Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является: выявление сущности и порядка обеспечения финансового механизма социальных гарантий в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность финансового механизма и основы финансирования
социальных гарантий
1.1. Сущность финансового механизма 5
1.2. Социальные гарантии и механизм их реализации 7
1.3. Источники финансирования социальных гарантий 12
Глава 2. Анализ финансового механизма бюджетного обеспечения
социальных гарантий в России
2.1. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы 17
2.2. Тенденции финансирования основных направлений социальной
сферы 20
2.3 Анализ социальных выплат населению, на примере трудовых пенсий за период 2009-2011 года. 22
2.4. Проблемы обеспечения социальных гарантий в России и варианты
их решения 27
Заключение 30
Список используемой литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

 

   Глава 2. Анализ финансового  механизма бюджетного обеспечения социальных гарантий в России

 

     2.1. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы

     Глобальные  перемены, произошедшие в России за последнее десятилетие: смена общественной формации, преобразование всех институтов власти, переход от плановой экономики на принципы рыночной и становление свободной конкуренции, как в производственной, так и в непроизводственной сферах, не могли не отразиться на социальном климате в обществе.

     Недостаточное финансирование государством принятых им федеральных социальных законов на протяжении второй половины 1990-х гг. привело к отрицательным последствиям разного масштаба и уровня, среди которых - снижение эффективности федеральной социальной политики и усиление социальной напряженности в обществе.

     За  прошедшие с начала реформ годы произошла  заметная и принципиально важная деформация в структуре источников финансирования социальной сферы. Наиболее важной отличительной особенностью этого процесса стал резкий абсолютный и относительный рост расходов на социальные услуги и социальные денежные выплаты из нецентрализованных и внебюджетных источников. Во всех без исключения отраслях социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание) увеличилась доля расходов населения в финансировании социальной сферы.

     Серьезной проблемой является количественное несоответствие муниципальных доходов  и расходов. Слабое наполнение финансовыми  ресурсами приводит местные бюджеты  в целом к ухудшению финансирования социальной сферы муниципальных образований. Поэтому существующее положение требует от муниципальных образований поиска принципиально иных источников финансирования. Если уровень текущих муниципальных расходов определяется величиной текущих доходов, то привлечение заемных ресурсов позволяет органам местного самоуправления перейти к целевому планированию расходов - принимать новые муниципальные программы и финансировать их за счет займов. Такой подход представляется справедливым: поскольку использование займов дает возможность не только в короткие сроки обеспечить финансирование проектов, но и равномерно распределить бремя расходов между всеми поколениями жителей, пользующихся созданной инфраструктурой. Также необходимо увеличение доходной базы местных бюджетов путем закрепления за ними собственных налоговых доходов.

     Существующие  источники финансирования социальной сферы обеспечивают минимальные условия ее поддерживания (текущие платежи на заработную плату и за коммунальные услуги). Такое положение приводит к деградации и разрушению ее основных фондов.

     Ограниченность  инвестиций, осуществляемых за счет федерального, региональных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, которые в последние годы направляются в социальную сферу, стали одной из главных причин, сдерживающих строительство и реконструкцию объектов образования, здравоохранения; культуры, науки, а также внедрение в эти отрасли экономики современного, прогрессивного оборудования.

     Отсюда  очевидны два главных направления  укрепления местного самоуправления: добиться демократического формирования и функционирования местной власти на всей территории страны, а также четко определить полномочия муниципалитетов, отделив их от полномочий других уровней власти, с одновременной передачей им необходимого объема средств.

     Бюджет  является одним из универсальных  механизмов, с помощью которых  государство участвует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей.

     Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  является последовательное повышение  уровня жизни населения и обеспечение  социальных гарантий.

     К социальным гарантиям, обеспечение которых возлагается но отрасли социальной сферы, относятся, прежде всего, гарантии в области социального обслуживания, здравоохранения, образования и культуры.

     Для чего предлагается установление государственных  минимальных социальных стандартов (ГМСС) услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

     За  счет средств федерального бюджета  финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

     Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим источником финансирования образовательных заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными учреждениями.

     Финансовое  обеспечение образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов.

     Следствием  постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения, а в итоге - к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе.

     В плане действий Правительства РФ в сфере образования предусматривается  создание условий для реализации гражданами своих конституционных  прав на образование, по структуре и  качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

     Расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются  крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и др. 

