Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 22:12, реферат
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти.
В системе исполнительной
власти контрольными полномочиями наделены:
Министерство финансов, Федеральное
казначейство, региональные и муниципальные
финансовые органы, главные распорядители
и распорядители бюджетных
Министерство финансов
РФ является органом, обеспечивающим проведение
единой финансовой, бюджетной, налоговой
и валютной политики в стране, и
обладает широкими контрольными полномочиями
в данной сфере. Оно контролирует
рациональное и целевое использование
бюджетных средств главными распорядителями,
распорядителями и получателями, проверяет
составленные ими сметы. В пределах своей
компетенции Минфин проводит комплексные
ревизии и тематические проверки поступлений
и расходования средств федерального
бюджета. Он организует проверки и ревизии
получателей государственных гарантий,
бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций.
К его функциям относится составление
отчета об исполнении федерального и консолидированного
бюджета РФ, а также разработка единой
методологии отчетов об исполнении бюджетов
всех уровней. Все управления и отделы
Минфина осуществляют финансовый контроль
в пределах своей компетенции.
Функцию бюджетного
контроля выполняет также Главное
управление федерального казначейства,
входящее в состав Министерства финансов.
Казначейство как орган, ответственный
за исполнение бюджета, призвано контролировать
процесс формирования и расходования
государственных средств. Оно осуществляет
предварительный и текущий
В сфере финансового
контроля органы казначейства имеют
следующие права:
производить в министерствах
и ведомствах, на предприятиях, в
учреждениях и организациях, в
банках и иных финансово-кредитных
учреждениях любых форм собственности,
проверки денежных документов, регистров
бухгалтерского учета, отчетов, планов,
смет и иных документов, связанных
с зачислением, перечислением и
использованием средств федерального
бюджета;
получать от финансово-кредитных
учреждений справки о состоянии
счетов предприятий, учреждений и организаций,
использующих средства федерального бюджета
и внебюджетных фондов;
требовать от руководителей
и других должностных лиц проверяемых
организаций устранения выявленных
нарушений, контролировать их устранение;
приостанавливать
операции по счетам организаций, использующих
бюджетные средства, при непредставлении
ими необходимых бухгалтерских
и финансовых документов;
изымать документы,
свидетельствующие о нарушениях
порядка исполнения бюджета и
внебюджетных фондов;
выдавать предписания
о взыскании бюджетных средств,
используемых не по целевому назначению,
с наложением предусмотренного законом
штрафа. Исполнение таких предписаний
является обязательным;
налагать на банки
или другие финансово-кредитные
учреждения штраф в случаях
Широкие контрольные
полномочия в рамках бюджетного процесса
предоставлены налоговым
Контроль за поступлением
налоговых доходов в бюджет государства
осуществляют система органов Министерства
РФ по налогам и сборам и Государственный
таможенный комитет. Министерство по налогам
и сборам ведет учет налогоплательщиков,
контролирует соблюдение ими налогового
законодательства, правильность исчисления,
полноту и своевременность уплаты налогов
и других обязательных платежей в бюджет
и внебюджетные фонды. Полномочия таможенного
комитета распространяются на отдельные
виды налогов, связанных с внешнеэкономической
деятельностью: НДС, акцизы на экспортируемые
и импортируемые товары, таможенную пошлину.
Помимо названных
органов, в проведении финансового
контроля участвуют главные
Помимо государственного
и внутриведомственного контроля, важное
значение имеет и так называемый внутрихозяйственный
контроль. Он проводится бухгалтерией
и финансовыми службами самой организации-бюджетополучателя.
Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль
за всеми финансовыми операциями. Она
проверяет законность и целевой характер
расходования средств, отвечает за полноту
и своевременность уплаты налогов в бюджет.
Ведущая роль в организации внутрихозяйственного
контроля принадлежит главному бухгалтеру.
