Финансы бюджетных организаций в сфере здравоохранения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Развитие системы здравоохранения является неотъемлемой составляющей уровня и качества жизни населения и выполняет важнейшую роль в экономическом развитии регионов и страны в целом, обеспечивая воспроизводство и качество трудовых ресурсов, создающих базу для социально-экономического роста. Цель самостоятельной работы состоит в изучении организационно-экономического механизма финансирования здравоохранения в России.

Работа состоит из  1 файл

CРС ФБО.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

     С 2009 года приоритетный национальный проект "Здоровье" будет преобразован в государственную программу развития здравоохранения до 2012 года, при этом к нему добавятся три новых направления. Пока этого не произошло и проекты продолжаются в прежнем виде.

     За  первые два года реализации нацпроекта – 2006–2007 годы – на его финансирование из федерального бюджета было направлено 182,2 млрд руб., в 2008 году – 132 млрд руб. Расходы на 2009 год предусмотрены в размере 149,1 млрд руб.

     В 2009 году нацпроект "Здоровье" будет расширен, у него появится ряд новых направлений, в том числе по борьбе с онкологическими заболеваниями и туберкулезом, по дополнительной диспансеризации подростков.

     Одной из главных задач нацпроекта станет формирование здорового образа жизни  среди россиян, а это, прежде всего, занятие физкультурой и спортом, правильное питание, снижение употребления алкоголя и табака, прохождение диспансеризации, профилактика заболеваний.

     К 2012 году, по расчетам Минздравсоцразвития  России, количество курящих в стране должно сократиться до 30%, а число  употребляющих алкоголь – на 5,1%.

     В 2009 году в рамках нацпроекта "Здоровье" сохранятся стимулирующие денежные выплаты врачам и медсестрам участковой службы, персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой помощи", дополнительную подготовку и переподготовку пройдут 11 тыс. врачей первичного звена здравоохранения.

     В 2009–2012 годах будут оснащены лечебно-диагностическим  оборудованием шесть федеральных  и 47 региональных онкологических учреждений. Высокотехнологичную помощь получат 1,13 млн человек, на строительство федеральных центров ВМП выделено 43,1 млрд руб.

     Дополнительную  диспансеризацию пройдут 8 млн человек.

     Продолжатся мероприятия по развитию Службы крови  и донорства, в том числе 119 учреждений будут оснащены современным оборудованием, будет создана единая информационная база доноров.

     За  счет реализации проекта к 2012 году планируется  достичь снижения смертности от всех причин до 11,9 на 1000 человек, а увеличения рождаемости – до 13,5 на 1000 человек  и, в конечном итоге, увеличения ожидаемой  продолжительности жизни до 69 лет.

     Для повышения уровня удовлетворенности  населения Российской Федерации  в высокотехнологичной медицинской  помощи, доступности ее для пациентов  различных регионов страны в рамках реализации национального проекта  в сфере здравоохранения, продолжалась работа по созданию федеральных центров высоких медицинских технологий.

     Кроме того, осуществлены изменения структуры  органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. Упразднены Росздрав и Росмедтехнологии, функции и полномочия которых переданы Минздравсоцразвития России и ФМБА России

     Основная  часть функций в сфере здравоохранения  относится к ведению органов  власти субъектов

     Российской  Федерации и органов местного самоуправления. Федеральные расходы  на здравоохранение направлены на финансирование федеральных медицинских центров, большинство из которых оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи жителям Российской Федерации, финансирование научных исследований и высшего образования в сфере здравоохранения, борьбу с социально–значимыми заболеваниями, такими как ВИЧ, туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет.

     В 2008 году расходы федерального бюджета  на здравоохранение возрастут на 24%, в 2009 году – на 36% по сравнению  с 2007 годом (табл. 1).

                                                                                                              Таблица 1

       Основные расходы федерального бюджета на здравоохранение

Наименование Сумма на год 2009/2008 2010/2009
2008 2009 2010 млн. руб. % млн. руб. %
В с е г о 6894997 6544106 7067787 -350891 -5,09% 172790 2,5%
Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации 192391 174406 144224 -17985 -9,35% -48167 -25,0%
Здравоохранение, физическая культура и спорт 109409 130436 115419 21027 19,22% 6010 5,5%
Стационарная  медицинская помощь 56812 78999 69256 22187 39,05% 12444 21,9%
Здравоохранение в общем объеме государственных  расходов 1,59% 1,99% 1,63% 0,41% 25,61% 0,05% 2,9%
 

     На  основании данных об исполнении федерального бюджета за 2008 год и проектов федерального бюджета на 2009-2010 гг. можно отметить следующие тенденции развития государственного финансирования здравоохранения.

     В 2008 году расходы на здравоохранение  составили 1,59% от всех государственных  расходов. В 2009 году их долю планируется  увеличить на 0,41% и расходы достигнут 0,41%. Однако в планах 2010 года сокращение практически до уровня 2008 года.

