Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.
Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Содержание

Введение
Глава 1 Содержание и задачи финансовой политики
1.1 Финансовая политика: понятие, содержание и задачи
1.2 Цели, направления и роль финансовой политики
1.3 Типы финансовой политики
Глава 2 Сущность и содержание финансового механизма
2.1 Понятие финансового механизма, его структура
2.2 Финансовые рычаги и стимулы
2.3 Организационные структуры финансового механизма
Глава 3 Роль финансового механизма в реализации финансовой политики
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая Восковец 381ФС финансы.docx

— 54.31 Кб (Скачать документ)

Политика минимальных  ограничений направлена на формирование максимальной заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности и граждан в эффективном хозяйствовании. В данном случае в основном регламентируются только взаимоотношения с государством, которые вдобавок сводятся к минимуму. Преобладающая часть финансовых отношений в таких условиях регламентируется на договорных началах между отдельными субъектами.

Текущая финансовая деятельность государства отображает тактику реализации финансовой политики, ее основным орудием является бюджет. Его структуризация по источникам формирования доходов и направлениям финансирования расходов, по уровням административно-территориального деления характеризует ту или иную финансовую политику.

В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика, она делится на такие  виды:

  • политику стабилизации;
  • политику экономического роста;
  • политику сдерживания деловой активности.

Политика стабилизации направлена на поддержание макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Ее реализация базируется на обеспечении стабильных объемов финансовых ресурсов при постоянных пропорциях распределения и перераспределения полученных доходов. Различают две разновидности этой политики, которые довольно существенно отличаются одна от другой. Первая - это политика стабилизации после экономического спада, которая носит стимулирующий характер. Вторая - политика стабилизации в период экономического подъема, которая имеет ограничительное направление.

Политика экономического роста направлена на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом его потенциала. Она нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться тремя основными способами - через возрастание государственных расходов, снижение уровня налогообложения и проведение политики "дешевых денег". Использование государственных расходов как стимула роста ВВП отражает прямое государственное влияние на основе финансирования экономических потребностей. Это финансирование отображает приток дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов производства. Снижение уровня налогообложения ведет к увеличению массы внутренних ресурсов предприятий. Политика "дешевых денег" состоит в минимизации процентных ставок по кредитам и расширяет возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов.

Политика сдерживания  деловой активности используется для регулирования экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики вследствие чрезмерных темпов экономического роста. Она осуществляется такими же способами, как и политика экономического роста, только в обратном направлении - сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения, установление высоких процентных ставок по кредитам.

По характеру реализации финансовая политика делится на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная политика предусматривает осуществление государством определенных мероприятий, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные мероприятия, стимулирующие или сдерживающие, применяются в соответствии с ситуацией, которая складывается в данное время в экономике и финансах. Без осуществления этих мероприятий ситуация улучшиться не может.

Недискреционная политика состоит в использовании определенных финансовых инструментов - "вмонтированных стабилизаторов", которые автоматически регулируют ситуацию в экономике.

Функции "вмонтированных стабилизаторов" выполняют перво-наперво налоги, а также социальные государственные выплаты, разные субсидии. Вместе с тем полной сбалансированности с помощью вмонтированных стабилизаторов достичь тяжело. Поэтому в финансовой практике используются одновременно и "вмонтированные стабилизаторы", и средства дискреционной политики.

Дееспособность финансовой политики зависит от эффективности  деятельности государства на каждом этапе и правильности принятых решений, ее формирование начинается с четкого  определения целей и постановки обоснованных задач. Исходя из этого, осуществляется выбор типа финансовой политики - жесткая или умеренная регламентация, или политика минимальных ограничений, дискреционная или встроенных стабилизаторов. На этой основе выбираются направления реализации (решается, какие задачи обеспечиваются средствами монетарной, а что - фискальной политики) и инструменты реализации, и способы обеспечения координированности их действий.

