Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:34, курсовая работа
Развитие системы здравоохранения является неотъемлемой составляющей уровня и качества жизни населения и выполняет важнейшую роль в экономическом развитии регионов и страны в целом, обеспечивая воспроизводство и качество трудовых ресурсов, создающих базу для социально-экономического роста. Цель самостоятельной работы состоит в изучении организационно-экономического механизма финансирования здравоохранения в России.
С 2009 года приоритетный национальный проект "Здоровье" будет преобразован в государственную программу развития здравоохранения до 2012 года, при этом к нему добавятся три новых направления. Пока этого не произошло и проекты продолжаются в прежнем виде.
За первые два года реализации нацпроекта – 2006–2007 годы – на его финансирование из федерального бюджета было направлено 182,2 млрд руб., в 2008 году – 132 млрд руб. Расходы на 2009 год предусмотрены в размере 149,1 млрд руб.
В 2009 году нацпроект "Здоровье" будет расширен, у него появится ряд новых направлений, в том числе по борьбе с онкологическими заболеваниями и туберкулезом, по дополнительной диспансеризации подростков.
Одной из главных задач нацпроекта станет формирование здорового образа жизни среди россиян, а это, прежде всего, занятие физкультурой и спортом, правильное питание, снижение употребления алкоголя и табака, прохождение диспансеризации, профилактика заболеваний.
К 2012 году, по расчетам Минздравсоцразвития России, количество курящих в стране должно сократиться до 30%, а число употребляющих алкоголь – на 5,1%.
В 2009 году в рамках нацпроекта "Здоровье" сохранятся стимулирующие денежные выплаты врачам и медсестрам участковой службы, персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой помощи", дополнительную подготовку и переподготовку пройдут 11 тыс. врачей первичного звена здравоохранения.
В
2009–2012 годах будут оснащены лечебно-диагностическим
оборудованием шесть
Дополнительную диспансеризацию пройдут 8 млн человек.
Продолжатся мероприятия по развитию Службы крови и донорства, в том числе 119 учреждений будут оснащены современным оборудованием, будет создана единая информационная база доноров.
За счет реализации проекта к 2012 году планируется достичь снижения смертности от всех причин до 11,9 на 1000 человек, а увеличения рождаемости – до 13,5 на 1000 человек и, в конечном итоге, увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 69 лет.
Для
повышения уровня удовлетворенности
населения Российской Федерации
в высокотехнологичной
Кроме того, осуществлены изменения структуры органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. Упразднены Росздрав и Росмедтехнологии, функции и полномочия которых переданы Минздравсоцразвития России и ФМБА России
Основная
часть функций в сфере
Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральные расходы на здравоохранение направлены на финансирование федеральных медицинских центров, большинство из которых оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи жителям Российской Федерации, финансирование научных исследований и высшего образования в сфере здравоохранения, борьбу с социально–значимыми заболеваниями, такими как ВИЧ, туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет.
В 2008 году расходы федерального бюджета на здравоохранение возрастут на 24%, в 2009 году – на 36% по сравнению с 2007 годом (табл. 1).
Основные расходы федерального бюджета на здравоохранение
Наименование | Сумма на год | 2009/2008 | 2010/2009 | ||||
2008 | 2009 | 2010 | млн. руб. | % | млн. руб. | % | |
В с е г о | 6894997 | 6544106 | 7067787 | -350891 | -5,09% | 172790 | 2,5% |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации | 192391 | 174406 | 144224 | -17985 | -9,35% | -48167 | -25,0% |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 109409 | 130436 | 115419 | 21027 | 19,22% | 6010 | 5,5% |
Стационарная медицинская помощь | 56812 | 78999 | 69256 | 22187 | 39,05% | 12444 | 21,9% |
Здравоохранение в общем объеме государственных расходов | 1,59% | 1,99% | 1,63% | 0,41% | 25,61% | 0,05% | 2,9% |
На основании данных об исполнении федерального бюджета за 2008 год и проектов федерального бюджета на 2009-2010 гг. можно отметить следующие тенденции развития государственного финансирования здравоохранения.
В 2008 году расходы на здравоохранение составили 1,59% от всех государственных расходов. В 2009 году их долю планируется увеличить на 0,41% и расходы достигнут 0,41%. Однако в планах 2010 года сокращение практически до уровня 2008 года.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, минимальная величина средств, направляемых на здравоохранение, в современных условиях должна составлять не менее 6% валового внутреннего продукта. На развитие отечественного здравоохранения в последние годы направлялось около 2% валового внутреннего продукта, то есть значительно меньше.
Это
относительные показатели.
Рис.
2. Объемы финансирования здравоохранения,
физической культуры и спорта
Как показывает график на рис. 2 расходы на здравоохранение в абсолютных показателях будут расти в 2009 году, а в 2010 планируется снижение. Это последствия финансового кризиса и окончания действия основных инвестиционных проектов в области здравоохранения.
Ранее
мы рассмотрели расходы
Если расходы сохранятся в объеме, предусмотренном законом о бюджете, дефицит составит примерно 2 триллиона, или более 5 процентов от ВВП (уже скорректированного на новые условия).
Одним
из важных направлений преобразований
в здравоохранении является усиление
его профилактической направленности.
Планируется снизить объем
Объем амбулаторно–поликлинической помощи
Единица измерения | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Объем амбулаторно– поликлинической помощи | Число посещений на 1000 человек | 8900 | 9800 | 10550 | 11500 | 11580 | 11630 |
Объем стационарной помощи | число койко–дней на 1000 человек | 3085 | 2900 | 2750 | 2500 | 2300 | 2200 |
Уровень госпитализации | на 100 человек | 22,3 | 22,5 | 20,8 | 20,0 | 19,0 | 18,5 |
Длительность пребывания в круглосуточных стационарах | дней | 13,8 | 13,2 | 12,5 | 12,0 | 11,5 | 11,1 |
Здравоохранение
и спорт составляют 23,7% расходов на социально-культурные
мероприятия и 12,1% консолидированного
бюджета Российской Федерации. При этом
расходы средств федерального фонда обязательного
медицинского страхования составили в
2007 году 158177 млн. руб. Итого совокупные
расходы на здравоохранение составили
в 2007 году следующее распределение по
источникам финансирования.
2. Современное состояние здравоохранения в РФ
В
среднесрочной перспективе
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», направленный на совершенствование системы обязательного медицинского страхования.Федеральный закон существенным образом изменит систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Кроме того, реформирована вся система взаимодействия между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования. Федеральным законом устанавливаются основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования, в том числе обеспечение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу в рамках программ обязательного медицинского страхования (на всей территории Российской Федерации в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, а также в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования, оказываемой на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования), доступность и качество оказываемой медицинской помощи); определен правовой статус и полномочия фондов ОМС, страховых медицинских организаций и медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования; их права, обязанности и ответственность, а также права и обязанности застрахованных лиц и страхователей.
В 2011 году будет сформирована нормативная правовая база по вступлению в силу отдельных статей Федерального закона с 1 января 2012 года.
В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи ежегодно разрабатывается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь
В
Программу государственных
Информация о работе Финансы бюджетных организаций в сфере здравоохранения РФ