     По  оценкам Всемирной организации  здравоохранения, минимальная величина средств, направляемых на здравоохранение, в современных условиях должна составлять не менее 6% валового внутреннего продукта. На развитие отечественного здравоохранения в последние годы направлялось около 2% валового внутреннего продукта, то есть значительно меньше.

     Это относительные показатели. 

     

     Рис. 2. Объемы финансирования здравоохранения, физической культуры и спорта 

     Как показывает график на рис. 2 расходы на здравоохранение в абсолютных показателях будут расти в 2009 году, а в 2010 планируется снижение. Это последствия финансового кризиса и окончания действия основных инвестиционных проектов в области здравоохранения.

     Ранее мы рассмотрели расходы федерального бюджета. Подробнее можно проанализировать расходы на здравоохранение на основании  данных 2007 года. По предварительным  оценкам, доходы федерального бюджета  при цене нефти в 41 доллар снизятся по сравнению с заложенным уровнем на 3,9 триллиона рублей и составят примерно 7 триллионов рублей (это уже предусмотрено в проекте бюджета).

     Если  расходы сохранятся в объеме, предусмотренном  законом о бюджете, дефицит составит примерно 2 триллиона, или более 5 процентов от ВВП (уже скорректированного на новые условия).

     Одним из важных направлений преобразований в здравоохранении является усиление его профилактической направленности. Планируется снизить объем стационарной помощи, в том числе за счет повышения объемов и качества социального обслуживания населения, значительно увеличить объем амбулаторно–поликлинической помощи.

                                                                                                                   Таблица 2

Объем амбулаторно–поликлинической  помощи

  Единица измерения  2005 г.  2006 г.  2007 г.  2008 г.  2009 г.  2010 г. 
Объем амбулаторно– поликлинической помощи Число посещений  на 1000 человек  8900 9800 10550 11500 11580 11630
Объем стационарной помощи число койко–дней на 1000 человек  3085 2900 2750 2500 2300 2200
Уровень госпитализации на 100 человек  22,3 22,5 20,8 20,0 19,0 18,5
Длительность  пребывания в круглосуточных стационарах  дней  13,8 13,2 12,5 12,0 11,5 11,1
 

     Здравоохранение и спорт составляют 23,7% расходов на социально-культурные мероприятия и 12,1% консолидированного бюджета Российской Федерации. При этом расходы средств федерального фонда обязательного медицинского страхования составили в 2007 году 158177 млн. руб. Итого совокупные расходы на здравоохранение составили в 2007 году следующее распределение по источникам финансирования. 

     2. Современное состояние здравоохранения в РФ

      В среднесрочной перспективе будут  проводиться мероприятия по системным преобразованиям в отрасли. Будут подготовлены планы действий по повышению эффективности организации и управления здравоохранением, внедрению системы управления качеством в здравоохранении, повышению квалификации медицинских работников и усилению их мотивации к качественному труду, развитию медицинской науки и инноваций, разработке и внедрению единой информационной системы в здравоохранении, совершенствованию финансирования программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

      С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный  закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», направленный на совершенствование системы обязательного медицинского страхования.Федеральный закон существенным образом изменит систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Кроме того, реформирована вся система взаимодействия между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования. Федеральным законом устанавливаются основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования, в том числе обеспечение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу в рамках программ обязательного медицинского страхования (на всей территории Российской Федерации в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, а также в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования, оказываемой на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования), доступность и качество оказываемой медицинской помощи); определен правовой статус и полномочия фондов ОМС, страховых медицинских организаций и медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования; их права, обязанности и ответственность, а также права и обязанности застрахованных лиц и страхователей.

      В 2011 году будет сформирована нормативная  правовая база по вступлению в силу отдельных статей Федерального закона с 1 января 2012 года.

      В целях обеспечения прав граждан  на получение бесплатной медицинской помощи ежегодно разрабатывается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь

      В Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи включен раздел «Критерии доступности и качества медицинской помощи», в соответствии с которым в субъектах Российской Федерации устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества, позволяющие оценить эффективность реализации территориальных программ государственных гарантий: удовлетворенность населения медицинской помощью;число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом; число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами; смертность населения; смертность населения в трудоспособном возрасте; смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний; смертность населения от онкологических заболеваний; смертность населения от внешних причин; смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий, смертность населения от туберкулеза; материнская смертность; младенческая смертность; охват населения профилактическими осмотрами, проводимыми с целью выявления туберкулеза;доступность медицинской помощи на основе оценки выполнения нормативов объема медицинской помощи по видам в соответствии с Программой, а также установленных территориальной программой государственных гарантий сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке; эффективность использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и других), в том числе показатели обеспеченности населения врачами, средним медицинским персоналом и больничными койками.

Информация о работе Финансы бюджетных организаций в сфере здравоохранения РФ