансовой системы. Это система денежных фондов, которые находятся в распоряжении государства, и предназначенные для обеспечения функций государства (эффективности, стабильности, справедливости). Государственные финансы – это совокупность форм и методов, с помощью которых эти функции реализуются. Они направляются не только на финансирование непроизводительных расходов (военные, государственный аппарат), но и на весь воспроизводственный процесс:

Ø   воспроизводство постоянного капитала – инвестиции в государственный сектор, дотации, кредиты частному сектору;

Ø   на социальные цели – призваныы увеличить внутреннее потребление;

Ø   обеспечение формирования рабочей силы необходимой структуры и качества;

Ø   выравнивание общих условий хозяйствования в разных регионах.

  1. Местные финансы – за их счет финансируются расходы на решение проблем местного уровня. Источники: средства от приватизации, арендная плата, местные налоги и сборы. Отчисления от общегосударственных налогов в местные бюджеты осуществляются на основе утвержденных нормативов. Регионам, в которых доходная часть местного бюджета не покрывает минимальных потребностей в расходах, предоставляются дотации (субвенции, субсидии).
  2. Финансы предприятий – система денежных доходов, которые обеспечивают процесс производства и воспроизводства на предприятии, а также совокупность форм и методов их создания и использования. Так, предприятие формирует фонд развития производства, фонд оборотных средств, фонд оплаты труда, страховой, резервный, амортизационный фонд, фонд потребления и прочие. Предприятие осуществляет отчисления во внебюджетные фонды, платит налоги в общегосударственный и местные бюджеты. В финансах предприятия отражается вся хозяйственная деятельность предприятия.
  3. В зависимости от форм собственности и организационных форм различают финансы индивидуальных предприятий, акционерных, кооперативных и т.д.
  4. Финансы населения – денежные средства, которые формируются из доходов граждан, полученных в результате деятельности или наследования.
  5. Внебюджетные фонды – благотворительные; направленные на социальныую помощь, на техническое развитие; государственные и негосударственные; региональные и отраслевые. Главная их особенность - целевая направленность.

Все элементы финансовой системы взаимосвязаны. Так, финансы предприятий и финансы населения – источники ресурсов для государственных финансов, на них направлены мобилизационные механизмы – налоговая система, система отчислений, таможенные, рентные платежи и прочие. С другой стороны, ресурсы, сконцентрированные в государственных финансах, направляются финансам населения и финансам предприятий в виде дотаций, капиталовложений, социальных программ. Финансы населения и финансы предприятий также связаны между собой: заработная плата и дивиденды, получаемые на предприятии, являются источниками формирования финансов населения. С другой стороны, финансы населения пополняют финансы предприятий через покупку акций, создание малых предприятий

Функции финансов: распределение доходов; стабилизация экономики; стимулирование эффективности общественного производства; мобилизация временно свободных денежных средств и использования их на потребности расширенного воспроизводства.

Влиять на экономические  процессы можно с помощью изменения  совокупных затрат государственного бюджета  и их структуры. Дж.Кейнс: увеличение государственных затрат ведет к росту совокупного спроса, что в свою очередь способствует развитию национального производства в условиях кризиса. Усиление инфляционных процессов требует сокращения государственных затрат и совокупного спроса. Наибольший регулирующий эффект на экономику оказывают объемы государственных затрат на кредиты и субсидии предприятиям, сельскому хозяйству, создание и совершенствование объектов инфраструктуры.

Государственный бюджет – это сложный многоплановый документ, который отражает все разнообразие его функций. В государственном бюджете находят отражение структура доходов и расходов государства.Расходы указывают направление и цели бюджетных ассигнований. Структура расходов бюджета: на государственное управление; оборону; социально-экономические цели; внешнеэкономическую деятельность.

Первое место  в бюджетных расходах развитых стран  занимают затраты на социальные цели: социальную помощь, образование, охрану здоровъя и т.п. Опосредствованно эти расходы влияют на экономические процессы (объем этих затрат определяет уровень обеспечения национальной економики квалифицированной рабочей силой, а помощь малообеспеченным способствует росту совокупного спроса.

Затраты на военные цели и государственный  аппарат – влияют на спрос на товары широкого потребления. Одновременно они отвлекают государственную помощь от предприятий других отраслей. Это приводит к диспропорциям производства (предложение не успевает за спросом).

Затраты на материальное обеспечение внешней  торговли – кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала. Они направлены на стимулирование экспорта, а в долгосрочном плане – на улучшение платежного баланса, укрепление национальной валюты.

Информация о работе Финансово-кредитная система