Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 22:12, реферат
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти.
Финансовый контроль,
его цели и задачи
Важным элементом
бюджетного процесса является контроль,
который обеспечивает эффективность
функционирования государственной
финансовой системы. Под финансовым
контролем понимается система мероприятий
по проверке законности, целесообразности
и эффективности действий по формированию,
распределению и использованию
финансовых ресурсов, находящихся в
распоряжении федерального правительства,
а также региональных и местных
органов власти. Такие мероприятия
проводятся на различных этапах бюджетного
процесса государственными органами финансового
контроля, состав и полномочия которых
закрепляются в бюджетном законодательстве
страны.
Значение финансового
контроля в России существенно возросло
в период перехода к рыночной экономике.
В рыночной системе велика роль налогов,
которые являются не только основным
источником поступлений в доходную
часть бюджета, но и регулятором
хозяйственной деятельности. Развитие
налоговой системы невозможно без
создания эффективной системы контроля
за полнотой и своевременностью уплаты
налогов в бюджет государства. В демократических
странах велика значимость общественного
контроля за расходованием государственных
средств. Усложняется система бюджетного
федерализма, которая также требует создания
новых механизмов контроля за распределением
и использованием бюджетных ресурсов.
Основное назначение
финансового контроля состоит в
том, чтобы обеспечить эффективность
процесса формирования и расходования
денежных средств, находящихся в
руках государства. Контроль является
неотъемлемым элементом процесса государственного
управления. Он способствует успешной
реализации задач, стоящих перед
бюджетной системой страны. Финансовый
контроль призван обеспечивать1:
правильность составления
бюджетов различных уровней и
их исполнения;
соблюдение действующего
бюджетного и налогового законодательства,
правильность ведения бухгалтерского
учета, составления отчетности;
эффективное и целевое
использования средств
выявление резервов
роста бюджетных доходов и
экономии средств;
успешную реализацию
межбюджетных отношений; эффективное
и обоснованное распределение фондов
финансовой поддержки регионов;
пресечение правонарушений
в бюджетной сфере, выявление
финансовых злоупотреблений и применение
наказания к виновным лицам; компенсацию
последствий незаконных действий;
улучшение финансовой
дисциплины, проведение профилактической
и разъяснительной работы.
Объектом финансового
контроля является бюджетная система
и бюджетный процесс. Однако, помимо
этого, он распространяется и на негосударственный
сектор экономики. Частные предприятия
являются плательщиками налогов
и сборов, исполнителями государственных
заказов, получателями бюджетных средств
и налоговых льгот. И в этом
отношении они также подлежат
контролю со стороны государства. Контроль
является элементом государственного
принуждения, поскольку законом
предусмотрены различные формы
ответственности за неисполнение бюджетно-налогового
законодательства.
Формы и методы финансового
контроля
Успешная реализация
контрольных мероприятий
Финансовый контроль
осуществляется на всех этапах бюджетного
процесса. В зависимости от периода
проведения он классифицируется следующим
образом:
предварительный контроль
проводится на этапе составления
проекта бюджета, его рассмотрения
и утверждения представительным
органом власти. Он также осуществляется
при составлении смет бюджетополучателей,
разработке финансовых законопроектов
и др. Специфика предварительного
контроля заключается в том, что он носит
предупреждающий характер и нацелен на
корректировку проекта бюджета до момента
его принятия;
текущий (оперативный)
контроль. Он осуществляется в процессе
исполнения бюджета и направлен
на обеспечение финансовой дисциплины,
соблюдение установленных норм налогообложения
и бюджетных ассигнований, выявление
и пресечение нарушений в бюджетной
сфере. Текущий контроль является наиболее
распространенной формой финансового
контроля. Его основой является анализ
оперативной отчетности об исполнении
бюджета и бухгалтерских
последующий контроль
– это ревизия уже исполненного
бюджета, которая проводится по окончании
финансового года. Проверке подлежит
исполнение плановых показателей по
каждой статье доходов и расходов,
определенной законом о бюджете,
а также исполнение смет бюджетных
учреждений. Анализируются эффективность
и целесообразность произведенных
расходов, полнота и своевременность
зачисления доходов по отдельным
источникам, причины отклонения фактических
показателей от бюджетного плана. Результаты
такого анализа служат основой для
составления проекта бюджета
на очередной год, поэтому последующий
и предварительный контроль тесно
взаимосвязаны.
Субъекты контроля
могут быть различными. В их число
входят: органы государственной власти
и управления (президент, правительство,
парламентом, налоговые, финансовые и
специализированные контрольные органы);
контрольно-ревизионными управлениями
министерств и ведомств; финансово-экономические
службы предприятий и организаций;
аудиторские фирмы; неправительственные
организации; а также граждане страны
как налогоплательщики. Соответственно
можно выделить различные виды финансового
контроля – государственный, ведомственный,
внутрихозяйственный, независимый
и др. Становление гражданского общества
связано с усилением
Финансовый контроль
эффективен тогда, когда он является
комплексным. Различные участники
бюджетного процесса выполняют различные
функции, они обладают разным объемом
информации и аналитическими возможностями.
Поэтому успешная реализация бюджетной
политики возможна лишь тогда, когда
в ней сочетаются все названные
формы контроля.
Для осуществления
контроля могут использоваться различные
методы, к числу которых относятся:
а) проверки, которые
подразделяются на документальные и камеральные.
Документальные проверки проводятся непосредственно
на предприятии или в организации. При
этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская
и статистическая отчетность, расчеты
с бюджетом по налогам и другим обязательным
платежам, иные финансовые документы.
Контрольные органы имеют право изымать
документы, свидетельствующие о сокрытии
объектов налогообложения и незаконном
использовании бюджетных средств в том
случае, если их сохранность не гарантируется
(то есть если они могут быть подменены
или уничтожены). Особенностью камеральных
проверок является то, что они не связаны
с посещением проверяемых организаций.
Такие проверки проводятся по месту нахождения
контрольного органа на основе документов,
предоставленных предприятиями и организациями,
а также иных сведений, имеющихся в его
распоряжении;
б) обследование. Основано
на личном ознакомление проверяющего
с отдельными сторонами деятельности
предприятий и организаций по месту их
нахождения. При этом могут не только изучаться
финансовые документы, но и проводиться
наблюдение, опрос сотрудников, контрольные
замеры, обследование помещений, используемых
для осуществления хозяйственной деятельности,
и др.;
в) экономический
анализ, который предполагает анализ
исполнения доходной и расходной
части бюджета, а также смет бюджетополучателей.
Он позволяет выявить проблемы и
противоречия бюджетного процесса, пути
повышения его эффективности. Поскольку
бюджетная система является одним
из важнейших инструментов регулирования
социально-экономических
г) ревизия. Это наиболее
распространенный метод бюджетного
контроля. Ревизия – это комплекс
взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, учреждений,
организаций. Проверкой может быть
также охвачена работа финансовых органов
по составлению и исполнению бюджета.
Ревизии проводятся в органах
государственной власти и их отдельных
структурных подразделениях; во внебюджетных
фондах; на предприятиях и в организациях
с государственным участием; в
организациях всех форм собственности,
получающих бюджетное финансирование,
и др. Они служат основой для
принятия управленческих решений, способствуют
профилактике нарушений в бюджетной
сфере.
В зависимости от
того, насколько широко ревизии охватывает
деятельность проверяемого объекта, можно
выделить следующие их виды:
комплексные ревизии.
Это наиболее распространенный вид
проверок. Он охватывает все стороны
деятельности ревизуемой организации:
финансовые и хозяйственные операции,
организацию производства, эффективность
использования ресурсов, расчеты
с бюджетом и внебюджетными фондами,
состояние бухгалтерского учета и др.
Для проверки отдельных вопросов могут
привлекаться специалисты в предметной
области;
тематическая ревизия,
при которой проверке подлежит лишь
определенный участок деятельности
организации. Такая ревизия не дает
полного представления о работе
объекта, но позволяет провести углубленный
анализ по какой-либо одной проблеме.
Если проверка однородных участков проводится
в нескольких организациях, это дает
возможность выявить типичные недостатки,
разработать рекомендации по их преодолению.
Все нарушения, которые
были выявлены в процессе проверки,
отражаются в акте ревизии. Акт является
официальным документом, на основе
которого делаются выводы о деятельности
организации и принимаются
После ознакомления
с актом ревизии руководитель
контрольного органа выносит решение
по устранению выявленных недостатков.
Материалы проверок могут быть также
направлены в вышестоящие инстанции,
а при наличии серьезных
Органы государственного
финансового контроля
В рамках бюджетного
процесса многие его участники наделяются
контрольными функциями. Эти полномочия
выполняют глава государства, органы
исполнительной и законодательной
власти, специализированные контрольные
органы, а также распорядители
бюджетных средств.
Президентский контроль
за состоянием государственных финансов
осуществляется в соответствии с Конституцией
путем подписания федеральных законов,
издания указов и распоряжений по финансовым
вопросам и др. Его целью является обеспечение
целостности экономического пространства
страны, единства бюджетной и налоговой
политики на всей ее территории. В состав
Администрации Президента РФ входит Главное
Контрольное управление, которое также
наделено рядом полномочий. Оно не может
самостоятельно применять какие-либо
санкции, оно вправе направлять предписания
об устранении финансовых нарушений. Предложения,
сделанные по итогам проверок, вносятся
на рассмотрение Президента.
Важной формой финансового
контроля в России и за рубежом
является парламентский контроль. В
соответствии с Бюджетным кодексом
законодательные (представительные) органы
власти осуществляют:
предварительный контроль
– в ходе обсуждения и утверждения
проектов законов о бюджете и
других нормативных актов, посвященных
финансовым вопросам;
текущий контроль –
при рассмотрении отдельных вопросов
исполнения бюджета на заседаниях парламентских
комитетов, комиссий, рабочих групп
в ходе парламентских слушаний и
в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль
– при рассмотрении и утверждении
отчетов об исполнении бюджета, подготовленных
исполнительной властью.
В обеих палатах
Федерального Собрания имеются специальные
комитеты, отвечающие за рассмотрение
вопросов, связанных с государственными
финансами. К их функциям относится
проверка доходов и расходов, предусмотренных
законопроектом о бюджете на очередной
год, подготовка заключения на проект
бюджета, контроль за рациональным использованием
государственных средств.
Для осуществления
контрольных полномочий парламент
наделяется следующими правами: получать
от органов исполнительной власти и
местного самоуправления сопроводительные
материалы, необходимые при утверждении
бюджета; получать от государственных
финансовых органов оперативную
информацию о ходе исполнения бюджета;
выносить оценку деятельности органов,
исполняющих бюджет, и др. Законодатели
регулярно получают сведения о состоянии
государственных финансов через
специально созданный контрольный
орган – Счетную палату. Основной
задачей Счетной палаты является проведение
внешнего аудита бюджета. Ее функции и
статус будут рассмотрены нами более подробно.