Финансы в дореволюционной России 2. Роль и значение международных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:38, контрольная работа

Описание

Финансы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях).

Содержание

Финансы в дореволюционной России…………………………2 стр.
Роль и значение международных финансов…………………..10 стр.
Список литературы…

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 54.85 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Финансы в дореволюционной России…………………………2 стр.
  2. Роль и значение международных финансов…………………..10 стр.
  3. Список литературы……………………………………………..14 стр.

 

 

 

  1. Финансы в дореволюционной России.

Финансы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях).

Финансы в дореволюционной  России. Финансовое  хозяйство в  Древней Руси начало складываться вместе с появлением государства. Основным  источником доходов княжеской власти в 9-12 вв. были дань, различные пошлины  и натуральные повинности населения. Единицей этого первоначально нерегламентированного  обложения были дым и соха. Дань уплачивалась обычно продуктами сельского  хозяйства и промыслов (меха, воск, мед и т. п.). Часть ее князь брал на свои личные нужды, остальное расходовалось  на содержание дружины, органов управления и ведение войн. Основой денежных поступлений в казну княжескую  были пошлины и штрафы. В период монголо-татарского ига в 13-15 вв. все  население (кроме духовенства) вынуждено  было платить в пользу завоевателей специальный денежный налог с  каждой мужской головы и со скота. В нач. 14 в. русские князья получили право сами собирать денежный доход. Дмитрий Донской платил Золотой  Орде ежегодно около 5 тыс. р., Василий II - 7 тыс. р. Начала складываться посошная система обложения, которая установилась к концу 15 века. После падения монголо-татарского ига уплата денежного налога прекратилась. С образованием Русского централизованного государства дань превратилась в прямой налог с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей - данные деньги. Появились и новые прямые налоги: ямские, пищальные, на городовое, засечное и ямчужное дело. В середине 16 в. на содержание стрельцов начала взиматься стрелецкая подать, а на выкуп пленников - полоняничные деньги. Появляется откуп таможенных пошлин, в сер. 16 в. - винные откупа.

Складывается система  финансового управления. Основные налоги поступали в специальное ведомство, сложившееся в 50-60-х гг. 15 в., под названием "казна княжеская". Сбор новых налогов в 1-ю пол. 16 в. (ямских, пищальных, городовых и др.) был поручен Приказу большого прихода. Здесь сосредоточивались и таможенные сборы, взимавшийся таможенными старостами и целовальниками через таможенные избы. После ликвидации в середине 16 в. кормлений сборы на содержание должностных лиц были превращены в особый налог - "кормленный окуп". Он собирался земскими старостами и передавался в Москву "кормленным" дьякам, при которых в 60-70-е гг. 16 в. создаются приходные кассы - "чети" (четверти), превратившиеся в нач. 17 в. (Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская). Финансовые функции имели в 16-17 вв. и др. приказы (Стрелецкий, Посольский, Ямской и т. д.). Сбор ясака с нерусских народов Поволжья и Сибири осуществляли приказы Казанский и Сибирский. Доходы с собственных земель великого князя (царя) поступали в Дворцовую избу (позднее - в Приказ большого дворца). При дворе митрополита, а затем патриарха существовал свой казначей (с 17 в. - Казенный патриарший приказ). В 1534 была проведена унификация денежной системы, и рубль стал единой счетной единицей русского государства. Во 2-й половине 16 в. многие налоги взимались в денежной форме. В начале 17 в. возник Приказ большой казны, в ведении которого находились сбор прямых налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами, и монетное дело. К нему же перешли функции Приказа большого прихода, упраздненного в конце 17 в. Немалые доходы государству давали печатные пошлины, взыскивавшиеся с учреждений и частных лиц за скрепление их документов "государевой" печатью.

В 1679 было введено подворное  обложение населения. Ряд прямых налогов (стрелецкие, данные, малые  ямские, полоняничные и другие сборы) в 1672 был объединен в единую стрелецкую подать, сбором которой ведал Стрелецкий приказ.

