Финансы в дореволюционной России 2. Роль и значение международных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:38, контрольная работа

Описание

Финансы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях).

Содержание

Финансы в дореволюционной России…………………………2 стр.
Роль и значение международных финансов…………………..10 стр.
Список литературы…

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 54.85 Кб (Скачать документ)

Бюджетные дефициты 1861-1887 гг. покрывались внутренними и внешними займами, распродажей государственных имуществ, выпуском бумажных денег. К 1879 году курс бумажного рубля снизился до 63 коп. золотом. В условиях развития капитализма и усиления эксплуатации трудящихся правительству удалось увеличить налоговые поступления, создать превышение экспорта над импортом, расширить государственные запасы золота. Все это подготовило денежную реформу 1895-1897гг., в результате которой удалось ликвидировать бумажно-денежное обращение и ввести золотую валюту. По существу была произведена девальвация, но она носила скрытый характер. Приравнение золотого рубля к бумажному было достигнуто путем перечеканки монеты и уменьшения золотого содержания рубля на 1/3. Бездефицитные бюджеты и создание "свободной наличности" являлись результатом "официального финансового фокусничества" и имели своей основой возраставшую государственную задолженность и усиливавшееся налоговое бремя. Государственный долг России в 1861 году составил 1264 млн. р., в 1892 году - 4905 млн. р., в 1903 году - 6679 млн. р.

В нач. 20 в. в условиях империалистического развития России происходило дальнейшее изменение финансового хозяйства страны. За 1903-1913 гг. доходы государства возросли более чем в 1,5 раза. Основными источниками пополнения государственного бюджета были: винная монополия, акцизные и таможенные сборы. Основными налогоплательщиками оставались трудящиеся, хотя доля прямых налогов в бюджете продолжала падать. В 1913 году вместе с расходами на содержание царской семьи, верхов бюрократии и духовенства они составляли 350,5 млн. р. более 10% расходов государства. На нужды народного просвещения в 1913 году было истрачено 4,6% всех государственных расходов. Продолжалось кредитование помещиков и буржуазии. Так, помещики получили от государства за 1886-1910 гг. в счет ссуд Дворянскому банку 1260 млн. р. В годы экономического кризиса 1900-1903 гг. правительство выдавало пособия и различные ссуды (часто безвозмездные) акционерным обществам, частным банкам.

Внешняя задолженность России в 1914 году равнялась 4,3 млрд. р. Платежи процентов по этим займам в среднем за 1908-1912 гг. составляли в год 350 млн. р., а вместе с очередным погашением около 400 млн. р. в год (13% всех доходов гос-ва).

Учрежденная в 1906 году Государственная дума получила право утверждать государственную роспись доходов и расходов, финансовой сметы министерств и главой управлений, отчеты государственного контроля. Но Государственная дума при обсуждении бюджета не имела права изменять перечень доходов и расходов, и ее отказ в утверждении бюджета того или иного ведомства вовсе не приостанавливал его исполнение.

Первая  мировая война 1914-1918 гг. нанесла удар внешнему показному благополучию и привела по существу к банкротству государственных финансов России. Прекращение с 1914 года торговли спиртными напитками, сокращение таможенных сборов, огромные бесплатные военные перевозки по железной дороге, сокращение внешней торговли, изъятие вкладов из сберегательных касс - все это значительно подорвало доходную часть бюджета. Несмотря на введение налогов военного времени, увеличение акциза, гербового сбора, железно-дорожных тарифов и др., уже в 1914 году доходы по сравнению с 1913 года сократились на 524 млн. р. (15%). В 1915 году доходы государства уменьшились еще на 70 млн. р. Лишь в 1916 году было достигнуто формальное увеличение доходов до 4 млрд. р. (3974 млн.) за счет резкого возрастания косвенных налогов и введения ряда новых обложений, основная тяжесть которых по-прежнему ложилась на трудящихся. В действительности же в первые месяцы войны были израсходованы все наличные финансовые средства государства. Все расходы (обычные, чрезвычайные и военные) за 1914 год составили более 5,7 млрд. р., в 1915 году - 6,9 млрд. р., в 1916 году - 10,9 млрд. р. Основными источниками пополнения бюджета явились бумажно-денежная эмиссия и займы. С началом войны в 1914 году размен государством бумажных денег на золото был прекращен. Общая сумма бумажных денег, находившихся в обращении, возросла с 1,5 млрд. в 1913 году до 10 млрд. р. Началось быстрое падение курса бумажного рубля с 80 копеек до 27 копеек. Эмиссия вызвала дороговизну, которая при сохранении низкой зарплаты тяжело ударила по народным массам.

