Финансы как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа

Описание

Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств. Основными количественными характеристиками национального дохода являются валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт - это денежная оценка - т. е. стоимость в рыночных ценах - товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории в течение года, а валовой национальный продукт - это денежная оценка товаров и услуг, произведенных в течение года резидентами данной страны

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Сущность финансов……………………………………………………………5
2.Основные функции финансов………………………………………………....8
3.Характеристика финансового механизма……………………………………12
4.Финансовые ресурсы общества. Процесс их формирования и распреде-
ления……………………………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы ……………………………………….....21

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа финансы1.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА

Функции финансов реализуются посредством финансового механизма, т. е. системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, направленных на реализацию целей финансовой политики. Финансовый механизм включает в себя следующие элементы и подразделения:

• совокупность организационных форм финансовых отношений в национальной экономике, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, методы финансового планирования,

• формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

При решении различных тактических задач могут происходить изменения финансового механизма, поэтому он чутко реагирует на все особенности социально-экономических процессов. Реализация одного и то же финансового решения может быть организована государством по-разному. Существуют два типа финансового механизма: директивный и регулирующий.

Директивный тип разрабатывается для финансовых отношений, в которых государство участвует непосредственно - налогообложение, государственный кредит, расходы бюджетов, бюджетное финансирование и т. п. Директивный тип финансового механизма предполагает обязательность установленных форм, видов и методов действий для всех субъектов финансовых отношений. В ряде случаев директивный финансовый механизм  может распространяться на финансовые отношения, в которых государство не участвует непосредственно, но которые либо имеют большое значение для реализации всей системы управления, либо одна из сторон этих отношений является агентом государства.

Регулирующий тип финансового механизма определяет основные правила поведения в таких сферах финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются.

Важной частью системы управления финансами является финансовое прогнозирование и планирование. Финансовое прогнозирование — это процесс построения научно обоснованных предположений о будущем состоянии финансовой системы, ее отдельных звеньев и характеризующих это состояние показателей.

Выделяют следующие основные функции финансового прогнозирования:

              • оценка сложившейся ситуации и выявление глобальных проблем финансового развития,

• анализ тенденций социально-экономического и научно-технического развития в конкретных экономических условиях, оценка будущего действия выявленных тенденций и определение новых условий и проблем, которые возникнут в результате действия этих тенденций, определение способов разрешения таких проблем,

• выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития,

              • принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов. В прогнозе можно рассмотреть различные варианты финансовой политики в зависимости от различных сочетаний объективных и субъективных факторов (как экономического характера, так и других).

              Финансовое планирование — это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированный на достижение баланса между финансовыми ресурсами и направлениями использования этих ресурсов.

Следует отметить, что в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и сопутствующие пропорции натурально-вещественные, трудовые. Практическое построение финансовых планов производится с помощью метода экономического анализа с использованием статистического анализа, экономико-математического моделирования, с учетом балансов и нормативов.

              Метод экономического анализа состоит в комплексном изучении различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности. Приведем список статистических приемов, наиболее часто используемых при реализации метода экономического анализа:

• использование системы абсолютных и относительных показателей,

• сравнительный анализ, метод сводки и группировки, индексный метод, факторный анализ.

Анализ тенденций и закономерностей изменения показателей за прошлые периоды и определение финансовых параметров на планируемую перспективу на основе анализа этих тенденций называется экстраполяцией. Экстраполяция проводится с активным привлечением методов прикладной статистики и эконометрики. Нормативный метод предполагает построение финансового плана на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. В качестве примера таких финансовых нормативов приведем ставки налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Часто в процессе финансового планирования устанавливаются нормативные коэффициенты, используемые в качестве критериев оценки достижения финансовых результатов, например, для хозяйствующих субъектов могут быть установлены коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, внутренней нормы доходности и др. Кроме того, часто в процессе планирования применяется балансовый метод, состоящий в планомерном установлении и соблюдении балансов— материально"вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В основе балансового метода лежит практика построения бухгалтерского баланса, связывающего источники формирования активов предприятий с направлениями использования этих активов.

В практике планирования обычно используется система балансов:

• натуральные (материальные) балансы,

              • стоимостные (денежные) балансы,

• балансы трудовых ресурсов,

• баланс национальной экономики, межотраслевой баланс.

Стоимостные балансы позволяют указать четкие взаимосвязи между производством, распределением и использованием доходов. Например, одним из важнейших видов стоимостного баланса является федеральный бюджет Российской Федерации, который характеризует объем и структуру доходов и расходов государства. Бюджетное планирование представляет собой основной вид финансового планирования на государственном уровне. В Российской Федерации разрабатывается перспективный и бюджетный планы, которые преследуют следующие цели:

              • информирование органов законодательной и представительной власти о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития национальной экономики и социальной сферы,

• комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законопроектов,

• определение необходимости и возможности осуществления, перспективных мер в области финансовой политики,

• отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременное принятие соответствующих мер по их устранению.

Перспективный бюджетный план разрабатывается на три года:

                            • первый год — это год, на который составляется бюджет,

• следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты принятой экономической политики. Исходной базой для формирования перспективного бюджетного плана служит бюджет на текущий год.

