Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 15:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является: выявление сущности и порядка обеспечения финансового механизма социальных гарантий в России.
Введение 3
Глава 1. Сущность финансового механизма и основы финансирования
социальных гарантий
1.1. Сущность финансового механизма 5
1.2. Социальные гарантии и механизм их реализации 7
1.3. Источники финансирования социальных гарантий 12
Глава 2. Анализ финансового механизма бюджетного обеспечения
социальных гарантий в России
2.1. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы 17
2.2. Тенденции финансирования основных направлений социальной
сферы 20
2.3 Анализ социальных выплат населению, на примере трудовых пенсий за период 2009-2011 года. 22
2.4. Проблемы обеспечения социальных гарантий в России и варианты
их решения 27
Заключение 30
Список используемой литературы 33
Базовая
часть пенсии предназначена для
выплаты пенсий нынешним пенсионерам.
Базовая часть имеет
Страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем полученных прав регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и базовая часть трудовой пенсии. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно.
Данные за 2009 год.
Бюджет ПФР за 2009 год исполнен по доходам в сумме 3222,6 млрд. рублей, по расходам – в сумме 3008,7 млрд. рублей.
С 1 марта 2009 года на 8,7% увеличился размер базовой части трудовой пенсии по старости – он составит 1950 рублей.
в течение года пенсии были повышены еще два раза.
1
августа на 7,5% внепланово проиндексирована
страховая часть трудовой
Базовая часть трудовой пенсии и социальная пенсия 1 декабря проиндексированы на 31,4%. Таким образом, всего за 2009 год пенсии проиндексированы 4 раза
В результате, к концу 2009 года среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, которую в России получают свыше 30 млн. человек, превысил прожиточный минимум пенсионера на 33% и будет составлять 5 641 руб.
Размер социальной пенсии, которую получают 2,5 млн. россиян, в конце года достигла величины прожиточного минимума пенсионера – 4 294 рубля.
Данные за 2010 год.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:
– по доходам 4,6 трлн. рублей
– по расходам 4,2 трлн. рублей
Доходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составили 361,2 млрд. рублей. Объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 1,9 трлн. рублей. Расходы на выплату пенсий 3,7 трлн. рублей.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010 году по доходам превысил 4,6трл рублей. Это 10,4% ВВП страны.
1 января
2010 года расчетный пенсионный
капитал будет увеличен на 10%.
Также к нему будет
1 апреля 2010 года трудовые пенсии были проиндексированы на 6,3%. В результате средний размер трудовой пенсии по старости достиг 8 180 рублей. Социальные пенсии увеличены на 8,8%, в результате их средний размер достиг 4 611 рублей.
с 1 апреля 2010 года проведена индексация как трудовых, так и социальных пенсий и с 1 июля – доиндексация социальных пенсий. В результате за 2010 год трудовые пенсии увеличились на 46%, и к концу 2010 года средний размер пенсии по старости составил 8408 рублей.
Данные за 2011 год.
Бюджет ПФР на 2011 год, как в этом году, будет бездефицитным: его доходы запланированы в 5 триллионов 137 миллиардов рублей расходы - 4 триллиона 822 миллиарда рублей.
В 2011 году пенсионеров ожидает хоть и небольшая, но прибавка пенсий. В среднем 36,6 млн. пенсионеров в России получат на 8,8% больше, средний размер пенсии достигнет 8,498 руб. Индексация связана с индексом инфляции. Согласно бюджетному планированию повышение пенсии в 2011 году предполагалось на 8%, но инфляция была несколько выше прогнозированного, поэтому индексация и выше.
Вместе с индексацией проводится базовое повышение пенсии в 2011, то есть увеличивается базовая часть, которая является фиксированной. Нужно отметить, что с 1 января 2011 года данная базовая часть была переведена в страховую часть в том же фиксированном базовом размере. Это имеет большое значение для тех людей, которые получают к пенсии разные надбавки, которые рассчитываются в зависимости от базовой части.
Дополнительная индексация по данным Пенсионного фонда будет проведена в апреле, а также в июле. Первоапрельская индексация напрямую связана с индексом инфляции, то есть пенсия будет увеличена соизмеримо инфляции. Июльская индексация будет связана с ежегодным увеличением прожиточного минимума за 2010 год.
Конечно, подобные увеличения существенно не меняют ситуацию, потому что повышение пенсии в 2011 связано с ростом цен и удорожанием потребительской корзины. Другими словами пенсионеры в 2011 году будут жить не хуже, чем в 2010, а это уже радует, что их уровень жизни хотя бы не падает.
Сравнительный анализ
Опираясь на данные, приведенные выше можно сделать следующие выводы:
При данных цифрах мы можем наблюдать ситуацию, что с каждым годом доходы ПФР возрастают, но и расходы соответственно увеличиваются.
2.4. Проблемы обеспечения социальных гарантий в России и варианты их решения
Определяющее значение в успехе решения проблем социальных гарантий будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.
Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.
Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).
Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.
В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.
В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.
В условиях глубокого трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых объемов производства при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре послужили основанием для выводов о вступлении экономики страны в фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев создает иллюзию большой свободы выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структур России были разработаны три сценария развития, с учетом которых принимались экономические решения при формировании экономической и бюджетной политики на ближайший период: инерционный, экспортно-ориентированный, инвестиционно - активный (табл. 2.3.1) [8, с. 29-30].
Таблица 2.3.1
Динамика основных социально-экономических показателей по вариантам развития, %
Вариант | 2000 г. | 2001 г. | 2002 – 2005 г. | 2006 – 2010 г. |
в среднем за год | в среднем за год | в среднем за период | в среднем за период | |
Инерционный ВВП | 105,5 | 103,2 | 103,6 | 100,9 |
Продукция промышленности | 108,0 | 101,0 | 110,0 | 102,4 |
Инвестиции | 109,0 | 106,0 | 103,2 | 100,8 |
Экспортно-ориентированный ВВП | 105,5 | 104,0 | 110,4 | 102,5 |
Продукция промышленности | 108,0 | 104,5 | 120,2 | 104,7 |
Инвестиции | 109,0 | 106,5 | 126,2 | 106,0 |
Инвестиционно-активный ВВП | 105,5 | 104,5 | 122,5 | 105,2 |
Продукция промышленности | 108,0 | 105,5 | 126,2 | 106,0 |
Инвестиции | 109,0 | 107,5 | 146,9 | 110,1 |
Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.
Информация о работе Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий в России