Расширилась в начале 17 в. система косвенных налогов. Появлялись все новые торговые пошлины, многочисленность которых затрудняла их учет и сбор. Торговый устав 1653 и Уставная грамота 1654 отменили все торговые пошлины и ввели единый торговый налог. Меркантилистский Новоторговый устав 1667 установил высокие внешние таможенные пошлины, взимавшиеся только золотом или серебром. Пошлины взимались по системе откупов, а также через выборных таможенных голов и целовальников. Производилась и покупка иностранной монеты, что было тогда наряду с привозным серебром основным сырьем, для русских денег, и перечеканка ее в русскую с более высокой номинальной стоимостью. В первой половине 17 в. перечеканка давала 10% всех государственных доходов. Попытка правительства в 50-х гг. выпустить медные деньги с принудительным курсом серебряных вызвала рост цен, расстройство хозяйственной жизни и Московское восстание 1662. Правительству пришлось отказаться от дальнейшего производства медных денег и изъять их из обращения.

Во 2-й пол. 17 в. появились  первые органы государственного контроля. В 1655-1678 существовал Счетный приказ, куда поступали на ревизию приходные и расходные книги из других приказов.  Он же производил сбор недоимок и остатков ведомственных бюджетов. Затем составление ежегодных росписей государственных доходов и расходов и финансовый контроль были возложены на Ближнюю канцелярию (1699-1719).

Преобразования Петра I и  Северная война 1700-1721 потребовали больших денежных средств. С 1703 бюджет гос-ва был дефицитным. В начале 18 века значительно возрос налоговый гнет, изменились система налогов и способы их взимания. В 1699 сбор прямых и косвенных налогов с городского населения был передан бурмистрам и бурмистерским палатам, подчинявшимся сначала Бурмистерской палате, а затем Ратуше. Был введен ряд экстренных прямых налогов - драгунский, корабельный, подводный и т. п. Для определения числа плательщиков с 1719 года начали производиться периодические переписи - ревизии. Значительный доход давало гос-ву монопольное право на торговлю солью, поташом, рыбной икрой, табаком и др. товарами, которые представлялись на откуп и продавались с торгов. Появились новые сборы - гербовый (1699г.), крепостной. В конце правления Петра I насчитывалось до 40 видов различных косвенных налогов и канцелярских сборов. В основном эти сборы поступали в созданную в 1706 году Ижорскую канцелярию, частично - в некоторые специальные канцелярии.  Финансовый контроль в гос-ве стала осуществлять Ревизионная коллегия. С 1700 гос-во чеканило неполноценную монету, т. е. содержавшую металла меньше, чем ее номинальная стоимость.

В первую четверть 18 в. государственный бюджет России вырос более чем в 2 раза за счет повышения прямого обложения, косвенных налогов и др. сборов. Из 8,5 млн. р. гос. доходов в 1724 прямые налоги давали 55,3%, косвенные - 32,1%. Расходы в 1725 составляли 8864 тыс. р. (на армию и флот - 74%, на управление и церковь - 7,9%, содержание двора - 4,6%, Академию наук и т. д.). Усиление налогового гнета вызвало рост недоимок. По кабацким и канцелярским сборам за 1720-1732 годы они составили около 13,5 млн. р. К 1742 подушная недоимка превысила 5 млн. р. Для сбора налогов и выколачивания недоимок правительство прибегало к карательным мерам (штрафы, телесные наказания, тюремное заключение и т. п.). Государство пошло на сокращение воен. расходов, лишение жалованья чиновников ряда учреждений. И все же в 1767 на содержание армии и флота уходило 47,6% гос. доходов, на государственный центральный и местный аппарат - 24,3%, на содержание императорского двора - 10,9%. В 40-50-е гг. 18 в. правительство пыталось увеличить государственные доходы путем развития промышленности и торговли. Была проведена таможенная реформа 1753-1754г., отменившая внутренние пошлины. Чтобы компенсировать потерю этих доходов, были на 13% повышены ввозные и вывозные внешние пошлины. Увеличивались прямые налоги.

В 1776 был введен межевой  сбор. Гербовый сбор с 1797 года стал взыскиваться дифференцированно. В 1769 впервые в России были выпущены бумажные деньги - ассигнации, первоначально имевшие металлическое обеспечение. С 1786 их выпуск стал покрывать бюджетный дефицит. К 1796 ассигнаций было выпущено уже на 150 млн. р. С 1786 года казна прекратила их обмен на серебро, а затем и на медь. Курс ассигнаций стал падать. К концу 18 в. серебряный рубль был дороже ассигнационного на 40 коп. За правление Екатерины II были заключены внешние займы почти на 76 млн. гульденов (43,3 млн. р.). Из них было погашено лишь 13,9 млн. гульденов (24,3 млн. р.). Государственный долг к концу царствования Екатерины II достиг 215 млн. р.