На основе сформированной политики осуществляются конкретные мероприятия  в сфере финансов. При этом очень  важно обеспечить действенность  финансовых инструментов, ведь результативность финансовой политики зависит как  от ее обоснованности, так и от того, как реализуются механизмы ее осуществления. В связи с этим крайне важным является контроль за ходом реализации выработанной финансовой политики. Финансовые отношения и финансовая деятельность настолько сложны и многофакторны, что любые изменения в экономической среде могут или изменить действие финансовых инструментов, или направить их в другую сторону. Это, в свою очередь, может привести к совсем другим результатам, по сравнению с теми, которые ожидались от данной финансовой политики [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Сущность и содержание финансового механизма

2.1 Понятие финансового механизма, его структура

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

К элементам финансового механизма  относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных  норм и нормативов, которые используются при определении доходов и  расходов государства, организации  и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка  ценных бумаг.

Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи  с решением различных тактических  задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности  социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Финансовый механизм представляет собой действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования  финансовых ресурсов. В структуру  финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное  и информационное обеспечение [5].

Рассмотрим элементы финансового  механизма.

  1. Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.

Это обусловлено  тем, что функции финансов в сфере  производства и обращения тесно  связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой  соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной  деятельности. Целью применения коммерческого  расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных  затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми  результатами этой деятельности. При  этом необходимо рассчитать и сопоставить  различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли  на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

  1. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.

В финансовом менеджменте  финансовый рычаг представляет собой  коэффициент, показывающий отношение  цены сделки к средствам, которыми должен обладать участник рынка для её заключения.

 Эффект финансового  рычага заключается в приращении  к рентабельности собственных  средств, получаемого благодаря  использованию кредита, несмотря  на платность последнего.

  1. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
  2. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.
  3. Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации [1].

 К финансовой  информации относится:

  • Осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.;
  • Сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах;
  • Различные другие сведения.

Тот, кто владеет  информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях  и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества [3].

 

2.2 Финансовые  рычаги и стимулы

Все мероприятия финансовой политики, направляемые к упорядочению бюджетного устройства, корректированию  денежного обращения, организацию  кредита, совершенствованию ценообразования не в состоянии преодолеть экономический кризис, составляющий основу кризиса финансов.

Выход состоит в повышении  производительности труда в сфере  материального производства, в увеличении емкости рынка, как за счет крупного производства, так и за счет увеличения товарного предложения со стороны мелких предпринимателей, производящих промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, укрепление финансов зависит от развития производства и товарооборота, а устойчивость финансов, бездефицитность бюджета и стабильность денег в свою очередь являются важнейшими факторами успешного развития народного хозяйства. Инструментами же формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода являются финансовые рычаги. В их состав входят: прибыль, налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций различных форм собственности, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование, налоги с населения, страховые платежи и т. п.

При расходовании фондов финансовых ресурсов как централизованных, так  и децентрализованных используются финансовые рычаги, связанные с финансированием  капитальных вложений, расходованием  оборотных средств, фондов экономического стимулирования, дотаций, пенсионных источников, сумм страховых возмещений по всем видам страхования, пособий, стипендий и др.

Каждый финансовый рычаг  выполняет определенную функцию  и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны  между собой и представляют целостную  систему показателей, используемых при организации и регулировании финансовых отношений.

Участвуя в формировании и использовании фондов денежных ресурсов, финансовые рычаги должны воздействовать на экономическую деятельность хозорганов, стимулировать экономический рост, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, выполнять  все другие задачи, связанные с  организацией производства в условиях коммерческого расчета. Воздействие  финансовых рычагов на развитие общественного  производства зависит от функций, которыми они наделены, и от реализации этих функций на практике. Так, исторический опыт показывает, что налоги при  правильном их применении приносят огромную пользу государству, а при ошибочном  — непоправимый вред. Даже технический  момент в налоговой практике играет очень важную роль. Классическим примером этого в истории советской  экономики является факт замены продразверстки продналогом. В результате этого  налог стал взиматься в другой форме и это привело к положительным результатам, хотя тяжесть обложения сохранилась почти на прежнем уровне. Отсюда вывод — все финансовые рычаги требуют к себе самого внимательного отношения как при их разработке, так и при применении.

Информация о работе Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики