Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.
Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Содержание

Введение
Глава 1 Содержание и задачи финансовой политики
1.1 Финансовая политика: понятие, содержание и задачи
1.2 Цели, направления и роль финансовой политики
1.3 Типы финансовой политики
Глава 2 Сущность и содержание финансового механизма
2.1 Понятие финансового механизма, его структура
2.2 Финансовые рычаги и стимулы
2.3 Организационные структуры финансового механизма
Глава 3 Роль финансового механизма в реализации финансовой политики
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая Восковец 381ФС финансы.docx

— 54.31 Кб (Скачать документ)

Важное значение играет как в производственной, так и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов, являющихся рычагами воздействия на общественное производство. Превращение финансов в инструмент, обеспечивающий органическое включение товарно-денежных отношений в механизм управления рыночной экономикой, усиление воздействия финансов на производство в современных условиях хозяйствования происходит путем совершенствования всех форм финансовых отношений, в том числе и посредством активизации финансовых стимулов — поощрением за хорошие показатели деятельности и применением санкций за нарушения.

Финансовые рычаги - конкретные формы финансовых отношений, действие которых связано с формированием, распределением и использованием денежных доходов и фондов денежных средств как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных отраслей, предприятий, организаций.

В состав финансовых рычагов входят:

  1. налоги;
  2. сборы;
  3. таможенные пошлины;
  4. другие платежи и отчисления в централизованные фонды денежных средств;
  5. прибыль хозяйствующего субъекта;
  6. амортизационные отчисления;
  7. бюджетные ассигнования;
  8. дотации, субсидии, субвенции;
  9. бюджетные ссуды и займы;
  10. стипендии, пособия, пенсии, премии, поощрения, материальная помощь и т. д.

Многообразие финансовых рычагов требует их группировки:

  1. финансовые рычаги, применяемые в процессе формирования денежных доходов и фондов денежных средств;
  2. финансовые рычаги, проявляющиеся в процессе их распределения.

Различного рода стимулы, выражающие содержание финансового  механизма, могут быть применены  при формировании доходов, накоплений и фондов.

Финансовые стимулы - способность различных форм финансовых отношений материально воздействовать на субъектов с целью повышения их заинтересованности в результатах своей деятельности:

  1. прибыль;
  2. налоги;
  3. стипендии;
  4. премии;
  5. поощрения и тд [7].

 Широкий спектр различных  льгот предусмотрен по налогам,  взимаемым в бюджет путем частичного  или полного освобождения предприятий  от их уплаты. Целью стимулирования  является увеличение средств,  направляемых на мероприятия,  связанные с развитием производства, с социальными потребностями  работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением  производства отдельных видов  продукции (работ, услуг). При сокрытии  же доходов или уплате их  с опозданием применяются разного  рода санкции как экономического, так и административного характера,  вплоть до уголовной ответственности.

Льготы и санкции применяются  и при организации финансирования и кредитования производственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Например, они могут  быть применены за не целевое использование  средств, несвоевременное погашение банковских ссуд.

Важное значение имеет и разработка количественных параметров каждого элемента финансового механизма, т. е. определение ставок, норм и нормативов выделения и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов и пр.

Одним из основополагающих принципов деятельности законодательных  и исполнительных органов, связанных  с применением финансовых рычагов  и стимулов, разработкой норм и  нормативов, является оперативный учет изменений хозяйственных процессов  и своевременное воздействие  на них, направленное на повышение эффективности  экономического развития государства [6].

 

 

2.3 Организационные структуры финансового механизма

Управление финансами  представляет собой процесс, который  организуют и которым руководят  органы государственной власти в  соответствии с законодательством:

- Федеральное Собрание, которое  регламентирует деятельность финансовой  системы, устанавливает взаимоотношения  всех хозяйствующих субъектов,  утверждает федеральный бюджет  и финансовое законодательство;

- Правительство Российской  Федерации готовит проект государственного  бюджета, выступает как центр  оперативного и текущего управления  финансами и включает в свой  состав многие министерства и  ведомства, на которые возложены  обязанности и ответственности  по направлениям развития экономики;

- Счетная палата РФ  контролирует расходование и  целевое назначение федеральных  денежных средств;

- Министерство финансов  РФ осуществляет общее руководство  в финансовой сфере и исполнение  бюджета; организует разработку  бюджета и его исполнение; участвует  в разработке плана финансовых  ресурсов страны; ведет контроль  за финансово хозяйственной деятельностью  организаций и предприятий всех  форм собственности;

- Федеральное казначейство  организует кассовое исполнение  бюджета и является подразделением  Министерством финансов РФ;

- Министерство экономики  РФ является руководящим органом  в выработке стратегии экономического  развития и разрабатывает баланс  финансовых ресурсов страны;

- Министерство по налогам  и сборам РФ является контролирующим  органом во взаимоотношениях  хозяйствующих структур с государством;

- Министерство государственного  имущества РФ организует управление  государственным имуществом с  целью получения доходов неналогового  характера и налогов, уплачиваемых  государственными организациями  и предприятиями;

- Федеральная комиссия  по ценным бумагам контролирует  деятельность участников фондового  рынка;

- Система учреждений Центрального  банка РФ формирует денежно-кредитную  политику и осуществляет кассовое  исполнение бюджета, а также  ведет контроль за деятельностью кредитных учреждений.

- Предпринимательские структуры  – хозяйствующие субъекты являются  субъектами управления финансами [4].

 

Глава 3 Роль финансового механизма в реализации финансовой политики

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами. 
Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих элементов  финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное воздействие финансового  механизма выражается через объем  и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового  механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Эффективность используемого финансового  механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием  всех его элементов. Основными условиями  эффективности функционирования финансового  механизма являются:

  • объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;
  • соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;
  • связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
  • взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике. 
    Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях [8].

Информация о работе Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики