Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:36, реферат
Целью данной работы является изучение и анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
В рамках данной работы основными задачами являются:
анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;
выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;
выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Все перечисленные задачи управления прибылью тесно взаимосвязаны. Процесс управления прибылью базируется на определенном механизме, в структуру которого входят следующие элементы:
– государственное правовое
и нормативное регулирование
вопросов формирования и использования
прибыли (налоговое регулирование,
регулирование механизма
– рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли (уровень цен, стоимость привлечения кредитов, доходность фондовых и долговых ценных бумаг, средняя норма доходности капитала);
– внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли .
1.2.2 Цель и задачи анализа прибыли
Процесс управления прибылью включает в себя осуществление ряда функций, таких как планирование конечных финансовых результатов, учет формирования, распределения и использования прибыли, оценка и анализ достигнутого уровня, принятие управленческих решений. Таким образом, результаты анализа используются для принятия решений в области управления прибылью. В ходе анализа разрабатывается несколько вариантов принятия решения, на основе которых принимается решение, оптимальное для предприятия в данной ситуации.
Цель анализа прибыли состоит в выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов.
Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются
следующие задачи:
– оценка выполнения плана (прогноза) и динамики финансовых результатов;
– изучение состава и структуры прибыли;
– выявление и количественное изменение влияния факторов формирования прибыли;
– анализ и оценка качества прибыли;
– изучение направлений, пропорций
и тенденций распределения
– выявление резервов роста прибыли;
– разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.
1.2.3 Формы, методы и последовательность проведения анализа прибыли
Анализ прибыли представляет
собой процесс исследования условий
и результатов ее формирования и
использования для выявления
резервов с целью повышения
Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков:
По направлениям исследования выделяют анализ формирования
прибыли и анализ ее использования:
– анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности – операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли;
– анализ распределения
и использования прибыли
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли:
– внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;
– внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой предприятием в открытой печати отчетности.
По масштабам деятельности можно выделить следующие формы анализа прибыли:
– анализ прибыли по предприятию
в целом. В процессе этого анализа
изучается формирование, распределение
и использование прибыли без
выделения отдельных
– анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);
– анализ прибыли по отдельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете).
По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли:
– полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе;
– тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли (влияние проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия и др.).
По периоду и глубине проведения выделяют:
– предварительный анализ прибыли (экспресс-анализ прибыли, прогнозный анализ), связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых или инвестиционных операций, при составлении бизнес-плана, анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов предприятия;
– оперативный анализ прибыли, проводимый в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли;
– последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, выявления факторов, повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом, показателями реализуемого инвестиционного проекта или предыдущим периодом, а также для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого предприятием бизнес-плана;
– детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.
При проведении анализа прибыли за различные календарные годы
необходимо вести расчеты
в сопоставимых ценах – в ценах
предыдущего или отчетного
В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов. К ним можно отнести горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ и анализ по факторам, анализ коэффициентов рентабельности и анализ рисков, интегральный анализ и др.
Безусловно, методика и последовательность анализа прибыли определяется тем, в какой форме предполагается его проводить. Однако можно отметить ряд общих методических моментов, позволяющих экономисту построить схему анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.
1. Прежде всего, необходимо, используя данные отчета о прибылях и убытках за отчетный и предыдущий годы, а также показатели бизнес-плана на отчетный год, определить изменение величины общей бухгалтерской прибыли предприятия (совокупной прибыли).
2. Затем следует изучить
ее структуру, чтобы выявить,
в какой степени повлияли на
совокупную прибыль
3. Далее, надо рассчитать
показатели рентабельности
4. Следующим этапом является
определение факторов, повлиявших
на изменение прибыли,
5. Заключительным этапом выступает выявление имеющихся резервов роста нормы и массы прибыли предприятия
2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.1 ООО «Топ-книга»
«ТОП-КНИГА» – крупнейшая
оптово-розничная книготорговая компания,
лидер книжного рынка России. Ее история
началась в 1995 году. По итогам 2008 года,
за тринадцать лет существования компании,
ее выручка возросла до 327,5 млн $– это чуть
более 12% совокупного оборота национального
книжного рынка. Один из основателей и
генеральный директор «ТОП-КНИГИ» Георгий
Александрович Лямин.
