Финансово-кредитная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:31, реферат

Описание

В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств.

Работа состоит из  1 файл

Финансово кредитная система.docx

— 53.58 Кб (Скачать документ)

Доходы  государственного бюджета состоят  из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, поступлений внебюджетных и целевых фондов. Создание фондов вызвано необходимостью мобилизации больших финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера.

Целью бюджетной  политики является обеспечение баланса между доходами и расходами государственного бюджета. Превышение расходов над доходами приводит к созданиюбюджетного дефицита, который покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Займы осуществляются посредством продажи ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, получения кредитов в банках (местных, МВФ, Мировом банке, Европейского Союза, развитых стран).

Покрытие бюджетного дефицита дополнительной эмиссией приводит к неконтролируемой инфляции с ее последствиями, воспроизводится бюджетный дефицит.

В странах с развитой экономикой эмиссионный банк является независимым от государства, он не обязан финансировать государство, что  позволяет не допускать инфляционного  взрыва, который бы имел место, если бы деньги печатались на заказ.

Государственные займы более безопасны, однако также  отрицательно влияют на економику страны:

Ø   поглощают временно свободные средства, которые могли бы получить частные фирмы в виде кредитов.

Ø   порождают государственный долг, который надо отдавать следующим поколениям.

Ø   иногда ценные бумаги размещаются принудительно, что подрывает рыночную мотивацию частных финансовых институтов.

Государственный бюджет может быть сбалансированым не ежегодно. Дефицит полезен в период спада (стимулирует производство), в период роста он вызывает инфляцию.

Особой статьей  расходов являются расходы на оплату государственного долга. Наиболее опасные последствия - от внешних займов. Не успевая выплатить старые проценты, правительство берет новые кредиты. Государственный долг, превышающий 80 % ВВП или 2,2 объемов экспорта считается угрожающим для стабильности экономики.

Пути уплаты внешнего долга:

1. За счет золотовалютных  резервов;

2. Консолидация внешнего  долга (преобразование коротко-  и среднесрочного долга в долгосрочный).

3. Уменьшение внешнего  долга путем конверсии – превращение  его в долгосрочные инвестиции (в счет долга кредиторам предлагается  участие в капитале или недвижимость  в стране-должнике).

4. Обращение к  международным банкам. Кредиты предоставляются  в обмен на требования политических  изменений.

Важная роль в  обеспечении государством функций  по регулированию экономики приналежит налогам. Налоги – это обязательные сборы с физических и юридических лиц в центральный и местный бюджеты, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами определенной страны. Налоги являются основным источником поступлений в бюджет. В Украине 90% - в центральный бюджет, 70% - в местные. Во Франци - 95%, США - 92%, ФРГ - 72%.

Налоговая система - часть финансовой системы. Она состоит из налогов, методики их расчетов, органов контроля за плательщиками налогов.

Функции налоговой системы:

1. Фискальная - централизация части ВВП в государственном бюджете с целью финансирования государственных затрат (во всех государствах, на всех этапах развития).

2. Регулирующая. Суть - влияние налогов на разные аспекты деятельности их плательщиков. Изымая некоторую часть доходов экономических субъектов, можно стимулировать или тормозить их деятельность в определенных направлениях, то есть регулировать экономические процессы в стране. Использование этой функции осуществляется посредствомналоговой политики.

3. Функция справедливости.

Становление налоговой  системы связано с ее совершенствованием, оптимизацией. Основные принципы оптимизации  налогообложения разработанны еще А.Смитом в работе “Исследование о богатстве народов”.

Современные принципы оптимального налогообложения:

1. Налогообложение  не должно быть чрезмерным. Налоги  не должны подрывать заинтересованность  плательщиков в хозяйственной  деятельности.

2. Один доход не  должен облагаться налогом более  одного раза.

3. Система и процедура  уплаты налогов должны быть  простыми, понятными, удобными для  плательщиков, экономными для налоговых  органов (минимальные затраты).

4. Налоговая система  должна быть гибкой, легко адаптироваться  к меняющимся условиям.

5. Налоговая система  должна отвечать критерию фискальной  достаточности.

6. Налоговая система  не должна вызывать у плательщика  сомнений в неизбежности уплаты  налогов (неуплата должна быть  менее выгодна, чем своевременное  выполнение обязательств).

7. Налоговая система  должна отвечать критерию справедливости.