Во второй половине 18 в. появились в России государственные банки, через которые государство кредитовало в основном дворян-помещиков. В 1754 был учрежден государственный заемный банк (в составе Банка для дворянства и Купеческого банка), реорганизованный в 1786 в государственные заемный дворянский банк. С началом выпуска ассигнаций были созданы в 1769 года в Петербурге и Москве специальные банки, которые были объединены при Сенате в 1786 в Государственный ассигнационный банк. В 1772 были созданы банки: Ссудная, Вдовья и Сохранная казны. Имели кредитные функции и приказы общественного призрения.

К концу 18 в. изменилось управление финансами. С 1775 года в губерниях были созданы для заведования финансовыми хозяйственными делами казенные палаты, в уездах - уездные казначейства. Общее руководство финансами России было передано в Сенат, где в 1781 года были созданы 4 экспедиции (государственных доходов, государственных расходов, свидетельства счетов, государственных недоимок) и 2 Штатных казначейства (в Петербурге и Москве), являвшиеся общероссийскими приходно-расходными кассами. В первую половину 19 в. вся финансовая система России находилась в упадке, что являлось отражением общего кризиса феодально-крепостнического строя. Существовала хроническая дефицитность бюджета, рос государственный долг, денежная система была расстроена. В 1810 правительство издало "Финансовый манифест", по которому подушная подать со всех помещичьих, удельных крестьян увеличивалась до 2 р. с ревизской души. Этим же манифестом правительство попыталось обложить налогом и дворян, но, встретив сопротивление, было вынуждено вскоре фактически отказаться от этого обложения, которое официально было отменено в 1819.

Отечественная война 1812 года ухудшила финансовое положение России. Общий дефицит государственного бюджета за 1812-1814 года составил 360 млн. р. Его удалось покрыть выпуском ассигнаций, внутренними займами и английскими субсидиями.

Во второй половине 19 в. основными налогоплательщиками оставались крестьяне. Усиление их эксплуатации вело к росту недоимок. В 1848 года подушная подать полностью была собрана лишь в 1/5 всех губерний России, в остальных недоимки составляли до 40% оклада. В 1851 году общая сумма недоимок только от подушной подати составила 110 млн. р. Наиболее устойчивой частью дохода оставались винные откупа, дававшие в среднем ежегодно более 25% бюджета. Большая часть расходов государства шла на содержание армии и карательного аппарата. Еще в первой половине 19 в. была сделана попытка сократить количество бумажных денег в обращении. С 1817 изъятие ассигнаций проводила Государственная комиссия погашения долгов (учреждена в 1810году). Ей удалось выкупить и уничтожить за 1817-1822 около 240 млн. р. (в обращении осталось еще 596 млн. р. ассигнациями). Курс ассигнационного рубля повысился до 27 копеек серебром. В 1843 были выпущены новые бумажные деньги - кредитные билеты, на которые и были обменены ассигнации. Основной счетной единицей стал серебряный рубль. Кредитные билеты могли обмениваться на серебро и золото. Эта реформа лишь на время восстановила нормальное денежное обращение в России. В период Крымской войны 1853-56 правительство широко осуществляло эмиссию бумажных денег. Для покрытия дефицитов в эти годы выпущено было кредитных билетов более чем на 290 млн. р.. Результатом огромного выпуска бумажных денег явилось новое падение курса рубля и рост цен на товары. В 1858 году размен кредитных билетов на золото и серебро был прекращен. Кредитный рубль оценивался в 1859 году в 83,5 копеек золотом.

В условиях феодально-крепостнического хозяйства России, кредит был развит слабо. За исключением Государственного ассигнационного банка. В 1817 году "для оживления оборотов промышленности и содействия в кредите торговому сословию" был создан Государственный коммерческий банк. В административном отношении кредитные учреждения не были централизованы. Часть их находилась вне ведения министерства финансов. В министерстве финансов банками управляла созданная в 1824 году Особенная канцелярия по кредитной части. В 1818 году для высшего надзора и контроля за кредитными оборотами и операциями был учрежден межведомственный Совет государственных кредитных установлений (существовал до 1895года).