Свои первые шаги на книжном рынке
России «ТОП-КНИГА» сделала как оптовая
компания, и уже в течение первых двух
лет работы она добилась стабильного роста
оптовых продаж. Постоянно, из года в год,
расширялся ассортимент, формировалась
клиентская база, оптимизировались технологии
работы с оптовыми покупателями. К настоящему
времени их число перевалило за двухтысячную
отметку.
Свою первую точку
розничной торговли книгами компания
открыла в Новосибирске. Ее месторасположение
было выбрано весьма удачно – одна из
крупнейших книжных ярмарок города. Впоследствии
компания «ТОП-КНИГА» успешно развивала
так называемую «ярмарочную» концепцию
позиционирования торговых объектов:
она создала свою книжную ярмарку «Гагаринская»,
быстро превратившуюся в торговую площадку,
пользующуюся популярностью не только
среди жителей Новосибирска, но и ряда
близлежащих городов Западной Сибири.
Одновременно эта площадка служила для
«ТОП-КНИГИ» экспериментальным полигоном,
где в рабочем режиме апробировались возможности
и технологии обслуживания покупателей,
осваивались ноу-хау этого, тогда еще нового
для компании, вида деятельности. Вместе
с тем приоритет в развитии по-прежнему
отдавался оптовому направлению, одновременно
оно служило хорошей базой для становления
розничной сети.
В итоге, к 2001 году была
сформирована уникальная на тот момент
стратегия построения сети на отечественном
книжном рынке: последовательное создание
объектов розничной торговли по всей территории
России, начиная с Сибирского региона,
используя при этом концепцию многоформатности,
ориентированную на исчерпывающее удовлетворение
сложившихся потребностей российских
регионов.
Сегодня розничная
сеть компании – это более 500 магазинов
во всех федеральных округах страны, объединенных
в пять форматов: книжные гипермаркеты «Лас-Книгас», книжно-канцелярские супермаркеты
«Литера», книжные магазины среднего формата «Книгомир», книжно-канцелярские магазины малого
формата «Пиши-Читай» и, наконец, магазины прессы «Городская
сорока». В 2007 году к ним добавился еще один
бренд, который компания развивает на
Украине и в Москве – «BookLexica».
Помимо этого «ТОП-КНИГА» осуществляет
розничные продажи через федеральные
и региональные продуктовые ритейлерские
сети, а также через независимые книжные
магазины, с которыми компания установила
партнерские отношения. Одновременно
«ТОП-КНИГА» активно развивает дистанционную
торговлю, используя систему «Книга-почтой»
и – главное – свой интернет-магазин www.bookean.ru.
Постоянно расширяя и
диверсифицируя свой ассортимент, компания
добилась того, что реализация книг приносит
ей сегодня около 65% совокупного оборота,
остальное достигается за счет продаж
канцелярских товаров и игрушек, медиа-
и другой продукции.
«ТОП-КНИГА» активно
участвует в осуществлении Национальной
программы поддержки и развития чтения
и является членом таких общественных
организаций, как Ассоциация распространителей
печатной продукции (АРПП), Ассоциация
книгораспространителей независимых
государств (АСКР), и Российский Книжный
Союз (РКС, «ТОП-КНИГА» – член Правления).
С 2001 года «ТОП-КНИГА» издает газету «Книжная витрина»
(с начала 2010 года — в электронной версии),
где публикуются рецензии, новости литературы
и интервью с авторами.
«ТОП-КНИГА» продолжает
активное продвижение как в регионы России,
так и в страны ближнего зарубежья. Началом
такого движения стало открытие осенью
2006 года первого за пределами России магазина
cash&carry «Литера» в столице Казахстана
Астане, а в 2007 году создано дочернее предприятие
«ТОП-КНИГА-Украина».
Основой
и надежной базой для дальнейшего развития
ООО «ТОП-КНИГА» в европейской части России,
а также в регионах Урала, Сибири и Дальнего
Востока служит еще одна сеть – логистическая,
ключевыми звеньями которой являются
пять центров – оптовых складов (Москва,
Ростов-на-Дону, Самара, Новосибирск и
Тюмень).
