Финансы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание

В условиях рыночного хозяйствования основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу (услугу), и только потом расплатиться за них. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики все чаще используют предоставление коммерческого кредита в виде отсрочки платежей и т.д. Несовпадение сроков передачи (получения) имущества или результатов выполненной работы (потребления оказанной услуги) и их оплаты контрагентом по сделке является основной причиной возникновения дебиторской задолженности во взаимоотношениях субъектов хозяйствования.

Работа состоит из  1 файл

курс_фин_предпр.doc

— 847.50 Кб (Скачать документ)

После проведенного анализа МУП «ККБУ» можно сделать следующие выводы:

  1. Система управления дебиторской задолженностью представляет собой не отлаженную  и соответственно неэффективную совокупность мер по инкассации задолженности сторонних организаций. Таким образом, в первую очередь на предприятии основным мероприятием по совершенствованию управления дебиторской задолженностью должно стать введение комплексной системы управления ею;
  2. Самое большое влияние на увеличение задолженности как в 2010, так и в 2011 году оказали расчеты с покупателями и заказчиками.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью в МУП «ККБУ»

Выполненный во второй главе анализ позволяет утверждать, что основные направления совершенствования  управления дебиторской задолженностью могут быть следующие:

- проведение мер финансового оздоровления, разработка кредитной политики, применение анализа и контроля дебиторской задолженности, обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности и т.д. Другими словами, для более эффективного управления дебиторской задолженностью следует внедрить на предприятии комплексную систему управления ею, в связи с чем, произойдет ускорение цикла оборота дебиторской задолженностью и оптимизируется ее величина. В свою очередь данное мероприятие позволит улучшить платежеспособность филиала.

Планирование  – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо: определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию  организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий. При анализе системы управления дебиторской задолженностью выяснилось, что планирование дебиторской задолженности на предприятии состоит в определении графика выплат бухгалтером. Во-первых, необходимо, чтобы планированием занимались и в отделе материально технического снабжения, а также плановые показатели согласовывались  с директором организации.

Необходимо  также осуществлять обязательный анализ дебиторской задолженности в  предшествующем периоде, для того, чтобы  определить эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов. Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.

Разработка  кредитной политики организации МУП «ККБУ». Учитывая угрозу банкротства, умеренная кредитная политика является оптимальной, т.к. для текущей ситуации фирмы не приемлемы высокий риск (агрессивная) и снижение притока денег (консервативный). Учитывая, что от деятельности филиала зависит эффективность деятельности всего предприятия, то высокий риск является необоснованным, поэтому полностью исключаем агрессивную политику; также слишком жесткие условия отсрочки платежа на анализируемом предприятии не могут привести к эффективности. Таким образом, выбираем компромиссное решение, которое обеспечит стабильность финансового состояния в течение длительного периода, суть которого наглядно представлена на рисунке 3.

 

 

Рис. 3. Схема выбранной кредитной политики предприятия

Выполняя предложенное условие необходимо одновременное  изменение нескольких характеристик  текущей кредитной политики:

1) увеличение  периода предоставления кредита  до 45 дней;

2) введение системы  6% скидок при предварительной  оплате или оплате в срок  оказанных услуг сторонними организациями;

3) установление  стандартов кредитоспособности. Решение  о кредите должно основываться  на предпочтении надежности платежа. 

Целесообразно также формирование информационной базы, сгруппировав клиентов по уровню кредитоспособности. Для ее разработки можно использовать информацию по исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию – структура фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией отзыв о компании, публикуемый в прессе. Однако такая база должна быть разработана только для постоянных клиентов филиала. Группировка клиентов по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и будет предусматривать следующих их категорий:

1. покупатели, которым  кредит может быть предоставлен  в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

2. покупатели, которым  кредит может быть предоставлен  в ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

3. покупатели, которым  кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Чтобы снизить  дебиторскую задолженность при  умеренной кредитной политике нужно  полностью исключить ненадежных клиентов, платежеспособность которых находится на недопустимо низком уровне. Предполагается, что сбором информации, касающейся возможности изъять дебиторскую задолженность должен заниматься юрисконсульт, а также в некоторых случаях бухгалтер и ведущий специалист. К его функциям, которые он выполняет в настоящее время, должен прибавиться ознакомление с деятельностью покупателя (учредительные документы, длительность и направление хозяйствования, его рейтинг на рынке). Не менее важное значение, имеет репутация предприятия и его руководства: компетентность, обязательность, порядочность, выполнение принятых обязательств перед бюджетом, кредитными учреждениями и партнерами. Эти данные можно получить на основе предоставленных документов самих плательщиков, а также соответствующих органов (налоговых инспекций, банка и т.д.). Следовательно, ответственность юрисконсульта также существенно повысится, поэтому необходимо установить вознаграждения персонала по работе с дебиторской задолженностью в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей. Повышением мотивации персонала по работе с дебиторской задолженностью должен заниматься отдел кадров, а также заместитель директора предприятия.

Необходимость в обязательной подготовке такой  информации сложилась в связи  с тем, что на предприятии присутствуют случаи невозможности взыскать дебиторскую задолженность (так как услуги были оказаны организациям-банкротам). Анализ финансового состояния филиала показал, что абсолютно недопустимо списывать за счет собственных средств дебиторскую задолженность. При умеренной кредитной политике будет предоставляться возможность отсрочки погашения задолженности клиенту (при этом только постоянному), который переживает временные финансовые трудности (естественно при анализе собранной информации о нем), разумеется, при существовании шансов на их преодоление.