В первой половине 19 в. изменилась система управления финансами. В 1802 году было учреждено министерство финансов, в ведении которого находились "управление казенными государственными частями, исправная доставка правительству нужных на содержание его доходов и генеральное всех доходов рассматривание по различным частям государственных расходов". Но оно не сразу стало центральным финансовым ведомством. Часть финансовых дел находилась в существовавшем до 1811 года Министерстве коммерции, в Министерстве внутренних дел (соляное дело до 1810года). Основными местными финансовыми органами оставались казенные палаты и уездные казначейства. В 1819 таможенные учреждения были объединены в таможенные округа (16 округов). В 1811 году государственная экспедиция счетов Сената, департамент старых счетов бывшей Ревизионной коллегии и счетная экспедиция Департамента водных коммуникаций были объединены в главное управление ревизии государственных счетов. Это ведомство занималось проверкой только сводной документации (генеральных отчетов). Целый ряд учреждений (Удельное ведомство, Кабинет, банки, воспитательные дома, Синод и др.) не были подведомственны государственному контролю. Слабость финансового контроля способствовала расхищению государственных средств.

По "Общему учреждению министерств" с 1811 года устанавливался соответствующий порядок финансовой отчетности и составления бюджета на следующий год. Ежегодно министры должны были представлять свои финансовые отчеты в Министерство финансов и Главное управление ревизии государственных счетов. Сведения о бюджете были секретными и оглашению не подлежали. Финансовые реформы 60-х гг. 19 в. изменили финансовую систему России, приспособили ее в определенной степени к развитию капитализма. В связи с проведением крестьянской реформы 1861 года государство взяло на себя ее кредитование, за что получило значительный доход. С 1863 года малодоходная для государства подушная подать с мещан была заменена налогом с недвижимых городских имуществ в 0,2% их ценности, с 1883 - до 0,3%. В 1875 году был установлен государственный поземельный налог, которрым облагались все удобные земли и леса в зависимости от ценности земель. Это был единственный налог, который платили со своих земель помещики-дворяне. Широкое развитие в пореформенной России косвенных налогов привело к тому, что к 80-м гг. роль подушной подати с крестьян в государственных доходах сильно упала. С 1882 года началось постепенное сокращение и отмена подушной подати. Взимание ее во всех губерниях Европ. России было прекращено с 1887 года, в Сибири с 1899 года . Подушная подать была заменена поземельным налогом.

Отмена подушной и оброчной податей не облегчила тяжелого экономического положения крестьянства, которое оставалось основным налогоплательщиком. Кроме того, они продолжали нести в пользу государства ряд средневековых натуральных повинностей (дорожную, подводную, по тушению пожаров и др.). Прямые налоги поглощали большую часть крестьянского бюджета. По подсчетам В. И. Ленина, в Воронежской губернии в конце 80-х гг. подати и повинности отнимали у крестьян 70% их дохода. Продолжали расти недоимки.

Тяжелым бременем на широкие  народные массы ложились косвенные налоги. В. И. Ленин писал о них: "Косвенные налоги - самые несправедливые налоги, потому что бедным гораздо тяжелее платить их, чем богатым. Богатый получает доход вдесятеро больше, чем крестьянин или рабочий, а то даже и во сто раз больше... Богатый заплатит из своего дохода меньшую долю в виде налога, чем бедный"

В 1861 году винные откупа были упразднены. С 1863 года начал вводиться акциз на производство спиртных напитков. Это был результат как роста производства спирта, так и увеличения акциза. В 1894 году в России была введена винная монополия. Уже в первые 6 лет ее действия она дала государству доход 68 млн. р. В 1903 году эта монополия принесла гос-ву 542 млн. р..

В пореформенное время  широкое развитие получают налоги на торговлю и промыслы. Положение о  государственном промысловом налоге 1865 года установило повышенные пошлины на право торгов и промыслов. С 1898 года  была введена система постоянных окладов промыслового налога по 4 классам местности и по разрядам предприятий. Был установлен дополнительный промысловый налог с капитала и процентный сбор с прибылей акционерных и других предприятий. Доходы государства от промыслового налога резко возросли (в 1884 г.- около 21 млн. р., 1900 г. - почти 70 млн. р.). Закон 1885 года установил налог на денежный капитал (на доходы с процентных бумаг). В 1881-1900 гг. удвоились поступления от различных пошлин с торговых и гражданских сделок и юридических действий. Особенно вырос гербовый сбор. В 1900 году он составлял 42 млн. р. Существовало 462 сорта гербовых знаков (марок, гербовой бумаги, бланков, бандеролей, ярлыков и пр.) разной стоимости.

Информация о работе Финансы в дореволюционной России 2. Роль и значение международных финансов