Финансовый рынок России: проблемы становления и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе предстоит по возможности наиболее подробно исследовать тему "Финансовый рынок России: проблемы становления и развития". Данная тема является очень интересной для изучения и актуальной, так как собственно формирование и функционирование финансового рынка является важной составляющей инвестиционных процессов в экономике.

Содержание

Введение 3
1. Механизм действия финансового рынка 4
1.1 Финансовый рынок: сущность, значение, функции, классификация 4
1.2 Финансовые рынки: развитые и развивающиеся 10
2. Финансовый рынок РФ 17
2.1 Общая характеристика финансового рынка Российской Федерации 17
2.2 Государственное регулирование финансового рынка РФ 21
3. Финансовый рынок РФ: проблемы и перспективы развития 25
3.1 Стратегии развития финансового рынка России 25
Основные показатели стратегии развития финансового рынка 29
На 1 января 2011 г. 29
2020 г. 29
3.2 Развитие российского рынка ценных бумаг и банковского сектора 30
Заключение 36
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансовой системе.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

    Ресурсы иностранных финансовых рынков в условиях недостатка в финансовых ресурсах исключительно большое значение имеет доступ российских заемщиков к иностранным финансовым рынкам. В середине 90-х годов приток средств с мирового финансового рынка начал набирать темпы. Одному из первых замочная кредитная линия была открыта в конце октября 1995 г. АвтоВАЗбанку под инвестиционные проекты. Первая на европейском финансовом рынке сделка по предоставлению синдицированного, не обеспеченного кредита российскому банку была заключена осенью 1995 г. Тогда консорциум западных банков из семи европейских государств предоставил Мосбизнесбанку кредит на «общие цели» в размере 20 млн долл. под ставку ЛИБОР + 5,5%.

    Кредиты предоставлялись и международными кредитными институтами типа Мирового банка или Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Например, 3 ноября 1995 г. ЕБРР подписал соглашение с Международным Московским банком об открытии кредитной линии на 40 млн долл. США сроком на семь лет.

    Несколько позднее российские банки стали  активно размещать на западных рынках свои долговые ценные бумаги. Первые еврооблигации коммерческих банков разместил на международных финансовых рынках СБС-Агро. Бумаги выпущены в начале июля 1997 г. на сумму 250 долл. Еврооблигации размещены на три года по ставке трехгодичных облигаций Федерального казначейства США + 4,25 базисных пункта (плата за риск).

    После финансового кризиса 1998 г. в РФ доверие  иностранных кредиторов к российским заемщикам было подорвано. Некоторые заемщики смогли восстановить это доверие только в 2001—2002 гг. Другие были вынуждены признать себя банкротами.

    Укрепление  финансового положения РФ в начале XXI в. привело к тому, что для решения проблемы недостатка финансовых ресурсов российские организации вновь начали активно привлекать средства на мировом финансовом рынке. Эксперты Всемирного банка подсчитали, что в 2005 г. российские компании заимствовали из-за рубежа 40 млрд долл., далеко опередив другие страны с развивающимися рынками, в том числе и Китай, занимающий второе место — 18,5 млрд долл. В 2004 г. Россия также была на первом месте (13,6 млрд долл.) но ее отрыв от находящейся на втором месте Бразилии (9,8 млрд долл.) был не столь значительным.

    Основную роль в приросте российских частных займов сыграли госкомпании. «Газпром» привлек необеспеченный синдицированный кредит на более чем 13 млрд долл., чтобы приобрести «Сибнефть», а «Роснефгегаз» занял у западных банков 7,5 млрд долл. на покупку 10,74% акций «Газпрома».

    В связи с тем что многие российские компании увеличили капитализацию, улучшили структуру, доверие западных инвесторов к ним возросло, и они могут получить кредиты на мировом рынке. Если еще два года назад занимать средства на Западе могли позволить только банки из первой двадцатки, то теперь такое право получили и следующие 30 банков. Аналогичные возможности получили и небанковские крупные организации. Так, «ЛУКойл занимал на покупку канадской компании, металлургические компании «Русал» и «Суал» за счет кредитов рефинансировали долги, а «Северсталь» и Новолипецкий металлургический комбинаты финансировали модернизацию оборудования.

    Помимо  банковских кредитов российские компании выпустили в 2005 г. облигаций на 16,3 млрд долл. По этому показателю Россия также находится на первом месте среди стран с развивающимися финансовыми рынкам. Российские компании активно привлекают средства мирового финансового рынка и путем выпуска акций.

    Несмотря  на бурное развитие российского финансового  рынка, действие целого ряда негативных тенденций, господствующих на нем еще с момента его создания, сохраняется. К таким негативным моментам, в первую очередь, относятся следующие:

  1. Недостаток ресурсной базы. Важную роль в качестве первичных продавцов финансовых ресурсов на рынках принадлежит коммерческим структурам, которые, осуществляя хозяйственную деятельность, накапливают полученную прибыль, амортизацию, создают различные резервные фонды, а также населению. В качестве продавца финансовых ресурсов на современном этапе в РФ могло бы выступить государство, учитывая размеры накопленного Стабилизационного фонда, однако в целях ограничения инфляции местом его инвестирования остаются рынки развитых зарубежных государств.
  2. Узость внутреннего предложения ресурсов. По проведенным опросам население готово вкладывать в ценные бумаги не более 3% своих сбережений. В банковском секторе, несмотря на введение системы страхования вкладов, доля россиян, потерявших интерес к банковским услугам по размещению средств, увеличилась в 2005 г. на 12%.
  3. Чрезмерная концентрация собственности, торговой активности на ограниченной группе финансовых инструментов (семь — десять акций генерируют более 90% торгов), п также сверхконцентрация в столице внутренних денежных ресурсов страны (более 60%) и финансовых институтов (40—80%), финансовых ресурсов в Москве; очень незначительная доля акционерных капиталов, находящихся в свободном обращении; олигополия в структуре финансовых посредников и институциональных инвесторов (в различных сегментах внутреннего рынка доминируют по восемь — десять игроков).
  4. Слабость финансовой позиции институтов финансового рынка, их небольшая капитальная база, неспособная абсорбировать крупные риски.
  5. Неспособность рынка обеспечить честность и справедливость ценообразования. Практика проведения финансовых операций с использованием служебной информации.
  6. Исключительно высокий уровень риска.
    1. Государственное регулирование финансового рынка РФ