При предоставлении коммерческого кредита следует  исходить из обоснованных решений, которые  касаются:

• оценки деятельности и кредитоспособности покупателя, заказчика;

• обоснования  целесообразности реализации продукции, предоставленной в кредит;

• определения  условий выдачи кредита (величина, сроки  погашения, льготы и т.д.);

• установления эффективных методов взимания дебиторской  задолженности.

Эффектом от данного мероприятия должно стать  полное исключение дебиторской задолженности безнадежной к взысканию.

Проанализировав собранную информацию в бухгалтерии, принимается решение о возможности кредитования при согласовании  с высшим руководством предприятия. Для этого стоит воспользоваться методом «дерево решений», наиболее доступным и популярным методом в менеджменте. Использование данного инструмента в филиале представлено на рисунке 4.

Рис.4.  «Дерево решений» по предоставлению кредита или об отказе от него

Политика взимания платы (инкассации) предусматривает: сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежей; условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Необходимо  использование «Календаря инкассации дебиторской задолженности» - платежи включаются в календарь в суммах и сроках, предусмотренных соответствующими контрактами с контрагентами. Он обеспечивает ежедневное управление поступлением денежных средств. Предлагается вести данный календарь в компьютерном варианте, что ускорит процесс учета дебиторской задолженности и повысит возможность ее оперативного изъятия.

Широкое использование  компьютерной техники при управлении дебиторской задолженностью приведет к ускорению ее учета, что в  свою очередь даст возможность больше времени тратить на анализ информации о возможных клиентах филиала. При помощи компьютерной техники ведется сбор данных по каждому клиенту – так называемая «платежная история», затем эти данные обобщаются и на их основе выносятся решения об установлении предельной величины кредита, которая может быть предоставлена клиенту; производится классификация дебиторов. Данные по каждому дебитору обобщаются и используются в системе контроля дебиторской задолженности. Итоговая информация о взаимоотношениях с дебиторами сосредотачивается в базе данных фирмы и используется для принятия решений относительно возможного изменения кредитной политики.

На данном предприятии  полностью автоматизировать управление дебиторской задолженностью, т.е. учет; автоматически осуществлять рассылку писем с предупреждением о сроках платежа и информацией о том, какие меры будут применены к должнику при неисполнении обязательств в срок; автоматически блокировать отгрузку, если превышен лимит или период просрочки исполнения обязательств по предыдущей поставке превысил допустимые значения; на основании договорных условий начислять пени и штрафы нецелесообразно.

Так как услуги, предоставляемые сторонним организациям абсолютно различны, и по составу и по цене, дебиторская задолженность некоторых сторонних организаций очень незначительная, поэтому сбор информации об их компетентности, обязательности, выполнение принятых обязательств перед бюджетом, кредитными учреждениями и т.д. не обязательна.

Автоматический  учет, предоставление информации о просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам приведет к ускорению ее оборачиваемости.

Обеспечение активного  использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Ранее выполненный анализ показал, что предприятие не использует современных форм рефинансирования. Это объясняется тем, что в РБ эти формы рефинансирования сравнительно новые, поэтому большинству хозяйственных субъектов не достает знаний и опыта, а также информации механизма их использования. Предлагается воспользоваться услугой факторинга, в частности будет предложено продать задолженность по расчетам с разными дебиторами  и кредиторами. Данное мероприятие очень актуально для анализируемого предприятия, так как оно позволит за счет уменьшения дебиторской задолженности  увеличить ликвидность и финансовую устойчивость предприятия, а также снизить риск финансовых потерь.

Продажа дебиторской задолженности  будет осуществлена при ставке дисконта 16%. Использование данного инструмента для уменьшения дебиторской задолженности имеет множество положительных сторон:

  • дополнительные оборотные средства, полученные путем инвестирования в них средств выплачиваемых банком, приводят к росту объемов производства;
  • при финансировании с использованием факторинга предприятие фактически не становится заемщиком (в отличие от случая с кредитом), в его балансе не возникает кредиторской задолженности. Таким образом, по мере необходимости наше предприятие сможет претендовать на дополнительное финансирование (например, в форме кредитной линии или овердрафта);
  • уступка банку дебиторской задолженностью в ряде случаев помогает снизить издержки на обеспечение учета продаж и административное управление;
  • возможность получать средства по поставке сразу после отгрузки за счет банка, что позволяет предложить покупателю более льготные условия покупки (например, повысить лимит товарного кредита или увеличить отсрочку платежа), а также привлечь новых клиентов;
  • оплата услуг банков по осуществлению факторинговых операций полностью включается в себестоимость;
  • происходит ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия и в целом всех оборотных активов;
  • как правило, финансирование с использованием факторинга не требует обеспечения.

Формирование  системы кредитных условий

В состав этих условий  входят следующие элементы:

1. срок предоставления  кредита (кредитный период);

2. размер предоставляемого  кредита (кредитный лимит);

3. стоимость  предоставления кредита (система  ценовых скидок при осуществлении  немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

4. система штрафных  санкций за просрочку исполнения  обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует  предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует  максимальный предел суммы задолженности  покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации — кредитора и других факторов.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении  немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется формулой:

ПСк = ЦСн 360 / СПк,                                                     

где ПСк — годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, %;

СПк— срок предоставления кредита (кредитный период), дни.

ПСк = 6%*360/122 = 17

Устанавливая  стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Информация о работе Финансы предприятий