Другим источником пополнения бюджета явились займы. На 1 сентября 1917 года правительство России заключило займы на 36 млрд. р. (внешние - 8 млрд., внутренние - 11,5 млрд., остальное - краткосрочные обязательства государственного казначейства). Основным внешним кредитором была Англия. Царское правительство широко выдавало субсидии, ссуды и авансы монополиям и отдельным капиталистам. Из общей суммы расходов государствва за 1914-1916 гг. в 19,8 млрд. р. на военные нужды было израсходовано 12,2 млрд. Большая часть этих средств попала в руки империалистической буржуазии.

Правительство в основном продолжало финансовую политику царского правительства: увеличение косвенных налогов, незначительное обложение буржуазии, эмиссия бумажных денег, увеличение внутренней и внешней задолженности. Оно подтвердило все финансовые обязательства царского правления. Принятием 12 (25) июня 1917 года законов "О повышении окладов государственного подоходного налога", "Об установлении единовременного налога", "Об изменении оснований взимания и размеров временного налога на прирост прибылей...". Временное правительство попыталось усилить налоговое обложение буржуазии. Но неясные формулировки давали монополиям возможность утаивать большую часть своих сверхприбылей, и поскольку не устанавливалась определенная ответственность за неуплату налогов, то буржуазия стала их саботировать. В марте 1917 года правительство выпустило долгосрочный займ (на 54 года) - "Заем свободы", который дал 3182,1 млн. р. к октябрю 1917 года (наличными было только 250 млн. р., остальное - краткосрочные обязательства государственного казначейства, т. е. векселя).

Новые займы на сумму 325 млн. долларов правительство получило от США. Всего союзники предоставили, займы на сумму в 2034 млн. р. При Временном правительстве резко усилилась эмиссия. Общая сумма кратковременных обязательств государства дошла до 10 млрд. р. Было выпущено новых кредитных билетов на сумму 8967,4 млн. р. К концу октября 1917 года в обращении находилось около 19 млрд. р. бумажных денег. С августа 1917 года стали выпускаться кредитные билеты упрощенного образца (в 250 и 1000 р. т. н. "думские"), с сентября - казначейские знаки в 20 и 40 р. без подписи и номера, большими неразрезанными листами (получившие название - "керенки").

Все доходы России за март - октябрь 1917 года составили почти 17 млрд. р. (16 964,5 млн. р.) из них почти 80% (13 407 млн. р.) - поступления от кредитных операций. Расходы за этот период превысили 21 млрд. (21 114,6 млн. р.), из них более 70% (15 944,6 млн. р.) было потрачено на войну. Дефицит бюджета достиг 4 150,1 млн. р. Государственный долг России к 25 октябрю достиг 49 005 млн. р. (37 811 млн. - внутренний и 11 194 млн. р. - внешний, из них 7205 млн. р. - за годы войны). Уплата только одних процентов по государственному долгу требовала ежегодно 3 млрд. р. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции Россия находилась на грани финансового банкротства.

Современный путь России к  рыночному хозяйству своеобразен  и труден, осложнен рядом нерешенных проблем, во многом напоминающих те, которые  экономика нашего государства преодолевала в середине – конце XIX века и начале XX века. Национальные традиции, российский исторический опыт в области построение кредитно-денежной политики, акционирования, выпуска и обращения ценных бумаг  важны для сегодняшней практики коммерческих структур и государства  в этой сфере.

 

 

  1. Роль и значение международных финансов.

Международные финансы —  понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении.

Глобализация — рост мировой  торговли, масштабов и специализации  производства, развитие международных  потоков капитала, межграничное движение товаров, услуг и людей — привела  к развитию международных финансов, возникновению мировых финансовых рынков, международных финансовых корпораций, усложнению межгосударственных финансовых отношений и других аспектов международной  финансовой деятельности.

Финансы, как никакая другая категория (цена, кредит и др.) дают возможность  приспособить (трансформировать) потребности  производства к потребностям потребления. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот  производственных фондов на расширенной  основе, регулировать отраслевую и  территориальную структуру экономики, внедрять научно-технические достижения, стимулировать инвестиционную деятельность и обеспечивать различные общественные потребности.

В повседневной хозяйственной  деятельности важна не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления финансовых отношений, виды которых устанавливаются государством. Определяя организационные формы  проявления категории финансы, государство  использует их как активный инструмент управления экономикой.

Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно  и качественно влиять на общественное производство.

Количественное влияние  характеризуется объемом и предложением мобилизованных, распределенных и использованных финансовых ресурсов.

Качественное влияние  выявляется в интересах участников воспроизводственного процесса через  формы организации финансовых отношений (каким способом формируются финансовые ресурсы, в каких формах и на каких  условиях осуществляется их движение и использование).

Существует три главные направления финансового влияния на процессы общественного развития:

1) финансовое обеспечение  потребностей расширенного воспроизводства;

2) финансовое регулирование  экономических и социальных процессов;

3) финансовое стимулирование.

Финансовое обеспечение  воспроизводственного процесса - это  покрытие затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулированных субъектами хозяйствования и государством.

В условиях экономической  и хозяйственной самостоятельности  субъекты хозяйствования формируют  источники расширенного воспроизводства  за счет собственных финансовых ресурсов, привлеченных на акционерной основе, или на паевых основах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, бюджетных ассигнований и др. Дополнительными источниками финансового обеспечения могут быть средства, мобилизованные на рынке ценных бумаг, иностранные инвестиции.

Финансовое обеспечение  расширенного воспроизводства может  осуществляться в таких формах:

• бюджетное финансирование как предоставление средств из бюджета  на безвозвратной основе;

• кредитование - это предоставление средств на принципах возвратности, платности, срочности и обеспеченности;

• самофинансирование предусматривает  осуществление расходов субъектов  хозяйствования на основную деятельность и ее развитие за счет собственных  средств. Принцип самофинансирования допускает привлечение кредитных  ресурсов;

• оренда (лизинг) - это передача имущества в пользование за определенную плату и на определенный срок;

• инвестирование - процесс  вложения средств в те или иные объекты с расчетом на увеличение их стоимости, а также получения дополнительного дохода.

Финансовое регулирование  экономических и социальных процессов  осуществляется прежде всего через перераспределение части доходов предприятий и организаций, а также населения и направление этих средств в бюджеты и государственные целевые фонды для удовлетворения государственных потребностей.

Конкретными формами осуществления  распределения и перераспределения  созданной стоимости являются финансовые рычаги, к которым относятся налоги, обязательные взносы, нормы амортизационных  отчислений, нормы использования  средств в бюджетных учреждениях, арендная плата, процент за кредит, дотации, субсидии, субвенции, штрафы, пеня, премии и др.

К финансовым стимулам развития производства и повышения его  эффективности относятся:

• бюджетные стимулы;

• приоритетное и наиболее эффективное направление инвестирование финансовых ресурсов;

• финансовые льготы и санкции.

В целом роль финансов в  обществе заключается в следующем:

1) финансы обеспечивают  кругообращение финансовых ресурсов  и тем самым беспрерывность  процесса воспроизводства;

2) обеспечивают распределение  ВВП и обеспечивают финансовые  потребности юридических, физических  лиц и государства;

3) осуществляют перераспределение  первичных и вторичных доходов  между отраслями, регионами, слоями  населения, юридическими и физическими  лицами;

4) влияют на интересы  субъектов распределительных отношений  и регулируют различные направления  социально-экономического развития;

5) играют главную роль  в системе экономических методов управления экономикой;

6) финансовые показатели  являются индикаторами економического и социального уровня развития общества, субъектов хозяйствования;

7) обеспечивают контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов в государстве.

 

Международные финансы отражают состояние и развитие постоянно  меняющейся международной денежной системы, состояние и изменение  платежных балансов отдельных стран, международных финансовых рынков, международных  финансовых корпораций, международной  банковской и инвестиционной деятельности. Основными участниками мировой  системы финансов являются: банки, транснациональные  корпорации, портфельные инвесторы  и международные официальные  заёмщики. Мировые финансовые операции стали динамичной силой, оказывающей  существенное воздействие на финансовые системы отдельных стран, и во взаимодействии с мировой экономической  средой — мощным инструментом интеграции экономических и финансовых рынков стран и регионов. Они также  способствуют международному распространению  кризисных явлений.

Особенностью финансовой системы является то, что она складывается не только в отдельно взятой стране или регионе и является национальной, но и в международном масштабе, т.е. выступает как наднациональная, интернациональная или, как часто  ее называют, – международная финансовая система (сокращено «международные финансы»).

Информация о работе Финансы в дореволюционной России 2. Роль и значение международных финансов