Финансовые результаты предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 11:41, курсовая работа

Описание

Суть деятельности каждого предприятия определяет особенности его функционирования, содержание и структуру активов, в особенности основных средств; формирует существенную часть конечного финансового результата.

Таким образом, рассмотрение вопроса о сущности и формировании финансовых результатов хозяйствующего субъекта является важным и актуальным в условиях рыночной экономики.

Целью работы является изучение сущности, структуры и формирования финансовых результатов предприятия.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты финансовых результатов
1.1. Финансовые результаты: понятие, сущность, структура 6
1.2. Факторы, влияющие на формирование финансового результата 9
Глава 2. Характеристика составляющих финансовых результатов
2.1. Доходы и расходы организации 18
2.2. Выручка от реализации 23
2.3. Прибыль предприятия 29
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2.3.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

     Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на формирование доходов, а, следовательно, и прибыли предприятия является уровень применяемых в экономике цен. Цена есть основа распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости, через цены реализуются конечные цели предпринимательской деятельности, определяется ее эффективность. Цены обеспечивают конкретному предприятию запланированную прибыль, определяют во многом степень конкурентоспособности производимой им продукции, уровень спроса на нее.

     Для установления цены необходимо:

    • собрать информацию для ценообразования;
    • определить структуру рынка;
    • выяснить фазу развития рынка;
    • проанализировать влияние издержек производства на формирование цен;
    • проанализировать влияние прибыли на формирование цен;
    • определить какой метод установления цены будет применяться;
    • дать оценку инфляционного ожидания.

     В настоящее время в РФ в основном применяются свободные цены, величина которых определяется спросом и  предложением. Переход к свободному ценообразованию сопровождался значительными инфляционными явлениями. Но для узкого круга товаров, производимых естественными монополиями (энергоносители, транспорт и т.д.), используется государственное регулирование цен.

     Различают оптовые (предприятия, промышленности), отпускные и розничные цены.

     Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость  и прибыль предприятия. По оптовым  ценам продукция реализуется  предприятиям или торгово-сбытовым организациям.

     Оптовая цена промышленности включает оптовую  цену предприятия, НДС и акцизы. По оптовым ценам промышленности продукция реализуется за пределы отрасли. При определении цены целесообразно применять цены-франко, что означает, до какого пункта покупатель свободен от расходов по доставке.

     Отпускная цена включает оптовую цену плюс акциз на подакцизные товары.

     Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку). По розничным  ценам товары реализуются конечному  потребителю – населению.  

     2.3. Прибыль предприятия

     Важным  условием предпринимательской деятельности является наличие дохода. Если все поступления денежных средств в составе выручки от реализации относятся к валовому доходу, то за вычетом издержек производства они представляют собой чистый доход.

     Чистый  доход выступает как часть  вновь созданной стоимости в сфере материального производства. Его объем определяет возможности удовлетворения потребностей и расширения производства.

     Важной  задачей каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли  при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

     Прибыль – это экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития.[15]

     За  счет прибыли выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

     Экономическое содержание прибыли проявляется  в выполняемых ею функциях, среди  которых можно выделить следующие:

     Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т.е. прибыль, является измерителем (мерой) эффективности общественного производства. По прибыли определяется  рентабельность использования собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции и т.п. Тем самым прибыль и рентабельность являются основными индикаторами эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

       Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

     В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

     Кроме всего прочего, прибыль служит источником материального стимулирования работников предприятия, так как именно за счет прибыли предприятием может производиться:

    • премирование персонала сверх размеров выплат;
    • выплата материальной помощи;
    • оплата дополнительных отпусков сверх норм;
    • выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия;
    • предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания;
    • оплата жилья, путевок на лечение и отдых работников и их детей и другие виды материальной помощи.

     В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеются три  основных источника получения прибыли:

    • первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
    • второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;
    • третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

     В практическом плане прибыль представляет собой обобщающий показатель результатов хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности.

     Различают прибыль бухгалтерскую и экономическую.

     Экономическая прибыль – это разница между  выручкой и всеми издержками производства (внешними и внутренними).

     В бухгалтерском смысле прибыль – это разница между общей выручкой и внешними издержками.

     В бухгалтерской практике различают  и в процессе анализа хозяйственной  деятельности используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ  и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

     Балансовая  прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ  и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.

     Чистая  прибыль – прибыль, остающаяся у  предприятия, исчисляется как разница  между балансовой прибылью и величиной  уплаченных в бюджет налогов из прибыли.

     Льготируемая  прибыль – часть балансовой прибыли, не подлежащая налогообложению по действующему законодательству.

     Налогооблагаемая  прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению  по установленным ставкам.

     Прибыль как особый систематически воспроизводимый  ресурс организации, конечная цель осуществления  бизнеса, основной источник развития и роста рыночной стоимости предприятия, индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности организации, гарантия выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

     Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематическая нехватка прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности бизнеса.

     Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:

    • получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
    • обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
    • обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;
    • получение достаточного объема инвестированных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;
    • обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Финансовый  результат, т.е. прибыль – это  важнейший показатель хозяйственной  деятельности любого предприятия и  организации. Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия определяется показателем прибылей и убытков, формируемых в течение отчетного года.

     Конечный  финансовый результат (прибыль или  убыток) слагается от финансового  результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия, и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

     Конечный  финансовый результат деятельности предприятия складывается из следующих  составляющих:

    • доходов и расходов по обычным видам деятельности;
    • операционных доходов и расходов;
    • внереализационных доходов и расходов;
    • чрезвычайных доходов и расходов.

     Каждая  из составляющих конечного финансового  результата имеет большое значение и оказывает влияние на жизненно важные показатели функционирования любого предприятия, такие как: финансовое положение, платежеспособность, ликвидность и др.

     Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которые в условиях рыночной экономики составляют основу экономического развития предприятий и организаций. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Прибыль является реальной базой налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

Информация о работе Финансовые результаты предприятия