В настоящее
время компания продолжает развивать
оба направления, оптовое и розничное,
успешно применяя в каждом новые достижения
и передовой, отечественный и зарубежный,
опыт: внедряются новые электронные системы
сопровождения товарных и финансовых
потоков, создаются новые форматы магазинов,
отвечающих склонностям населения к современному
покупательскому поведению, улучшается
или полностью модернизируется система
сервиса.
Большое
значение компания придает продвижению
на новые, еще неосвоенные рынки: в средние
и малые города России. Многолетний опыт,
постоянно проводимый мониторинг и периодически
организуемые собственные прикладные
исследования свидетельствуют: приход
в такие города таких крупных национальных
сетей, как «ТОП-КНИГА», способствует развитию
в них книжного рынка, появлению новых
отраслевых ритейлеров и оптовых фирм,
созданию рабочих мест и, в конечном счете,
увеличению совокупного объема регионального
рынка в целом.
Тем самым «ТОП-КНИГА»
на практике демонстрирует эффективность
своей политики освоения рынка: ориентация
на максимально полное удовлетворение
потребностей, на предоставление исчерпывающего
ассортимента и высокоразвитого сервиса.
Избранная стратегия
позволила сибирской компании за несколько
лет занять лидирующую рыночную позицию,
войти в число крупнейших универсальных
розничных сетей страны: с 2004 года «ТОП-КНИГА»
неизменно входит в Топ-50 крупнейших ритейлеров
России и обладает статусом общенациональной
российской компании.
2.3 Оценка уровня динамики финансовых результатов по данным отчетности.
Таблица 1.
Наименование показателя |
За 2009 |
За 2008 |
За 2007 |
Отклонение (абсолютное изменение) | ||
1 |
3 |
4 |
2009-2008 |
2008-2007 |
2009-2007 | |
Выручка (нетто) от продажи товаров, рабо,услуг( за вычетом НДС акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
6 343 746 |
9 358 924 |
7 872 576 |
-3 015 178 |
1 486 348 |
-1 528 830 |
Себестоимость произведенных товаров, работ, услуг (-) |
3231712 |
4 788 288 |
4217133 |
-1 556 576 |
571 155 |
-985 421 |
Валовая прибыль |
3 112 034 |
4 570 636 |
3 655 443 |
-1 458 602 |
915 193 |
-543 409 |
Коммерческие расходы (-) |
3084711 |
3 948 209 |
3 157 987 |
-863 498 |
790 222 |
-73 276 |
Управленческие расходы (-) |
0 |
0 |
0 | |||
Прибыль (убыток) от продаж |
27 323 |
622 426 |
497 456 |
-595 103 |
124 970 |
-470 133 |
Прочие доходы и расходы |
0 |
0 |
0 | |||
проценты к получению |
36831 |
21 488 |
0 |
15 343 |
21 488 |
36 831 |
Проценты к уплате (-) |
330 615 |
254 273 |
233 013 |
76 342 |
21 260 |
97 602 |
Доходы от участия в других организациях |
0 |
0 |
0 | |||
Прочие операционные доходы |
73 664 |
35 359 |
183 402 |
38 305 |
-148 043 |
-109 738 |
Прочие операционные расходы (-) |
268 906 |
290 602 |
261 919 |
-21 696 |
28 683 |
6 987 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
-461 703 |
134 398 |
185 926 |
-596 101 |
-51 528 |
-647 629 |
Отложенные налоговые активы (-) |
41 000 |
0 |
246 |
41 000 |
-246 |
40 754 |
Отложенные налоговые |
31 991 |
19 810 |
11 206 |
12 181 |
8 604 |
20 785 |
Текущий налог на прибыль (-) |
0 |
22 069 |
36 142 |
-22 069 |
-14 073 |
-36 142 |
Налог на ЕНВД (-) |
0 |
14 178 |
22 771 |
-14 178 |
-8 593 |
-22 771 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
-388 712 |
78 343 |
115 561 |
-467 055 |
-37 218 |
-504 273 |
Информация о работе Финансовый результат деятельности предприятия