     2.2. Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы

     Одним из мероприятий по стабилизации обстановки в социальной сфере будет разработка финансово-хозяйственного механизма, обеспечивающего последовательное внедрение программно-целевого, контрактного и инвестиционного методов финансирования учреждений культуры.

     Внимание  Правительства Российской Федерации  в области социальной поддержки  населения будет сконцентрировано на повышении защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможности  для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; создании необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.

     Первоочередные  действия Правительства Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения и страхования предусматривают:

     - поэтапное повышение до 1,2 предельного  соотношения заработка при исчислении  пенсий с применением индивидуального  коэффициента пенсионера;

     - введение механизмов накопительного  финансирования досрочных пенсий;

     - организацию государственного пенсионного  страхования. 

     - определение норм и видов пенсий, условий их предоставления в системе государственного пенсионного страхования;

     - введение учета накоплений на  индивидуальных счетах граждан  в системе пенсионного страхования на основе индивидуального (персонифицированного) учета.

     Главной целью развития жилищно-коммунального  хозяйства является создание условий  для реализации гражданами их конституционных  прав на жилище в соответствии с  установленными социальными стандартами безопасности проживания.

     Реализация  поставленных задач в социальной сфере позволит более рационально  использовать финансовые ресурсы государства, обеспечить единый подход к установлению федеральной составляющей и рамочных условий для разработки региональной составляющей государственного стандарта во всех отраслях этой сферы. Поэтому роль государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов не только не уменьшается, но и неизмеримо возрастает.

     Немаловажную  роль играет установление состава государственных минимальных социальных стандартов, их распределение в зависимости от источника финансирования на федеральные, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     В настоящее время нет стройной системы государственных минимальных социальных стандартов. Одной из задач по улучшению состояния социальной сферы является разработка Единого перечня государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов. Этим вопросом в настоящее время занимается Министерство экономики и развития РФ совместно с министерствами и ведомствами и Государственной Думой федерального Собрания Российской Федерации.

     Одним из основных направлений совершенствования  методики расчета норм и нормативов должно стать неукоснительное руководство  и исполнение действующих нормативных правовых актов, а также увязка с принимаемыми сегодня мерами по стабилизации социально-экономического положения в стране, оздоровлению государственных финансов и упорядочению расходов бюджетных учреждений.

     Таким образом, одним из мероприятий по стабилизации обстановки в социальной сфере будет разработка финансово-хозяйственного механизма, обеспечивающего последовательное внедрение программно-целевого, контрактного и инвестиционного методов финансирования учреждений культуры. 

    2.3 Анализ социальных  выплат населению,  на примере трудовых  пенсий за период 2009-2011 года.

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы Фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

     Существующая  в России пенсионная система предполагает обязательное пенсионное страхование (ОПС). Это означает, что все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. Работодатель обязан перечислять в пенсионный фонд страховые взносы, на финансирование которых уплачивается до 20% от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы для граждан 1967 года рождения и моложе распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной:

     Базовая часть  (6% от размера зарплаты) - идет в федеральный бюджет и далее  на выплату нынешних пенсий. Она  не отражается и не сохраняется на лицевом (личном) счете будущего пенсионера (подробнее далее в этой статье).

     Страховая часть (8% от размера зарплаты) - отражается на лицевом счете застрахованного  лица как долг государства перед  ним, но не сохраняется, а идет на выплату  нынешних пенсий (подробнее далее  в этой статье).

     Накопительная (6% от размера зарплаты) - Отражается на лицевом счете застрахованного  лица и сохраняется, точнее инвестируется  в пользу застрахованного лица. В  результате эта часть пополняется  также за счет дохода от инвестирования накопленных средств.

     Накопительная часть предназначены для инвестирования и получения дополнительного  дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в  специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии. Владелец пенсионного счета вправе выбирать организацию, которая будет профессионально управлять этим капиталом.

     В составе трудовой пенсии граждан 1966 года рождения и старше нет накопительной части. Эта доля их песнии включена в страховую часть, которая в результате составляет 14%. Как-либо управлять своей государственной пенсией люди этого возраста не могут. Но они могут создать себе дополнительную пенсию через те же механизмы, через которые осуществляется управление накопительной частью государственной пенсии.

Информация о работе Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий в России