Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа
Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств. Основными количественными характеристиками национального дохода являются валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт - это денежная оценка - т. е. стоимость в рыночных ценах - товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории в течение года, а валовой национальный продукт - это денежная оценка товаров и услуг, произведенных в течение года резидентами данной страны
Введение………………………………………………………………………….3
1.Сущность финансов……………………………………………………………5
2.Основные функции финансов………………………………………………....8
3.Характеристика финансового механизма……………………………………12
4.Финансовые ресурсы общества. Процесс их формирования и распреде-
ления……………………………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы ……………………………………….....21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Сущность финансов…………………………………………………………
2.Основные функции финансов………………………………………………....
3.Характеристика финансового механизма……………………………………12
4.Финансовые ресурсы общества. Процесс их формирования и распреде-
ления…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………….....21
ВВЕДЕНИЕ
Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств. Основными количественными характеристиками национального дохода являются валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт - это денежная оценка - т. е. стоимость в рыночных ценах - товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории в течение года, а валовой национальный продукт - это денежная оценка товаров и услуг, произведенных в течение года резидентами данной страны, как на ее территории, так и за границей. Именно с учетом размеров валового национального продукта и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему в статистике валового национального продукта придается большое значение во всех странах. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, финансы выступают неотъемлемым связующим звеном между созданием национального дохода и его использованием. Кроме того, современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как ряд потребностей общества может финансироваться только государством. Во-первых, к таким потребностям относятся такие публичные блага, как национальная безопасность, почта, общественный транспорт и т. п. Во-вторых, на определенных этапах исторического развития только государство может финансировать атомную промышленность, космические исследования. Распределительные процессы в экономике происходят не только через финансы, но также через цены и кредит. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов не только обеспечить потребности государства, организаций и частных лиц в денежных средствах, но и организовать контроль над расходованием финансовых ресурсов. Финансы это неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Деньги в свою очередь являются обязательным атрибутом существования финансов, нет денег, нет финансов. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.
Для глубокого раскрытия роли финансов как экономической категории были выделены следующие разделы: сущность и назначение финансов, их функции, характеристика финансового механизма, а также финансовые ресурсы, процессы их формирования и распределения.
1.СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.
Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:
• предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
• предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;
• государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
• государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
• предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
• отдельными звеньями бюджетной системы;
• органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;
• денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны — вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).
Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.
В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
Сущность финансов проявляется в их основных функциях:
• формирование денежных фондов,
• распределение национального дохода,
• контроль над распределением национального дохода.
Эти три функции осуществляются финансами одновременно. Рассмотрим каждую из этих функций более детально.
Функция формирования денежных фондов (доходов) алгоритмически состоит из следующих этапов:
• создание финансовой теории, соответствующей состоянию развития экономики государства и имеющей целью обеспечение экономического роста,
• формирование финансового механизма, обеспечивающего сбор доходов,
• прогнозирование и планирование доходов, утверждение доходов бюджета,
• накопление доходов в бюджет и внебюджетные фонды, формирование бюджетных фондов для обеспечения целевых функций государства.
Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода. При распределении национального дохода среди участников производства формируются первичные (или основные) доходы:
• оплата труда работников, занятых в сфере производства, доходы предприятий сферы производства. Однако только первичные доходы не могут образовать общественные денежные фонды, достаточные для обеспечения национальной безопасности, развития приоритетных отраслей экономики, удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода:
• межотраслевое и территориальное перераспределение в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений организаций и частных лиц,
• перераспределение части дохода из производственной сферы в непроизводственную сферу (образование, культура, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, государственное управление и т. п.),
• перераспределение доходов между различными социальными группами граждан страны. В результате такого перераспределения образуются вторичные (или производные) доходы: доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы,
• налоги (например, подоходный налог с физических лиц) и др.
Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в процессе структурной перестройки национальной экономики, развития ее приоритетных отраслей, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Таким образом, перераспределение дохода происходит между отраслями экономики, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами.
Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, создании рыночных структур экономики, повышении социального уровня жизни граждан. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
Контрольная функция финансов состоит в контроле над распределением национального дохода по соответствующим фондам, а также за расходованием этих фондов по назначению. Финансовый контроль в современных условиях направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества работы во всех отраслях национальной экономики. Он охватывает и производственную сферу, и непроизводственную, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Важнейшими задачами финансового контроля являются:
• проверка точного соблюдения финансового законодательства, проверка своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами и банками,
• проверка своевременности и полноты выполнения взаимных обязательств предприятий, организаций и частных лиц по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется в многоплановой деятельности финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговых органов осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. Помимо трех функций, которые мы подробно описали, финансы могут также выполнять регулирующую функцию, связанную с финансовым вмешательством государства в процесс воспроизводства. Напомним, что согласно кейнсианской экономической теории основным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика: государство посредством государственных расходов, государственного кредита, налогов может влиять на занятость рабочей силы и загрузку производственных мощностей. Кроме того, изменение соотношения потребления и сбережений невозможно без вмешательства государства, поскольку на решения домашних хозяйств о сбережении и потреблении влияет огромное множество незначительных факторов, вследствие чего при отсутствии государственной политики в области сбережения решения населения о накоплении будут диктоваться только случайными факторами. Между тем, сбережения населения могут составлять значительную часть денежных фондов, направляемых на инвестиции, в том числе, в более производительное оборудование, новые виды продукции и т. п. Однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов в Российской Федерации развита недостаточно.