Для проведения контрольных
мероприятий финансовые органы государства
и сами бюджетополучатели могут
привлекать аудиторские службы. В
мировой практике аудиторский контроль
распространен очень широко. В
настоящее время эта система
получает развития и в России. Целью
аудита является проверка финансовой
и бухгалтерской отчетности организации,
степени ее достоверности, а также
законности проводимых финансовых операций.
Аудиторские проверки
подразделяются на внешние и внутренние.
Внутренний аудит проводится аудиторской
службой самой организации. Его задача
– это сбор дополнительной информации
для принятия управленческих решений,
повышения эффективности работы организации,
увеличения рентабельности и рационального
использования производственных ресурсов.
Внутренний аудит проводится по инициативе
руководства, и организация самостоятельно
покрывает все связанные с ним расходы.
Отличие внешнего аудита заключается
в том, что его выполняют специальные аудиторские
фирмы на основе договора. Такие проверки
могут проводиться по решению государственных
финансовых и контрольных органов, банков,
организаций–партнеров и др.
Счетная палата как
орган финансового контроля
Важное место в
системе государственного финансового
контроля принадлежит Счетной палате.
Счетная палата Российской Федерации
является постоянно действующим
и независимым контрольным
Задачи Счетной
палаты определены федеральным законом.
К их числу относятся:
организация и осуществление
контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам, структуре и целевому
назначению;
определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования
оценка обоснованности
доходных и расходных статей проектов
федерального бюджета и бюджетов
внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза
проектов законов и других нормативных
актов, предусматривающих расходы
федерального бюджета, или влияющих
на формирование и исполнение бюджета
и внебюджетных фондов;
анализ выявленных
отклонений от установленных показателей
бюджета, подготовка предложений по
их устранению и совершенствованию
бюджетного процесса;
контроль за законностью
и своевременностью движения бюджетных
средств в Центральном банке, уполномоченных
банках и других финансово-кредитных учреждениях;
регулярное представление
Совету Федерации и Государственной
Думе информации о ходе исполнения
федерального бюджета и результатах
проводимых контрольных мероприятий.
Хотя Счетная палата
образована парламентом и подотчетна
ему, при решении возложенных
на нее задач в соответствии она
обладает организационной и
Важнейшими направлениями
работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная,
экспертно-аналитическая и
Контрольно-ревизионная
деятельность осуществляется в следующих
формах:
контроль за своевременным
исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов внебюджетных
фондов; оценка обоснованности законопроектов,
представленных исполнительной властью;
определение эффективности
и целесообразности использования
государственной собственности, контроль
за поступлением в бюджет доходов от госсобственности;
контроль за состоянием
государственного внутреннего и внешнего
долга России, за использованием кредитных
ресурсов;
контроль за банковской
системой в части обслуживания федерального
бюджета и государственного долга РФ.
Счетная палата проводит
комплексные ревизии и
получают, перечисляют,
используют средства из федерального
бюджета;
используют федеральную
собственность либо управляют ею;
имеют налоговые, таможенные
и иные льготы, предоставленные федеральными
законами или органами власти.
Все названные субъекты
обязаны предоставлять
При выполнении своих
служебных обязанностей инспекторам
Счетной палаты предоставлены следующие
права. Они могут беспрепятственно
посещать государственные органы, предприятия,
учреждения и организации, банки
и иные кредитно-финансовые учреждения
независимо от форм собственности, воинские
части и подразделения, входить
в любые производственные, складские,
торговые и канцелярские помещения;
опечатывать кассы, кассовые и служебные
помещения, склады и архивы. По итогам
ревизии или проверки составляется
отчет. При обнаружении хищений,
злоупотреблений, подлогов и других
нарушений инспектор вправе изъять
необходимые документы. В этом случае
составляется акт изъятия, и к
делу прилагается опись или копия
изъятых документов. Вмешиваться
в оперативную деятельность проверяемых
объектов, а также предавать гласности
свои выводы до завершения проверки инспекторы
не вправе.