Законодательно перспективный бюджетный план не утверждается. Разработка прогноза и выработка плановых решений — это взаимосвязанные стадии плановой работы. При этом план — это отражение будущего состояния системы, соответствующее целям, заданным в настоящий момент времени, план должен быть качественно однозначным и направленным на достижение выбранных целей. Прогноз же, как правило, представляет собой множество вариантов дальнейшего развития, и на основе прогноза можно выбрать наиболее рациональные, оптимальные варианты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА.

ПРОЦЕСС ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.

Финансовые ресурсы это совокупность денежных средств, создающихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц.

В экономической системе общества они выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений и функционируют на всех уровнях управления. Важнейшую роль выполняет здесь государство, которое не только организует, координирует и контролирует процесс формирования и распределения финансовых ресурсов, но и непосредственно является его участником.

Рассматриваемый процесс можно дифференцировать на три последовательных этапа:

I этап: непосредственное создание финансовых ресурсов между юридическими и физическими лицами в процессе их производственно- хозяйственной и трудовой деятельности. Источниками финансовых ресурсов здесь выступают:

              -выручка от реализации продукции и услуг, а также внереализационные поступления юридических лиц;

-прибыль как источник финансовых ресурсов для процесса расширенного воспроизводства;

-основная и дополнительная зарплата, иные доходы физических лиц.

Характерной особенностью первого этапа в условиях рыночной экономики является пассивная роль государства, которое практически не участвует в процессе непосредственного создания финансовых ресурсов (за исключением незначительного числа функционирующих в режиме самофинансирования государственных унитарных предприятий, как правило, малорентабельных, то есть требующих постоянной финансовой поддержки со стороны государства).

 

Таким образом, именно юридические и физические лица создают основную часть финансовых ресурсов общества. Это и определяет важнейшие место первичных субъектов хозяйствования в финансовой системе общества.

              II этап: первичное распределение финансовых ресурсов между их непосредственными создателями и государством. Объектом распределения выступают финансовые результаты деятельности юридических лиц и доходы физических лиц. Инструментом распределения служит налоговая система. В процессе распределения финансовых ресурсов общества государство решает две задачи:

                            Фискальную - связанную с принудительной мобилизацией части созданного национального дохода для удовлетворения нужд государства и реализации поставленных задач;

Регулирующую - обеспечивающую возможность эффективно корректировать развитие экономической системы общества.

Оставшаяся часть финансовых ресурсов распределяется юридическими и физическими лицами самостоятельно в децентрализованном порядке. Часть ресурсов размещается ими на финансовых рынках для формирования дополнительной прибыли.

              III этап: перераспределение финансовых ресурсов на государственном уровне через систему федеральных, региональных и местных финансов. На этом этапе мобилизованные в принудительном и привлеченные в добровольном порядке финансовые ресурсы централизованно распределяются государством через бюджеты и целевые внебюджетные фонды различных уровней. Определенная часть ресурсов потребляется государством в виде его органов управления, основная часть возвращается на уровень юридических и физических лиц в форме специальных программ экономического развития, бюджетных дотаций и субвенций, расходов на науку, культуру, образование оборону, пенсии и иные выплаты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансы — неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Задачи и проблемы финансов, налогов, страхования настолько глубоко проникли в общественную жизнь, что это понятие стало обыденным и повседневным. Любые финансовые решения характеризуются тем, что доходы и расходы разнесены во времени и, как правило, не могут быть точно предсказаны теми, кто эти решения принимает. Поэтому при принятии финансовых решений необходимо учитывать два важнейших фактора — время и риск. При проведении любой финансовой операции обязательно должно быть определено время ее совершения: ведь деньги, полученные сегодня, уже можно непосредственно использовать. Тогда как ту же самую денежную сумму, полученную через определенный срок, можно будет использовать только по истечении этого срока, поэтому стоимость денег изменяется во времени — денежные суммы, поступающие в будущем, являются менее ценными, чем аналогичные суммы, поступающие в более ранние сроки. Любая операция, протекающая во времени. Операция сопряжена с риском, который заключается в том, что вполне возможно несоответствие между теми результатами, которых мы ожидаем от осуществления операции. И теми результатами, которые произойдут на самом деле.

Финансы — это экономическая категория, которую часто в обыденной жизни совершенно неправильно отождествляют с деньгами. На самом деле, финансы — это не деньги, а денежные отношения (притом не всякие денежные отношения). Финансы появились существенно позже денег — на высшей ступени цивилизации, одновременно с развитием торговли и возникновением института государства, в XIII—XV вв. Финансы существенным образом влияют на воспроизводство рабочей силы. Таким образом, финансы и финансовая система были созданы человеком и человеческим обществом в лице государства как центрального общественного института. С развитием государства и развития производительных сил, усложнения хозяйственных связей, сфера финансов уже выходит за рамки собственно государства. Наряду с государственными финансами их можно рассматривать также корпоративные финансы (или финансы предприятий) и личные финансы.

Информация о работе Финансы как экономическая категория