Американский экономист  А.Лаффер математически обосновал прямую зависимость между прогрессивностью налогообложения, национальным производством и доходами в бюджет (кривая Лаффера): 1 и 2 – соответственно нормальная и запрещенная зоны шкалы.

Снижение  налогов приводит:

Ø   к увеличению количества труда и капитала, предлагаемых на рынке, и увеличению объемов производства.

Ø   к уменьшению случаев уклонения от налогов. 

Государства используют 3 принципа налогообложения:  

І. По объекту  налогообложения:

Ø   Прямые налоги (устанавливаются непосредственно к плательщикам).

Ø   Косвенные - налоги на потребление, то есть на товары и услуги. Являются частью цены реализованного товара. Выплачиваются собственником товара после реализации в бюджет. 

ІІ. По органу, собирающему налоги:

Ø   Общегосударственные - налог на прибыль, земельный, таможенный сбор.

Ø   Местные - 15-17 налогов - гостиничный сбор, за рекламу, коммунальный налог,...  

ІІІ. По порядку  использования:

Ø   Общие.

Ø   Специальные (целевые) – в пенсионный фонд, в инновационный фонд, ...

Нормой  налогообложения является налоговая  ставка - размер налога на единицу обложения:

1) Пропорциональная - если устанавливается единый процент уплаты налогов независимо от размеров дохода.

2) Прогрессивная - если ставка растет с возрастанием доходов.

3) Твердая - устанавливается на единицу объекта независимо от его стоимости (автомобиль).

Прямые  налоги:

1) Подоходный налог с наемных работников, предпринимателей. Прогрессивная ставка налога для работающих на основном месте работы - начиная из необлагаемого минимума, для совместителей - 20%, пропорциональная ставка. Налог с наемных работников взимается при выплате заработной платы, с предпринимателей - на основе деклараций о доходах.

2) Налог на прибыль корпораций (с юридических лиц) – основная ставка 30%. В большинстве стран используются льготы по налогу.

3) Социальные налоги - осуществляются с целью формирования фондов социального страхования.

4) Имущественные налоги - на землю, ценные бумаги и другое имущество, на дарение, наследство. Ставки налога пропорциональные (40% в Англи), прогрессивные (в США 18-50%).

5) Налог на операции с капиталом - с доходов от фондовых операций.

Косвенные налоги - акцизы, таможенная пошлина.

Акцизы - включаются в цены товаров (как правило таких, уровень потребления которых слабоэластичный относительно цены). На Украине это высокорентабельные и монопольные товары. Для отечественных товаров акцизы ниже, для импортных - выше (алкоголь, табак). НДС (налог на добавленную стоимость) - всюду, кроме США, Швеции, Австралии. Налогом облагается стоимость, добавленная на данном этапе производственной деятельности. Стандартная ставка (14-20 %), повышенная (21-38 %), пониженная (4-7 %), нулевая - для экспортных товаров, с некоторых товаров НДС не взимается (меньшая льгота, чем нулевая, по которой вся сумма НДС возвращается).

Таможенная  пошлина - налоги на импортные, экспортные, транзитные товары (взимаются при перевозке через государственную границу. В зависимости от цели использования различают фискальную таможенную пошлину (поступления в бюджет); протекционистскую (защита внутреннего рынка); преференциальную (льготная); антидемпинговую (разновидность протекционистской).

Таможенную пошлину  используют для предотвращения или  стимулирования вывоза товаров, ограничения  импорта.

В некоторых странах  преобладают прямые налоги (Германия, Япония, Канада, США), в некоторых - косвенные (Франция, Италия).

Косвенные налоги более надежный инструмент мобилизации средств в государственный бюджет, так как прямые налоги часто недополучаются вследствие утаивания доходов, но они повышают цены товаров, что особенно тяжело для малообеспеченных слоев населения.

Налоговое регулирование используется:

1) Для преодоления  экономического застоя - льготное  налогообложение с целью увеличения  совокупного спроса.

2) Для стимулирования  НТР, структурной перестройки  - ускоренная амортизация.

3) Для региональных  изменений, создания объектов  инфраструктуры - льготное налогообложение.

Важным законом  рыночной экономики является то, что  деньги должны постоянно находиться в обращении. Временно свободные  денежные средства должны поступать  на рынок ссудных капиталов, а  потом эффективно использоваться в  тех отраслях экономики, которые  испытывают потребность в дополнительных капиталовложениях. 