    Государственное регулирование финансового рынка  РФ осуществляет несколько структур.

    Рынок кредитов, обслуживаемый кредитными организациями, организует Центральный банк России, который устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций; лицензирует кредитные организации; регулирует и контролирует деятельность кредитных организаций; организуем ос регулирование и валютный контроль.

    Указом  Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которой переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 утверждено Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам.

    ФСФР  разрабатывает основные направления  развития рынка ценных бумаг; разрабатывает  и утверждает единые требования к  правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно - депозитарной деятельности; лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. ФСФР также лицензирует негосударственные пенсионные фонды, компании, управляющие паевыми инвестиционными фондами.

    Государственное регулирование осуществляет и Федеральная служба страхового надзора, которая лицензирует страховые организации; выполняет надзор за финансовым состоянием страховщиков; разрабатывает методические и нормативные документы в области страхования.

    В системе регулирования РФ негосударственные структуры  -объединения профессиональных участников - еще не играют такой важной роли, как на развитых рынках. Наиболее активно функционируют на рынке ценных бумаг саморегулируемые организации (СРО) — добровольные объединения профессиональных участников рынка на некоммерческой основе, действующие в рамках соответствующего законодательства.

    Саморегулируемые  организации могут принимать  форму ассоциации, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.

    Основные  саморегулируемые организации на российском рынке ценных бумаг: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР); Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРаГ); Профессиональная ассоциация регистраторов, депозитариев (ПАРТАД); Союз фондовых бирж России; Национальная фондовая ассоциация; Ассоциация участников вексельного рынка и др.

    Банки РФ объединяют две основных ассоциации - Ассоциация региональных банков «Россия», созданная в 1990 г., и Ассоциация российских банков, образованная в 1991 г.

    СРО в страховом деле еще только предстоит  создать. Список объединений субъектов  страхового дела, составленный ФССН на 1 марта 2006 г., включает 80 ассоциаций и  союзов. Самый крупный из них - Всероссийский  союз страховщиков, который объединяет более 200 страховых компаний. В качестве ассоциированных членов в него входят Российских союз автостраховщиков, Межрегиональный союз медицинских страховщиков, Союз страховщиков ответственности.

    В РФ отсутствует структура, объединяющая и координирующая деятельность всех названных институтов, как отсутствует и нормативный акт, регулирующий финансовый рынок как единое целое. В сфере финансового рынка единственным является Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г.

    Закон сдержит определение финансовой услуги как деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг Закон рассматривается осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.

    Под финансовой организацией Закон понимает юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющую компанию, управляющую компанию паевого инвестиционного фонда, лизинговую компанию, кредитный потребительский союз и иную организацию, осуществляющую операции и сделки на рынке финансовых услуг.

    Рынок финансовых услуг сфера деятельности финансовой организации на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг Закон понимает действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям — конкурентам на рынке финансовых услуг — либо нанести ущерб их деловой активности.

    Законом не допускаются и признаются недействительными  соглашения любой формы (за исключением соглашений с ЦБ РФ) или действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг (тем более в области цен, тарифов, ограничения доступа на рынок и т.п.). Не подлежат запрету соглашения по унификации стандартов деятельности финансовых организаций, проведение совместных исследований, совместная закупка технических средств для осуществления основной деятельности или использование единых программ.

    Создание  объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций осуществляется только после получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа в порядке, предусмотренном данным Законом.

  1. Финансовый  рынок РФ: проблемы и перспективы  развития
    1. Стратегии развития финансового рынка России
 

    В Собрании законодательства Российской Федерации № 3 от 19 января 2009 г. опубликована Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р. Работа над этой Стратегией проходила в течение всего 2008 года, и активное участие в ее подготовке приняли государственные органы и профессиональное сообщество участников финансового рынка. Направления государственной политики в области финансового рынка определены на ближайшее десятилетие, при этом непосредственная реализация мер, предусмотренных в Стратегии, должна обеспечиваться в течение 2009–2011 годов.

    В настоящее время к долгосрочному стратегическому планированию переходят с помощью органов исполнительной власти практически все отрасли экономики. Уже обсуждалась на заседании Правительства РФ Стратегия развития страховой деятельности в России, утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года, подготавливаются проекты Стратегий или основных направлений политики для кредитных организаций, налоговой и тарифной политики и т.д. Некоторые из этих программных документов являются своего рода продолжением Стратегий, принятых в 2004–2006 годах, когда при проведении административной реформы были выявлены недостатки планирования деятельности и прогнозирования показателей федеральными органами исполнительной власти, и когда Правительство РФ утвердило ряд регламентных документов, связанных с выработкой ими планов и методов реализации таких планов.

Информация о работе Финансовый рынок России: проблемы становления и перспективы развития