Кредит - это движение ссудного капитала, осуществляемое на принципах срочности, возвратности, платности (предоставляется на определенный срок с условием обязательного возвращения с выплатой процента за использование).

Функции кредита:

1. Существенно расширил границы общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливались золотыми монетами.

2. Перераспределительная - временно свободные средства направляются в прибыльные отрасли.

3. Экономия затрат обращения - путем взаимозачета платежей, ускорения обращения денег, создания разных форм банковских денег.

4. Капитализация свободных денежных доходов (сокращается время отдыха денег).

5. Ускорение концентрации и централизации капитала путем использования акций и облигаций корпораций.

6. Является действенным инструментом макроэкономического регулирования хозяйственных процессов (антициклическое регулирование, структурная коррекция рыночной экономики, кредитование внешней торговли, регулирование платежного баланса).

Формы кредита (в зависимости от объектов кредитования):

Коммерческий  кредит - представляет собой продажу товара с отсрочкой платежа. Объектомявляется товарный капитал, субъекты - предприятия. Уменьшает резервы платежных средств субъектов рынка для осуществления коммерческих расчетов. Обслуживается вексельными билетами. Предназначен для ускорения движения товара из сферы производства в сферу потребления. Широко используется во взаимоотношениях предприятий- совместителей.

Банковский  кредит - предоставляется банками и специализированными кредитно-финансовыми учреждениями субъектам хозяйственной деятельности, населению, государству в виде денежных займов. Объект - денежный капитал. Коротко-, средне-, долгосрочные. Материально обеспеченные и нет. Кредиты Центрального банка и кредиты коммерческих банков.

Потребительский кредит - заключается в продаже товаров народного потребления с отсрочкой платежа или в предоставлении займов для приобретения этих товаров. Объект - товар (как правило, долгосрочного использования) и деньги (долгосрочные займы для приобретения этих товаров). Субъекты - капиталисты (в банках, магазинах) и население. Реализуется через различные формы коммерческого и банковского кредита. Специализированные банки обслуживают различные формы потребительского кредита: на жилищное строительство, на получение образования.

Государственный кредит.

Заемщиком выступает государство, а кредитором - население. Средства населения являются объектом, по поводу которого возникают экономические отношения между субъектами. Государственные долговые обязательства выступают в виде облигаций, казначейских векселей и др., которые размещаются на рынке государственных ценных бумаг.

Международный кредит - обслуживает миграцию ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Субъекты - товарные ценности, предоставляемые на срок с уплатой процентов, услуги (научные, транспортные, сервисные); валютные ресурсы.

Все формы кредита  тесно связаны между собою  и реализуются через систему  кредитных учреждений. Совокупность последних является кредитной системой государства.

Коммерческие  банки служат основой кредитной  системы. Они организуются как акционерные общества или на паевых началах и являются кредитными учреждениями универсального характера. Это полностью самостоятельные предприятия в сфере торговли ссудным капиталом, не связанные централизованно выданными инструкциями по кредитованию и проведению других операций. Они проводят кредитную политику полностью на свой страх и риск, что способствует оперативному влиянию банков на экономику.

Средства коммерческих банков состоят из собственных и привлеченных.

Собственные - это акционерный капитал от продажи акций на рынке ценных бумаг и резервный капитал, образованный из отчислений от текущей прибыли. Основные ресурсы коммерческих банков - это привлеченные средства - депозиты (вклады) клиентов.

Коммерческие банки  являются одновременно и покупателями, и продавцами временно свободных  денежных средств.

1) Коммерческие банки  мобилизуют денежные средства  путем их покупки (депозиты  и кредиты других коммерческих  банков) - пассивные операции.

2) Продают и инвестируют  денежные средства - предоставляют  кредиты или вкладывают деньги  в инвестиционные проекты (в  ценные бумаги предприятий) - активные операции.

3) Осуществляют биржевые  операции с ценными бумагами.

4) Выполняют посреднические  операции. Лизинговые - предоставление в аренду средств производства предприятиям на условиях последующего выкупа. Трастовые – операции по управлению имуществом и осуществлению других услуг по поручению и в интересах клиента на правах доверенного лица. Факторинговые - предоставление услуг клиентам, направленных на ускорение расчетов между контрагентами (операции по покупке денежных требований поставщиков к своим покупателям с передачей права на получение от последних платежей).

Специализированные  банки - осуществляют отдельные виды кредитования.

Информация о работе Финансово-кредитная система